НОД по развитию звуковой культуры речи на тему "Гласные звуки"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель:

  • Продолжать закреплять с детьми гласные звуки А, У, О, И, Э.
  • Формировать у детей умение различать гласные звуки, закреплять понятие “гласный звук”, учить детей давать акустико-артикуляционную характеристику звука;
  • Развитие лексико-грамматического строя речи — игра “Один - несколько”; развитие звуковой культуры речи (навыки звукового анализа, дыхание и голос, фонематический слух и восприятие);
  • Развитие психических процессов (зрительной памяти, мышления, слухового и зрительного внимания).

Оборудование:

  • карточки-схемы обозначающие гласные звуки (по количеству детей);
  • предметные картинки начинающиеся на гласные звуки: Эскимо, Улитка, Иголка, Очки, Арбуз, Утюг, Экскаватор, Индюк, Овощи, Апельсин.
  • кораблик (рисунок);
  • цветочки;
  • игра “Доскажи словечко”
  • игрушки: обезьяна, улитка;
  • сундук;
  • медальки (по количеству детей).

I. Организационный момент.

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие на необитаемый остров. Но перед тем как отправится в путь вспомним наше правило:

Каждый день, всегда, везде
На занятиях, в игре
Громко, чётко говорим,
Никогда мы не спешим.
И выполним задание.

II. Основная часть.

Инструкция: Ребята, посмотрите на мой рот и скажите, какой звук я произношу А/О, У, И, Э/. Почему вы решили, что это звук А /О, У, И, Э/?

  • Как вы думаете, какие это звуки?
  • Почему эти звуки, называют гласными звуками?

Инструкция: Ребята, давайте сейчас с вами пропоём гласные звуки громко — тихо, медленно — быстро.

Молодцы, ребята! Все хорошо справились с заданием, и мы можем смело отправляться в путешествие. И так, в путь! Тихо садимся на свои места.

Инструкция: По пути на остров мы увидим с вами, а кого или что сейчас узнаем. У вас на столе лежат карточки - схемы с обозначением гласных звуков. Сейчас я вам покажу картинки. Вам надо будет определить на какой звук начинается каждое слово, и подобрать к этой картинке карточку - схему с гласным звуком.

Ребята, что это? - очки. На какой звук звук начинается слово Очки? - на звук О.

- Найдите схему обозначающую звук О. и т.д.

Пожалуйста перечисли по-порядку звуки. Правильно самые первые вы увидели очки, и т.д.

Вот и остров, ребята, подойдите ко мне.
На острове нас встречает ... обезьяна.

Инструкция: Ребята, посмотрите, на острове много заколдованных цветов, давайте поможем обезьянке расколдовать их. Возьмите каждый по цветочку. Давайте вспомним, как надо правильно дышать. Приготовились. Вдохнули через нос, выдохнули через рот на цветок.

.... - кто (что) спрятался (ось) у тебя в цветке? На какой звук начинается твоя картинка?

Молодцы! Помогли обезьянке расколдовать цветы. Но нам снова пора отправляться в путь, садимся на свои места.

Перед нами остров улиток. Улитка приготовила для путешественников интересное задание “Доскажи словечко”:

На берегу растёт ива,
А рядом с нею ..... ивы
На острове живёт улитка,
А рядом с ней ..... улитки.
На пальме сидит обезьяна,
А рядом ..... обезьяны.
Вот апельсин один,
А вот второй,
А вместе ..... апельсины.
Вот летит оса,
А за нею .... осы.
Вот утка -
А за ней идут ...... утята.

Молодцы, справились с заданием.

Вот мы и приплыли на необитаемый остров. Подойдите ко мне.

Ли-ли-ли — мы плыли из дали.
Ыл-ыл-ыл — наш корабль приплыл.
Ли-ли-ли — мы по острову шли.
Ук-ук-ук — мы нашли сундук.
Ад-ад-ад — а там клад.
Им-им-им — на корабль мы бежим.

Вот беда. На нашем корабле — вода, кто-то из пиратов пробил наш корабль. Нам надо найти чем закрыть пробоины. На корабле , на месте пробоин схемы — обозначающие гласные звуки, у меня есть карточки, вам надо определить на какой звук начинается слово. Этой карточкой мы и закроем пробоину.

Кто это? На какой звук начинается слово? Найди на корабле карточку-схему обозначающую этот звук.

III. Итог.

Молодцы! Корабль починили, плывём домой.

  • Ребята, какие звуки мы сегодня с вами повторяли. Перечислите их. Почему эти звуки мы называем гласными звуками?
  • Ребята, как вы думаете, как сегодня вы занимались на занятии?
  • Кого вы встретили во время путешествия?
  • Как вы думаете, со всеми заданиями вы справились?

Молодцы! А самое главное, мы с вами на острове нашли клад.

Занятие закончено.