Фронтальное занятие в старшей логопедической группе по теме "Звук [Т]"

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


Цели занятия:

Коррекционно-образовательная:

  • познакомить детей со звуком Т;
  • научить характеризовать звук Т по акустическим и артикуляционным признакам.

Коррекционно-развивающие:

  • закреплять понятие о месте звука в слове;
  • развивать фонематические процессы.

Коррекционно-воспитательная:

  • воспитывать умение вслушиваться в речь взрослого и ответы товарищей.

1. Орг. момент. Введение в тему.

Сегодня нас пригласили в страну Звуковичков.

Вы рады? (Изобразить радость)

Но путь туда не близкий? (Огорчились)

Но в пути нам скучать не придется (Радость)

один из Звуковичков пришел, чтобы нас проводить, послушайте, он стучит к нам в дверь

Т-т-т. Какой слышится звук?

Правильно, Звуковичок Т будет нас провожать, а чтобы нам не устать в пути нам надо взбодриться Давайте разбудим личико.

Самомассаж.

2. Акустико-артикуляционный образ звука Т

Губы растянуты в улыбке, кончик языка касается верхних передних зубов. Воздух не выходит свободно, он встречает преграду: язык и верхние зубы. Значит, звук Т – согласный, обозначать мы его будем фишкой синего цвета. А теперь, послушайте, как твердо я произношу звук Т: т-т-т. Согласные делятся на твердые и мягкие. Звук Т – твердый, обозначаем его фишкой синего цвета.

Посмотрите, наш Звуковичок тоже одет в синий костюмчик. (слайд 1 – Звуковичок)

3. Закрепление звука в слогах.

Ну что же, отправляемся в путь

Перед нами болото.

Но не волнуйтесь, мы сможем перебраться через болото по кочкам.

Кочки не простые. Надо их прочитать.

Символ гласного + Звуковичок: ат, от, ут, ит. Хором, по одному

Молодцы – мы перебрались через болото. (слайд 2 – болото и кочки)

4. Звуковой анализ слогов.

Перед нами лес, но просто так нам туда не попасть. Чтобы пройти дальше, надо правильно выложить схему слога.

Звуковой анализ слогов АТ, УТ (слайд 3 – схемы слогов)

5. Пальчиковая гимнастика.

По дороге мы повстречали ежика (показываем шарик-массажёр). Он - колючий (обхватываем ладонью правой, затем левой руки). Я думаю, что он поможет пройти нам через лес. Пойдемте за ежиком (катаем по кругу на ладони).

Открываем шарик и достаём массажное колечко. Поочерёдно надеваем его на каждый палец ведущей руки, движения вверх-вниз несколько раз.

Ёжик увидел грибок и поспешил сорвать его (на большой палец), заметил цветочек и понюхал его (на указательный), нашёл красивый листочек и подбежал его посмотреть (на средний), приметил ягодку и сорвал её (на безымянный), нашёл шишку и взял её для своей мамы в подарок (на мизинчик). С другой рукой – аналогично. Мы так весело гуляли с ежиком, что не заметили как вышли из леса. А ежик, довольный прогулкой отправится домой (закрываем шарик, катаем между ладонями) (слайд 4 – ежик)

6. Закрепление звука в словах.

Перед нами река, чтобы через нее перебраться, надо правильно определить место звука в слове. (слайд 5 – река, каждое правильно слово – бревнышко)

Слова: танк, тазик, сито, вата, солдат, компот, торт.

Мы перебрались на другой берег, немного проголодались и Звуковичок решил нас угостить. (слайд 6 – тыква и деление на слоги)

Давайте разделим слово тыква на слоги.

7. Физминутка.

Нас встречает аист

Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.
Аист отвечает:
- Топай правою ногой,
Топай левою ногой –
Вот тогда придешь домой.

8. Закрепление звука в предложениях.

Вот мы и пришли в город Звуковичков.

Вот мы и в гостях у Звуковичка Т, только он, по-моему, не успел навести порядок. (слайд 7 – домик)

Давайте ему поможем (предлоги под, из-под)

Где таз? Таз под столом. Откуда убрали таз? Таз убрали из-под кровати.

Тарелка, тапочки, ноты, пальто.

9. Знакомство с буквой.

Показ буквы. На что похоже? Выложить из палочек. (слайд 8– буква Т)

10. Итог.

С каким звуком мы познакомились? Какой это звук?

Посмотрите, у Звуковичка Т много пустых рамочек, что в них не хватает? (Картин) Я предлагаю вам нарисовать картины для Звуковичка, но только то, что вы нарисуете, должно начинаться на звук Т.

Полина, что ты нарисуешь? (Я нарисую торт) (слайд 9 – картинка в помощь – Буква и картинки) Молодцы, а нам пора возвращаться в группу. Но чтобы мы могли еще раз прийти в город Звуковичков, Т нам дарит карту города, и когда мы будем знакомиться с новыми звуками, мы будем заселять их в домики.

Презентация.