Цели и задачи:
- Формировать знания об анималистическом жанре в изобразительном искусстве, познакомиться с птицами лесов, которые остаются зимовать.
- Уметь использовать геометрические фигуры в изобразительной деятельности.
- Закрепить знания по композиции.
- Развивать умения замечать в природе прекрасное, анализировать свои впечатления, закрепить умения работать красками гуашь.
- Развивать творческие способности и воображение.
- Воспитывать любовь к природе, умение восхищаться ее красотой.
- Воспитывать у детей интерес и любовь к животным, ответственного и эмоционально - отзывчивого отношения к ним.
Оборудование:
Для учителя: аудиозаписи с голосами птиц, презентация птицы зимующие. Фрагмент мультфильма “Сова”, музыкальное сопровождение Чайковский - “Зимний лес”, “Грезы зимней дорогой”,
Наглядность изображения совушки-совы - работа учителя и детские работы
К уроку прилагаются 3 презентации:
- основная по теме “Птицы зимующие в наших лесах” - “Зимующие птицы”
- презентация - картинки по сказкам - вырезаем и используем как постоянную наглядность
- презентация вариантов наглядной работы для учителя, образец работы на уроке и конечные варианты работ учащихся.
Последние 2 презентации не показываются как слайды, но используются на уроке.
1. Орг момент
2. Птицы остающиеся зимовать, загадки.
Для всех нас является давно известным тот факт, что многие птицы с наступлением зимы из северных широт улетают на юг, в теплые края. Однако есть и зимующие птицы, которые остаются в России. На прошлом уроке мы с вами познакомились с перелетными птицами и научились рисовать уточку, сегодня гостями нашего урока станут птицы остающиеся зимовать. Есть и главная героиня нашего урока, а кто она мы с вами попробуем отгадать позже.
(показывается презентация “зимующие птицы” каждая картинка сопровождается загадкой. Загадка задается каждому ряду - ребята быстро включаются в игру, главное условие которой не выкрикивать ответ, а отвечать только при поднятой руке, когда спросит учитель. Выкрик с места - снимается бал.)
Вот пернатый сел на сук
И колотит: тук-тук-тук!
Ищет пищу под корой
Он голодною порой. (Дятел)Мерзнет желтенькая пташка,
Накорми ее, бедняжку.
Дай и семечек, и сала,
Чтоб зимой ей легче стало. (Синичка)В небе, синем и высоком,
Вьется птица, но не сокол.
Разбежались мышки: "Ах!
Что за крылья, вот размах!
Взгляд у птицы очень зоркий,
Лучше спрячемся мы в норки!" (Орел)Я вчера гулял в пургу,
Видел веточку в снегу,
А на ветке красный шарик.
Кто же он, живой фонарик? (Снегирь)Кто зимой средь хвойных веток
В феврале выводит деток?
Необычный клюв - крестом,
Птичку ту зовут... (Клестом)Во дворе я - королева.
Вон мой дом, на ветке слева.
Птица в перьях серо-черных,
Я умна, хитра, проворна. (Ворона)Посмотрите на балкон:
Он с утра воркует тут.
Эта птица - почтальон,
Пролетит любой маршрут (Голубь)Болтлива птичка - спору нет,
Расскажет новость и секрет!
Красива с виду, белобока
Кто? - Длиннохвостая... (Сорока)Вот пернатый городской,
Всюду жмется к людям.
Мы голодною зимой
С ним делиться будем,
Просит серый озорник:
"Дайте хлеба крошку!
Я устал, чирик-чирик,
И замерз немножко!" (Воробей)Птица хищная с ушами
Громко ухает ночами. (Сова)
3. Сова — лесная птица, сказочная героиня.
Показывается отрывок из мультфильма “Сова” или любой другой фильм где характерен образ совы.
Вопрос к детям: Кто же наша главная героиня сегодня, как вы думаете?
- СОВА
Конечно, это удивительная птица, которая отличается в народных сказках как мудрая, всегда рассудительная. А какие сказки вы знаете ГДЕ ЕСТЬ СОВА?
- Винни-Пух и все-все,
- Сова
- Сова и соловей
- Мудрые сказки тетушки совы
- Сова и кот
- Сова и дятел
- Халиф аист
Молодцы
Прежде чем мы начнем рисовать - маленькая физминутка:
1, 2, 3, 4, 5 — все умеем мы считать.
Раз! Подняться, потянуться.
Два! Согнуться, разогнуться.
Три! В ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре — руки шире.
Пять — руками помахать.
Шесть — за парту тихо сесть.
4. Учимся рисовать сову
А теперь мы готовы к работе - скажите с чего начинается любая работа
Конечно с компазиции, а что такое компазиция?
- Правильное расположение на листе изображение по отношению к центру. Определите как вы расположите лист для вашей композиции.
Вот теперь мы готовы рисовать вместе - наша сова лесная птица и живет она в сказочном лесу поэтому она чуточку сказочная такая красавица.
5. Рисуем вместе
Выполняем овал цветом ОХРА - большой круглой кистью заполняем его весь охрой, очень аккуратно. Коричневым цветом рисуем ветку дерева на которой сидит наша сова. Далее продолжаем работать охрой и кистью №5 или 6.
Прорисовываем два крыла симметрично по отношению к нашему овалу и не касаемся ветки. Наша веточка уже просохла и на ней охрой мы прорисовываем лапки совы - по три пальца каждая лапка.
Желтым цветом рисуем два больших диска-глаза. Берем тонкую кисть 2 или 3 - коричневым цветом прорисовываем кустистые брови, далее крючковатый клюв и в разные стороны такие “усы” пышные и красивые. Обводим желтый глаз аккуратно тонким коричневым “обручем”, линия тонкая по кругу. Определим куда смотрит наша сова и нарисуем коричневый радужный круг, белым цветом рисуем белую грудку нашей совушки, коричневым цветом оформляем ногти и перышки по всей груди и крыльям. Рисуем зрачки черным цветом и пока они сохнут, корректируем когти и пальцы лап этим черным цветом и тонкой кистью, очень аккуратно. Прописываем фон - зелень окружения и конечно зелень ветки на которой сидит сова - большой кистью методом томпования. Наш зрачок подсох и мы ставим по точке на глазах белого цвета - блики. Вот и готова наша сова-совушка.
6. Анализируем и подводим итоги
В последний день зимы
- Мы выжили!
- Мы дожили!
- Мы живы! Живы мы!
Скажите пожалуйста вам понравилось рисовать сову?
- Да.
А было трудно?
- Нет
А вы не забудете кормить птиц зимой
- Нет.
Вот и замечательно. Вы потрудились очень хорошо. Посмотрите свои работы и работы своих товарищей.
Урок окончен и вы можете приступить к уборке своего места.