Цели занятия:
Коррекционно-образовательная:
- познакомить детей со звуком Т;
- научить характеризовать звук Т по акустическим и артикуляционным признакам.
Коррекционно-развивающие:
- закреплять понятие о месте звука в слове;
- развивать фонематические процессы.
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать умение вслушиваться в речь взрослого и ответы товарищей.
1. Орг. момент. Введение в тему.
Сегодня нас пригласили в страну Звуковичков.
Вы рады? (Изобразить радость)
Но путь туда не близкий? (Огорчились)
Но в пути нам скучать не придется (Радость)
один из Звуковичков пришел, чтобы нас проводить, послушайте, он стучит к нам в дверь
Т-т-т. Какой слышится звук?
Правильно, Звуковичок Т будет нас провожать, а чтобы нам не устать в пути нам надо взбодриться Давайте разбудим личико.
Самомассаж.
2. Акустико-артикуляционный образ звука Т
Губы растянуты в улыбке, кончик языка касается верхних передних зубов. Воздух не выходит свободно, он встречает преграду: язык и верхние зубы. Значит, звук Т – согласный, обозначать мы его будем фишкой синего цвета. А теперь, послушайте, как твердо я произношу звук Т: т-т-т. Согласные делятся на твердые и мягкие. Звук Т – твердый, обозначаем его фишкой синего цвета.
Посмотрите, наш Звуковичок тоже одет в синий костюмчик. (слайд 1 – Звуковичок)
3. Закрепление звука в слогах.
Ну что же, отправляемся в путь
Перед нами болото.
Но не волнуйтесь, мы сможем перебраться через болото по кочкам.
Кочки не простые. Надо их прочитать.
Символ гласного + Звуковичок: ат, от, ут, ит. Хором, по одному
Молодцы – мы перебрались через болото. (слайд 2 – болото и кочки)
4. Звуковой анализ слогов.
Перед нами лес, но просто так нам туда не попасть. Чтобы пройти дальше, надо правильно выложить схему слога.
Звуковой анализ слогов АТ, УТ (слайд 3 – схемы слогов)
5. Пальчиковая гимнастика.
По дороге мы повстречали ежика (показываем шарик-массажёр). Он - колючий (обхватываем ладонью правой, затем левой руки). Я думаю, что он поможет пройти нам через лес. Пойдемте за ежиком (катаем по кругу на ладони).
Открываем шарик и достаём массажное колечко. Поочерёдно надеваем его на каждый палец ведущей руки, движения вверх-вниз несколько раз.
Ёжик увидел грибок и поспешил сорвать его (на большой палец), заметил цветочек и понюхал его (на указательный), нашёл красивый листочек и подбежал его посмотреть (на средний), приметил ягодку и сорвал её (на безымянный), нашёл шишку и взял её для своей мамы в подарок (на мизинчик). С другой рукой – аналогично. Мы так весело гуляли с ежиком, что не заметили как вышли из леса. А ежик, довольный прогулкой отправится домой (закрываем шарик, катаем между ладонями) (слайд 4 – ежик)
6. Закрепление звука в словах.
Перед нами река, чтобы через нее перебраться, надо правильно определить место звука в слове. (слайд 5 – река, каждое правильно слово – бревнышко)
Слова: танк, тазик, сито, вата, солдат, компот, торт.
Мы перебрались на другой берег, немного проголодались и Звуковичок решил нас угостить. (слайд 6 – тыква и деление на слоги)
Давайте разделим слово тыква на слоги.
7. Физминутка.
Нас встречает аист
Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.
Аист отвечает:
- Топай правою ногой,
Топай левою ногой –
Вот тогда придешь домой.
8. Закрепление звука в предложениях.
Вот мы и пришли в город Звуковичков.
Вот мы и в гостях у Звуковичка Т, только он, по-моему, не успел навести порядок. (слайд 7 – домик)
Давайте ему поможем (предлоги под, из-под)
Где таз? Таз под столом. Откуда убрали таз? Таз убрали из-под кровати.
Тарелка, тапочки, ноты, пальто.
9. Знакомство с буквой.
Показ буквы. На что похоже? Выложить из палочек. (слайд 8– буква Т)
10. Итог.
С каким звуком мы познакомились? Какой это звук?
Посмотрите, у Звуковичка Т много пустых рамочек, что в них не хватает? (Картин) Я предлагаю вам нарисовать картины для Звуковичка, но только то, что вы нарисуете, должно начинаться на звук Т.
Полина, что ты нарисуешь? (Я нарисую торт) (слайд 9 – картинка в помощь – Буква и картинки) Молодцы, а нам пора возвращаться в группу. Но чтобы мы могли еще раз прийти в город Звуковичков, Т нам дарит карту города, и когда мы будем знакомиться с новыми звуками, мы будем заселять их в домики.