Цель:
- дать понятие детям о значении и ценности воды в жизни человека,
- развитие познавательного интереса к природе;
- патриотическое воспитание школьников
Воспитательные функции:
- Просветительная – расширить круг знаний
- Ориентирующая –формирование определенных отношений к окружающей действительности, выработки у них духовных ценностей
- Направляющая – перевести беседу в область реальной практики
Проблемы:
- Морально-этические (формирование определенных отношений к природе, жизни)
- Эстетические (формирование определенных отношений к природе, жизни с эстетической точки зрения)
Гражданская позиция
Оборудование:медиапроектор, ватман, краски,листы А4, музыкальные инструменты.
Ход мероприятия
Ребята делятся на 3 группы
1. Погружение в тему
Учитель: Здравствуйте! Меня зовут Надежда Хазинуровна. Ваши имена я вижу, а познакомимся мы с вами в ходе нашего общения.
Мы говорим она течет
Мы говорим она играет
Она бежит всегда вперед
Но никуда не убегает
В морях и реках обитает
А часто по небу летает
На землю падает опять!
Учитель: Предметом нашей беседы будет?
Ребята угадывают. Вода.
Учитель: Да, действительно, мы будем говорить о воде. Кстати, какой год наступил? А по китайскому календарю?
Это год водного дракона, который олицетворяет мощную стихию водного потока, которым нужно будет научиться управлять. Этот год знаменателен еще многими датами, но об этом чуть позже.
Итак, тему нащего разговора мы сформулируем в конце нашей беседы.
Скажите, ребята. А что вы знаете о воде?
Ответы ребят.
Учитель: Здорово!
2. Мозговой штурм
Вода всегда вдохновляла писателей и поэтов, художников и композиторов на создание великих произведений. Сколько стихов о ней написано, сколько песен спето, (Слайд) какие гениальные художники изображали воду на своих полотнах (Слайд) - И. К. Айвазовский, (Слайд) И. И. Левитан и многие другие. (Слайд) С помощью образа воды люди пытались передать некую информацию – так складывались пословицы, фразеологизмы. Что стоит за каждой фразой?
Учитель: А теперь посмотрите на эти фразеологизмы(Слайд), подумайте и скажите, что они обозначают. Что стоит за каждой фразой?
Ребята называют
Учитель: Обратите внимание на фразу “ как две капли воды” - это выражение не совсем верное, так как вода имеет 42 различных вида. Какую бы каплю воды вы не взяли, она имеет свое индивидуальное сочетание молекул.
Хорошо. А теперь скажите а что значит вода в нашей жизни
Ребята отвечают.
Учитель:А в промышленности?(Слайд)
В жизни человека еду можно заменить искусственной, а вода – единственное вещество, которое ничем нельзя заменить.
Интересные факты: Чтобы получить 1 тонну сахара необходимо 100 кубометров воды, а тонну бумаги – 200 кубометров воды и т.д.
Вода везде и всюду! И даже в истории. Этот год знаменателен тем, что исполняется 200 лет Великой Отечественной войне 1812 года, войне с французами. И подвиг малоярославецкого гражданина Саввы Ивановича Беляева был совершен с помощью воды. А история такая.
Когда к городу подступали неприятельские французские колонны, взгляд Саввы Ивановича невольно скользнул , по черневшей недалеко от городища мельнице, и ему вдруг пришла мысль остановить неприятеля силою воды.
Савва Иванович объяснил своим товарищам, что если распрудить мельницу, которая стоит на реке несколько выше, то понтонные мосты не выдержат сильного напора воды и, неприятели будут вынуждены задержаться. И вот, когда французские мосты были наполовину готовы, горстка храбрецов во главе с Беляевым, спустившись с городища побежала правым берегом реки к городской мельнице. Через четверть часа неприятельские саперы, работавшие на середине реки увидели белые гребни волн, которые с неудержимой силой неслись прямо на них. Несколько секунд спустя под сильным напором шумевшей воды понтоны отделились от берегов, разорвались на части и, подобно льдинам во время весеннего разлива, понеслись вниз по течению. Враги вынуждены были отступить и ожидать спада воды.
Учитель: Замечательно. Мы с вами говорили о положительной стороне воды, а какие отрицательные стороны?
Ребята отвечают. (Слайд)
Учитель: Вода обладает огромной силой: прорывает плотины, сметая все на своем пути. (Слайд ) Наводнения заливают и разрушают города и поселки. (Слайд ) Неожиданно на берег обрушиваются гигантские волны – цунами.
А еще, вода – загадка. Ребята, скажите какие прошли праздники? Да, верно. Святки Сочельник, Крещение. Ученые уже не спорят о святой воде.С давних времен люди верили в целебность святой воды. Они признали факт ее уникальности. (Слайд)
Звучит музыка
Учитель: И, наконец, вся красота природы – от воды! Поэзия земли без воды мертва. Шум дождя, музыка морского прибоя, растения, покрытые росой, сверкающие на солнце. Озера, реки, облака, водопады, колоссальные ледники и кристальные снежинки, каждая форма существования воды оставляет свой след душе человека.!
3. Творческая деятельность
Учитель: В начале нашей беседы мы с вами говорили о том, что многие творческие люди пытались передать образ воды посредством различных видов искусства.
Давйте сейчас попробуем заняться этим и мы.
Определим жанры, с помощью которых вы могли бы создать образ воды:
- Слово
- Живопись
- Музыки
- Движений, танца
Возьмем основные
- Слово
- Живопись
- Музыка
Учитель: Но мы выяснили, что вода имеет и чисто утилитарное значение. Предлагаю создать фантастический проект. “ Вода в будущем” Как вы? Потянете?
Раздача материалов
Чтобы настроиться на творчество, я хочу прочитать вам стихотворение “Просто о воде”
- 1 группа – cоздать образ воды с помощью музыкальных инструментов
- 2 группа – нарисовать картину
- 3 группа – фантастический проект “Вода”
Ребята демонстрируют свои работы.
Учитель: Что вы хотели передать? Замечательно. У каждого из нас свое восприятие воды, каждый из нас создал свой образ воды и считывает его по-своему.
Рефлексия
Учитель: Давйте подведем итоги нашей работы. Вот перед вами сосуд. У каждого из вас есть 2 капли воды- живая и мертвая. И в зависимости от того, принесла ли вам ваша деятельность на классном часе пользу, отдайте эту каплю в сосуд.
В воде есть созидательная и разрушительная сила, но все-таки живительной силы больше что и показывает этот сосуд.
Учитель: Вы дали оценку своей работе. А теперь оцените общее впечатление от классного часа, называя слова- свойства, связанные с водой. И так я говорю:
Вода
- Теплая
- Живительная
- Чистая и т.д.
Спасибо. А теперь как бы вы сформулировали тему нашего разговора?
Ребята называют.
На этом наш классный час окончен.