Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Приоткрыв завесу старины…". 5-й класс

Разделы: Технология

Класс: 5


Пояснительная записка.

Как жили наши предки? Как одевались? Что ели? Как работали и отдыхали? Какие песни пели? Какие сказки рассказывали? Ответы на эти вопросы косвенно рассматриваются в разных учебных предметах. Зачастую эти сведения разрозненны и не дают целостного восприятия уникального пласта отечественной культуры – народной культуры, крестьянского искусства России. Программу курса внеурочной деятельности “Приоткрыв завесу старины” можно рассматривать как системообразующий элемент изучения самобытной национальной культуры для школьников младшего подросткового возраста, что способствует достижению важнейшей цели современного образования – воспитанию нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Цель программы курса “Приоткрыв завесу старины” – приобщить обучающихся к изучению традиционной русской народной культуры в целом, а также народного искусства Орловского края.

Задачи программы:

  • Познакомить с основными явлениями народной культуры: древние образы и символы народного искусства, устройство народного быта, фольклор, виды декоративно-прикладного искусства и народные промыслы.
  • Познакомить с календарными народными праздниками.
  • Сформировать навыки изготовления традиционных народных кукол.
  • Создать условия для реализации творческих способностей и формирования навыков учебного сотрудничества в процессе подготовки и проведения традиционных народных праздников и посиделок.
  • Создать условия для формирования навыков социальной активности в процессе подготовки и проведения мероприятий для младших школьников.

Общая характеристика курса внеурочной деятельности.

Актуальность программы. Современные дети, также как взрослые, живут в быстро развивающемся и постоянно меняющемся мире всеобщей глобализации и компьютеризации, в мире экологических катастроф и кризиса национальных идей. Отечественный и мировой опыт свидетельствуют о том, что забвение народных традиций, их утрата грозит распадом этнокультурных связей, потерей национального иммунитета, образованием чуждых для этноса аномалий в жизни общества. Знакомство с традиционной национальной культурой и народными традициями способствует укреплению связей между поколениями, воспитанию патриотизма. Успешность освоения материала курса базируется на широком использовании местного краеведческого материала, представленного в школьном краеведческом уголке: коллекции народных костюмов, тряпичных кукол, рушников, предметы народного быта, исследовательские работы выпускников школы.

Новизна программы заключается в объединении материала по народной культуре из разных учебных предметов на основе изучения особенностей народного быта и различных видов декоративно-прикладного искусства. В качестве основного объекта практических работ выбрана традиционная народная кукла, как наиболее яркое выражение традиционных идей народной культуры.

Программа соответствует действующим законодательным актам и нормативно-правовым документам:

  1. Концепция развития дополнительного образования детей на 2015-2020 гг. (Распоряжение Правительства от 4.09.2014 г. № 729-р).
  2. Письмо Департамента образования и науки РФ от 12.05.2011 г. № 03-296 “Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования”.
  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования”.
  4. Приложение к письму Министерства образования и науки РФ от 11.06.2002 г. № 30-51-433/16 “Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях”.
  5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189 “Об утверждении Сан ПиН 2.4.2.2821-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях”.

Описание курса внеурочной деятельности в учебном плане.

Курс соответствует общекультурному направлению. Содержание программы, выбор форм и методов работы позволяет говорить о своеобразии программы, в которой интегрируются и другие направления внеурочной деятельности. Так, взаимодействие школьников во время практических работ, организация и проведение праздничных мероприятий направлено на освоение социальных норм общения в рамках социального направления. Спортивно-оздоровительное направление реализуется в процессе проведения народных подвижных игр. Знакомство с историческими сведениями способствует повышению общеинтеллектуального уровня, а знание народных традиций – духовно-нравственного потенциала обучающихся.

Принципы отбора содержания программы:

  • Принцип соответствия индивидуальному запросу обучающихся: содержание имеет личностную значимость.
  • Принцип практической значимости: формируемые знания и умения востребованы в повседневной жизни.
  • Принцип научности: предъявляемый материал соответствует современной трактовке определенных понятий, обучающимся предоставляется возможность сравнить разные точки зрения.
  • Принцип наглядности: для наиболее полного восприятия материал максимально иллюстрирован и представлен в виде реальных объектов, макетов, образцов.
  • Принцип интеграции: в процессе занятий осуществляется обобщение знаний, ранее полученных в разных учебных предметах.
  • Принцип творческой активности: на занятиях создаются оптимальные условия для проявления познавательной активности и творческого потенциала обучающихся.
  • Принцип психологической комфортности: занятия проходят в условиях благоприятной эмоциональной атмосфере.

На изучение программы отводится 34 часа в год. Занятия организованы 1 раз в неделю продолжительностью 40 мин.

Наряду с традиционными занятиями комбинированного типа в программе запланированы несколько уроков-праздников, посвященных наиболее ярким явлениям народной культуры. Уроки-экскурсии позволяют использовать для достижения учебных целей ресурсы школьного краеведческого уголка и городских заведений культуры: краеведческий музей, картинная галерея, школа кружевниц.

Ценностные ориентиры содержания курса внеурочной деятельности.

Ценностные ориентиры содержания курса обусловлены ключевой социокультурной ролью дополнительного образования и направлены на развитие мотивации к познавательно-трудовой деятельности, творчеству, приобщение школьников к ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа:

  • Личностное развитие на основе мотивации познавательно-трудовой деятельности.
  • Реализация индивидуального запроса в интеллектуальной и художественно-эстетической сфере.
  • Формирование и развитие творческих способностей.
  • Обеспечение духовно-нравственного и патриотического воспитания.
  • Реализация информационной социализации.
  • Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности.
  • Программа внеурочной деятельности направлена на достижение воспитательных результатов первого, второго и частично третьего уровней.

Результаты первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение знаний о древних образах народного искусства, его символах; об убранстве русской избы и предметах народного быта; о народных промыслах Орловского края; о годовом календарном “круге” труда и отдыха русского народа; формирование целостного представления о народном творчестве, как об одном из направлений декоративно-прикладного искусства.

Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьников к базовым ценностям общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений к традиционной народной культуре, родному Отечеству; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и народного искусства Орловского края.

Результаты третьего уровня (приобретение школьников опыта самостоятельного общественного действия в соответствии с возрастными особенностями): приобретение опыта изготовления традиционных тряпичных народных кукол; опыта самоорганизации и организации совместной деятельности в процессе подготовки праздничных мероприятий.

Система оценивания результатов обучения носит комплексный характер и позволяет оценить достижения обучающихся в следующих сферах:

Учебно-познавательная: глубина и широта знаний учебного материала, разнообразие умений и навыков, качество выполнения практических работ.

Личностная: динамика изменения личностных качеств, уровень творческой активности.

Социальная: адаптация в условиях познавательно-трудовой деятельности, активность учебного сотрудничества и социализация.

Способы отслеживания результатов обучающихся:

  • Тестирование.
  • Подготовка мини-рефератов.
  • Выполнение творческих работ по образцу.
  • Выполнение творческих работ по собственному замыслу.
  • Анализ уровня воспитанности.
  • Активное наблюдение.
  • Участие в выставках детского творчества.
  • Участие в творческих конкурсах.
  • Участие в школьных мероприятиях.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоение программы курса внеурочной деятельности.

Личностные результаты:

  • формирование целостного мировоззрения с позиции современного представления о народной культуре;
  • формирование ответственного отношения к учению и способности к саморазвитию на основе мотивации к учебно-познавательной деятельности;
  • развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
  • самооценка умственных и физических способностей, необходимых для осуществления деятельности по созданию предметов декоративно-прикладного народного искусства;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и народного искусства Орловского края, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

  • самостоятельное определение цели познавательно-трудовой деятельности;
  • выявление потребностей при создании изделий народного декоративно-прикладного творчества;
  • формирование и развитие компетенции в области поиска, обработки и представление необходимой для достижения познавательной цели информации, в том числе интернет-ресурсов;
  • организация совместной деятельности с учителем и сверстниками;
  • соблюдение норм и правил культуры труда;
  • оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам.

Предметные результаты:

  • формирование знаний о древних образах народного искусства, его символах: солнца, земли, матери, древа жизни и т. д.;
  • формирование знаний об убранстве русской избы и предметах народного быта;
  • формирование целостного представления о народном творчестве, как об одном из направлений декоративно-прикладного искусства;
  • классификация видов декоративно-прикладного народного искусства: резьба и роспись по дереву, вышивка, изделия из глины и соломы, народный костюм, тряпичная кукла;
  • осознание неразрывной связи прошлого с настоящим и будущим национальной культуры;
  • формирование знаний об особенностях становления и характерных чертах народного искусства, народных промыслах Орловского края: вышивка “орловский спис”, чернышенская и плешковская глиняная игрушка, мценские кружева, ливенская гармошка;
  • формирование знаний о традиционных народных праздниках: обрядовые действия, их поэтическая и музыкально-танцевальная составляющие;
  • формирование знаний о традиционных тряпичных куклах – спутниках народных праздниках;
  • формирование умений изготовления праздничных тряпичных кукол.

Формируемые универсальные учебные действия (УУД).

Личностные УУД:

  • учебно-познавательный интерес к декоративно-прикладному искусству как одного из видов изобразительного искусства;
  • формирование устойчивых эстетических предпочтений на основе знакомства с художественной культурой современного мира;
  • способность к самооценке индивидуальных способностей на основе критерия успешности деятельности;
  • использование фантазии и воображения при выполнении творческих работ.

Регулятивные УУД:

  • умение определять цель своей деятельности;
  • способность планировать собственную учебную деятельность при индивидуальной и групповой форме работы;
  • навыки самоконтроля и взаимоконтроля результатов творческой деятельности;
  • навыки волевой саморегуляции как способности к мобилизации внутренних сил и творческой энергии.

Познавательные УУД:

  • умение поиска необходимой информации с использованием различных источников, в т. ч. с использованием современных компьютерных технологий;
  • навыки структурирования информации по заданной теме;
  • навыки выбора наиболее эффективных способов решения творческих задач в зависимости от реальных условий.

Коммуникативные УУД:

  • планирование учебного сотрудничества с педагогом и воспитанниками кружка;
  • умение формулировать свои мысли и высказывать их в соответствии с условиями общения;
  • умение формулировать собственное мнение и позицию.

Содержание курса внеурочной деятельности.

Вводное занятие (1 час). Ознакомление с содержанием программы курса внеурочной деятельности. Вводный инструктаж по охране труда.

Практическая работа: изготовление тряпичной куклы “Ангел” (0,5 часа).

Древние корни народного искусства (8 часов). Древние образы в народном искусстве и его символы: солнце, земля, древо жизни, конь, птица. Убранство русской избы и ее внутренний мир: печь, женская половина, красный угол, домашняя утварь. Предметы народного быта, их декоративное оформление и символика. Виды декоративно-прикладного народного искусства: резьба и роспись по дереву, вышивка, ткачество, народный костюм, тряпичная кукла.

Практические работы:

  1. Изготовление тряпичной куклы “Солнечный конь” (2 часа).
  2. Изготовление тряпичной куклы “Колокольчик” (1 час).

Праздник: осенние посиделки.

Народное искусство Орловского края (7 часов). Характерные черты народного искусства Орловского края. Народные промыслы: вышивка “орловский спис”, чернышенская и плешковская глиняная игрушка, мценские кружева, ливенская гармошка, ткачество, народный костюм. Орловский фольклор: обрядовый фольклор, сказки, детский фольклор.

Практическая работа: изготовление пояса способом “дерганье” (1 час).

Экскурсии: краеведческий музей, школа кружевниц.

Праздник: рождественские посиделки.

Куклы и праздники (17 часов). Годовой календарный “круг” труда и отдыха русского народа. Традиционные народные праздники: обрядовые действия, их поэтическая и музыкально-танцевальная составляющие. Зимние праздники: Рождество, Святки. Весенние праздники: Масленица, Пасха. Летние праздники: Троица. Осенние праздники: Параскева-пятница. Традиционные тряпичные куклы – спутники народных праздников.

Практические работы:

  1. Изготовление лыковой куклы “Рождественская коза” (2 часа).
  2. Изготовление лыковой куклы “Домашняя Масленица” (2 часа).
  3. Изготовление тряпичной куклы “Купавка” (2 часа).
  4. Изготовление тряпичной куклы “Параскева” (2 часа).

Праздники: “Масленица – проводы зимы”, “Гуканье весны – Сороки”, “Кукольный хоровод”.

Итоговое занятие (1 час). Подведение итогов деятельности за год. Перспективы личностного роста. Рефлексия обучающихся.

Межпредметные связи: литература, история, изобразительное искусство, музыка, технология.

Тематическое планирование курса внеурочной деятельности.

Тема раздела Количество учебных часов
Теория Практика Экскурсия, праздник Всего
1 Вводное занятие. 0,5 0,5   1
2 Древние корни народного искусства. 4 3 1 8
3 Народное искусство Орловского края. 3 1 3 7
4 Куклы и праздники. 6 8 3 17
5 Итоговое занятие.     1 1
  Итого: 13,5 12,5 8 34

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

При организации занятий курса реализуются принципы системно-деятельностного подхода, что соответствует требованиям ФГОС ООО к результатам образования. Организация занятий предусматривает активное взаимодействие школьников и учителя, индивидуальные и коллективные формы работы. Успешность внеурочной деятельности определяется соблюдением принципа системности, что предполагает взаимосвязь отдельных компонентов программы курса в целостную организационную структуру. Применение ИКТ-технологий в процессе учебно-познавательной деятельности способствует формированию и развитию ИКТ-компетентности. Презентации, видеоролики способствуют реализации принципа наглядности. Интернет-ресурсы позволяют осуществлять поиск необходимой информации в процессе подготовки сообщений, мини-рефератов, праздничных мероприятий.

Перечень технических средств обучения:

  1. Коллекция народных тряпичных кукол: игровых, обрядовых, обереговых, сувенирных.
  2. Коллекция народных костюмов “Старинный образ”.
  3. Образцы различных видов декоративно-прикладного искусства: разделочные доски с резьбой и росписью, глиняные игрушки (чернышенская и плешковская), рушники с вышивкой крестом, гладью, орловским “списом”, мценское кружево.
  4. Предметы народного быта: старинная прялка, фрагмент ткацкого станка, глиняная и деревянная посуда, ухват, рубель, утюги.
  5. Макет русской печи.
  6. Материалы для изготовления тряпичных кукол: лоскуты, шерстяная пряжа, швейные нитки, ленты, тесьма, бисер, бусины.
  7. Инструменты и оборудование для изготовления тряпичных кукол: утюг, ножницы, швейные иглы, английские булавки, линейки, карандаши.

Цифровые образовательные ресурсы:

1. Презентации:

  • “Древние корни народного искусства и его символы”.
  • “Кто с конем, тот с добром”.
  • “Мир русской избы”.
  • “Декоративно-прикладное искусство”.
  • “Русская тряпичная кукла”.
  • “Народные промыслы Орловского края”.
  • “Орловский народный костюм”.
  • “Календарные народные праздники”.
  • “Святки на Руси”.
  • “Масленица – проводы зимы”.
  • “Зеленые святки – Троица”.
  • “Осенние народные праздники”.

2. Видеофильмы из серии “Пряничный домик”, телеканал “Культура”, tvkultura.ru

3. Большая энциклопедия России, диск “Культура и традиции России”, “Бизнессофт”, 2007 г.

Методическая литература.

  1. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Н.А. Горяева, О. В. Островская; под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2006.
  2. Народное искусство Орловского края конца XIX – XX веков./Составитель и автор текстов И. И. Борисова. – Орел: Издатель Александр Воробьев, 2011.
  3. Фольклор земли Орловской. – Орел: ОРАГС, 2004.
  4. Сказки Орловской губернии. – Орел: частное издательство Александра Воробьева “Вариант В”, 1998.
  5. Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб: “Паритет”, 2010.
  6. Русская изба. Иллюстрированная энциклопедия. – СПб: “Искусство – СПБ” , 2004.