Цель:
- Продолжать закреплять с детьми гласные звуки А, У, О, И, Э.
- Формировать у детей умение различать гласные звуки, закреплять понятие “гласный звук”, учить детей давать акустико-артикуляционную характеристику звука;
- Развитие лексико-грамматического строя речи — игра “Один - несколько”; развитие звуковой культуры речи (навыки звукового анализа, дыхание и голос, фонематический слух и восприятие);
- Развитие психических процессов (зрительной памяти, мышления, слухового и зрительного внимания).
Оборудование:
- карточки-схемы обозначающие гласные звуки (по количеству детей);
- предметные картинки начинающиеся на гласные звуки: Эскимо, Улитка, Иголка, Очки, Арбуз, Утюг, Экскаватор, Индюк, Овощи, Апельсин.
- кораблик (рисунок);
- цветочки;
- игра “Доскажи словечко”
- игрушки: обезьяна, улитка;
- сундук;
- медальки (по количеству детей).
I. Организационный момент.
Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие на необитаемый остров. Но перед тем как отправится в путь вспомним наше правило:
Каждый день, всегда, везде
На занятиях, в игре
Громко, чётко говорим,
Никогда мы не спешим.
И выполним задание.
II. Основная часть.
Инструкция: Ребята, посмотрите на мой рот и скажите, какой звук я произношу А/О, У, И, Э/. Почему вы решили, что это звук А /О, У, И, Э/?
- Как вы думаете, какие это звуки?
- Почему эти звуки, называют гласными звуками?
Инструкция: Ребята, давайте сейчас с вами пропоём гласные звуки громко — тихо, медленно — быстро.
Молодцы, ребята! Все хорошо справились с заданием, и мы можем смело отправляться в путешествие. И так, в путь! Тихо садимся на свои места.
Инструкция: По пути на остров мы увидим с вами, а кого или что сейчас узнаем. У вас на столе лежат карточки - схемы с обозначением гласных звуков. Сейчас я вам покажу картинки. Вам надо будет определить на какой звук начинается каждое слово, и подобрать к этой картинке карточку - схему с гласным звуком.
Ребята, что это? - очки. На какой звук звук начинается слово Очки? - на звук О.
- Найдите схему обозначающую звук О. и т.д.
Пожалуйста перечисли по-порядку звуки. Правильно самые первые вы увидели очки, и т.д.
Вот и остров, ребята, подойдите ко мне.
На острове нас встречает ... обезьяна.
Инструкция: Ребята, посмотрите, на острове много заколдованных цветов, давайте поможем обезьянке расколдовать их. Возьмите каждый по цветочку. Давайте вспомним, как надо правильно дышать. Приготовились. Вдохнули через нос, выдохнули через рот на цветок.
.... - кто (что) спрятался (ось) у тебя в цветке? На какой звук начинается твоя картинка?
Молодцы! Помогли обезьянке расколдовать цветы. Но нам снова пора отправляться в путь, садимся на свои места.
Перед нами остров улиток. Улитка приготовила для путешественников интересное задание “Доскажи словечко”:
На берегу растёт ива,
А рядом с нею ..... ивы
На острове живёт улитка,
А рядом с ней ..... улитки.
На пальме сидит обезьяна,
А рядом ..... обезьяны.
Вот апельсин один,
А вот второй,
А вместе ..... апельсины.
Вот летит оса,
А за нею .... осы.
Вот утка -
А за ней идут ...... утята.
Молодцы, справились с заданием.
Вот мы и приплыли на необитаемый остров. Подойдите ко мне.
Ли-ли-ли — мы плыли из дали.
Ыл-ыл-ыл — наш корабль приплыл.
Ли-ли-ли — мы по острову шли.
Ук-ук-ук — мы нашли сундук.
Ад-ад-ад — а там клад.
Им-им-им — на корабль мы бежим.
Вот беда. На нашем корабле — вода, кто-то из пиратов пробил наш корабль. Нам надо найти чем закрыть пробоины. На корабле , на месте пробоин схемы — обозначающие гласные звуки, у меня есть карточки, вам надо определить на какой звук начинается слово. Этой карточкой мы и закроем пробоину.
Кто это? На какой звук начинается слово? Найди на корабле карточку-схему обозначающую этот звук.
III. Итог.
Молодцы! Корабль починили, плывём домой.
- Ребята, какие звуки мы сегодня с вами повторяли. Перечислите их. Почему эти звуки мы называем гласными звуками?
- Ребята, как вы думаете, как сегодня вы занимались на занятии?
- Кого вы встретили во время путешествия?
- Как вы думаете, со всеми заданиями вы справились?
Молодцы! А самое главное, мы с вами на острове нашли клад.
Занятие закончено.