Действия с многозначными числами. 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Тип урока: урок повторения материала.

Форма урока: урок-путешествие.

Планируемые результаты:

Личностные результаты

  • сформированность познавательных интересов, направленных на выполнение действий с многозначными числами;
  • понимание смысла поставленной задачи;
  • сформированность умений ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи.

Метапредметные результаты

познавательные

  • умение работать с различными источниками информации, включая цифровые;
  • умение преобразовывать информацию из одной формы в другую.

регулятивные

  • умение выполнять учебное действие в соответствии с целью.

коммуникативные

  • умение адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции;
  • умение работать совместно в атмосфере сотрудничества.

Предметные результаты

в познавательной (интеллектуальной) сфере

  • понимать запись столбиком при сложении, вычитании, умножении чисел; уметь применять правила при действиях с многозначными числами;

в ценностно-ориентационной сфере

  • применение новых знаний в новой ситуации;

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, карточки.

План урока

  1. Организационный момент
  2. Постановка темы и цели урока
  3. Работа в тетрадях
  4. Физкультминутка
  5. Решение задач
  6. Самостоятельная работа
  7. Итог урока
  8. Домашнее задание

Ход урока

I. Организационный момент (2 мин) Создание благоприятной атмосферы.

Учитель: - Здравствуйте, ребята!

- Садитесь!

Долгожданный дан звонок.
Начинается урок.
Сегодня будем мы опять
Решать, отгадывать, смекать! (слайд 1)

Вопросы учащимся:

- Какое сегодня число?

- Какой сейчас урок?

Презентация.

II. Постановка темы и цели урока.

Устный счет

Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие не только по стране “Математика”, но и ... а вот где мы будем путешествовать – давайте вместе отгадаем. (слайд 2)

Ответ: Лакинск (слайд 3)

Учитель создаёт условия для формулирования самими учащимися темы урока.

Учитель: С какими числами вам пришлось встретиться в этих задачах? (с многозначными).

Учитель: Чтобы решать такие задачи, какие действия с многозначными числами нужно уметь выполнять? (сложение, вычитание, умножение, деление многозначных чисел).

Учитель: А теперь назовите тему нашего урока?

В результате появляется тема урока (Действия с многозначными числами)

Учитель. Открываем тетради, записываем число, Классная работа, тема урока “Действия с многозначными числами”

Учитель: Скажите ребята, а мы с вами уже выполняли действия с многозначными числами?

Тогда попробуйте сформулировать цель нашего урока? Слайд4

Учитель. Для чего нужно уметь выполнять действия с многозначными числами?

(учащиеся отвечают и дают свои варианты ответов.

- чтобы решать примеры по действиям

Учитель. А где это пригодится? (При решении уравнений и задач)

А в дальнейшем? (при сдаче экзаменов)

Вопросы учителя:

Давайте вспомним правило записи чисел при сложении или вычитании многозначных чисел в столбик.

  • Что значит увеличить число на...?
  • Что значит уменьшить число на...?
  • Что значит увеличить число в несколько раз?
  • Что значит уменьшить число в несколько раз?

Форма работы:

Обучающиеся, проявляя сообразительность, должны отгадать название темы урока (Действия с многозначными числами), сформулировать цель урока, работая фронтально.

Результатом учебного задания является выход на умения выполнять действия с многозначными числами.

III. Работа в тетрадях

Решив примеры, узнай год первого упоминания о с.Ундол (слайд 5)

  • 12*10:120 =
  • 360+ 262 – 616 =
  • 10363 –10362 =
  • 108*20 – 2159=

- Посмотрите на доску, прочтите текст и узнаете год первого упоминания о нашем городе. (слайд 6)

“Город ЛАКИНСК возник на месте торгового села, расположенного на реке Ундолке, которая, что очевидно, и дала название селу.

Когда возникло село неизвестно. В письменных источников Ундол впервые упоминается в “Отписке ярославцев к воложанам в 1611 г. о немедленной присылке ратных людей на помощь Москве против поляков и литовцев”.

Реши задачу: (слайд 7)

В 1926 году численность населения в селе составляла 2300 человек, к 1989 году количество жителей увеличилось в 8 раз и было максимальным за всю историю существованиягорода. В 2010 году количество жителей уменьшилось на 2912 чел. по сравнению с 1989 годом. Изменилось ли количество жителей в 2010 году по сравнению с 1926 годом, если да, то на сколько?

1) 2300*8=18400

2) 18400 – 2912=15488

3) 15488 – 2300 = 13188 Ответ: на 13188 (слайд 8)

IV. Физкультминутка

Если решение правильное, то необходимо встать, а если нет – обнять себя за плечи.

1) (слайд 9)

2) Число трехзначное: 544; 3421; 455; 1000; 6000; 999

3) Что больше? (например 425 или 452)

V. Самостоятельная работа в парах

Славные люди нашего города

- Изучая историю села Ундол, нельзя не сказать о людях, жизнь которых в той или иной степени была связана с ним.

Класс разбивается на группы и каждая группа получает задание: “Решите примеры, заполните соответствующие пропуски в таблице и расскажите, чем знаменит ваш герой.”

1 группа

23 6 90 6 12460 650 135
             
  • 96 : 16 = ... (а)
  • 15*8 = ... (ж)
  • 36 +614 =650 (о)
  • 356 – 350 = 6 (а)
  • 27 *5 =135 (в)
  • 92:4 =23 (б)
  • 4812 +7648 = 12460 (н)

(Ответ учеников: МУП “Лакинская мануфактура” берет свое начал от ткатцкой фабрики, основанной в 1889 году в селе братьями Бажановами.)

2 группа

23 12460 90 6 650 6 90
             
  • 4812 +7648 = ... (у)
  • 96 : 16 =... (0)
  • 15*8 = ... (в)
  • 36 +614 =... (р)
  • 277 - 187 =... (в)
  • 356 – 350 = ... (0)
  • 92:4 =... (с)

Александр Васильевич Суворов(1730—1800) жил в ундольском имении, унаследованном им в 1775 годуот отца. Впервые он приехал сюда в мае 1784 года в чине генерал-поручика, командуя Владимирской дивизией. Через год отправился в село Кистыш подСуздалем, также родовую вотчину, и пробыл там до сентября, впоследствии возвратился в Ундол, где прожил целый год. В Ундоле Суворов содержал домашний театр из крепостных актёров и музыкантов, построил школу для крестьянских детей. От имения Суворовых сохранилась часть рощи.

3 группа

41 6 90 12460 578
         
  • 15*8 = ... (к)
  • 96 : 16 = ... (а)
  • 4812 +7648 = ... (и)
  • 164:4 =... (л)
  • 614 – 36 =... (н)

Михаил Игнатьевич Лакин (1876—1905), революционер, один из участников стачки рабочих в Иваново-Вознесенске (1905), в конце ноября 1905 года приезжал в Ундол для создания социал-демократического кружка на фабрике. В ночь с 28 на 29 ноября был убит черносотенцами

4 группа

23 6 90 6 12360 6 135
             
  • 27 *5 = ... (в)
  • 96 : 16 = ... (о)
  • 15*8 = ... (л)
  • 356 – 350 = ... (о)
  • 92:4 =... (к)
  • 639 +633 = ... (о)
  • 4812 +7648 = ... (с)

Истории прядильно-ткацкой фабрики и города Лакинска посвящена повесть Марка Колосова “Письма с фабрики”.

5 группа

6 90 23 12460 6 135
           
  • 27 *5 = ... (в)
  • 92:4 =... (е)
  • 96 : 16 = ... (о)
  • 15*8 = ... (ж)
  • 356 – 350 = ... (о)
  • 4812 +7648 = ... (г)

На станции Ундол некоторое время работал кассиром поэт Матвей Иванович Ожегов (1860—1931), автор песен “Меж крутых бережков”, “Чудный месяц плывёт над рекою”, “Потеряла я колечко” и др.

VI. Рефлексия

- В своих тетрадях ответьте на вопросы:

1) Сегодня мне понравилось ...

2) Мне было трудно ...

3) Я легко справился ...

4) Мне не понравилось...

VII.Домашняя работа №175 (а,б), 182(а,б),190

Итог урока

- Ребята, любите свою Родину, цените свой город, уважайте людей, которые здесь живут. Соблюдайте чистоту и дома, и в школе, и на улице. Берегите природу! И мне хочется закончить урок словами С.Марковой:

Я люблю тебя, мой город!
В любом наряде ты красив и молод.
Ты моя судьба и песня.
Нам шагать с тобою вместе.

Приложение.