Занятие по формированию лексико-грамматических представлений у детей 4–5 лет с общим недоразвитием речи

Разделы: Логопедия


ЦЕЛИ:

  • закрепить навыки практического употребления в речи предлогов В, НА и ПОД;
  • уточнить умение детей определять пространственное распространение предметов с помощью предлогов В, НА, ПОД;
  • совершенствовать навыки составления предложений по двум опорным картинкам.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • Карточки со схематичным изображением предлогов В, НА, ПОД на каждого ребёнка.
  • Картинки с изображением:
    • зайца;
    • сосны и белки;
    • дуба, барсука и совы;
    • бревна и лисы;
    • пня и медведя;
    • облаков и лебедей;
    • огорода и крота;
    • куста и ежа;
    • жука и травинки.
  • Картинка дома.
  • Стол с набором детской посуды.
  • Карточки с изображением двух предметов для составления предложений.
  • Карточки с тремя картинками на различные предлоги.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I часть. Вводная часть.

- Вспомните, ребята, с какими “маленькими словами” мы уже с вами знакомы. (В, НА, ПОД)

- Какой схемой мы обозначаем “маленькое слово” НА?

- Какой схемой мы обозначаем “маленькое слово” ПОД?

- Какой схемой мы обозначаем “маленькое слово” В?

Ответом на вопрос логопеда будет показ детьми карточек со схематическим изображением предлогов. Вариантом этого задания может быть показ логопеда схемы предлога, а детям необходимо назвать, какое маленькое слово обозначается показанной схемой.

II часть. Основная часть.

А) “Как Зайка друзей искал”.

На доске вывешены картинки в следующем порядке: пенёк, дуб, бревно, травинка, сосна, огород, облака в небе, куст.

Вы любите сказки слушать, когда вам их читают? А сами сочинять сказку умеете? Если любите слушать и сочинять, значит знаете, что такое сказка? (Это выдуманное, чего в жизни не бывает).

Давайте все вместе придумаем сейчас сказку.

Наша сказка будет про то, как Зайка друзей искал. Так мы её и назовём “Как Зайка друзей искал”. Кто героем будит нашей сказки? (Зайка).

На доску вывешивается картинка зайца.

Собрался как-то Зайка поискать себе друзей. Идёт он, а навстречу ему... (Медведь).

Вывешивается на доску картинка с изображением медведя, которую прикрепляют к пню.

Ребята, где сидит мишка? (Мишка сидит НА пеньке).

Познакомился Зайка с медведем и пригласил его на свой день рождение.

Идёт Зайка дальше, а на встречу ему... (Барсук и сова).

Вывешивается картинка с изображением дуба, на котором висит барсук, а из дупла выглядывает сова.

Ребята, где висит барсук? (Барсук висит НА суку).

Где сидит сова? (Сова сидит В дупле).

Познакомился Зайка с барсуком и совой и пригласил их на свой день рождение.

Идёт Зайка дальше, а на пути ему встречается ... (Лиса).

Вывешивается картинка с изображением лисы, которую прикрепляют на бревно.

Ребята, где стоит лиса? (Лиса стоит НА бревне).

Познакомился Зайка с лисой и пригласил её на свой день рождение.

Идёт Зайка дальше, видит, огромная травинка, кто там притаился ... (Жук)?

Вывешивается картинка с изображением жука лежащего под травинкой.

Ребята, где лежит жук? (Жук лежит ПОД травинкой).

Познакомился Зайка с жуком и пригласил его на свой день рождение.

Идёт Зайка дальше, дошёл до огромного дерева, на котором увидел ... (Белку).

Вывешивается картинка с изображением белки, которую прикрепляют к дереву.

Ребята, где Зайка увидел белку. (Зайка увидел белку НА дереве).

Познакомился Зайка с белкой и пригласил её на день рождение.

Идёт Зайка дальше, дошёл до огорода, видит нора.

Кто живёт тут? (Крот).

Вывешивается картинка с изображением крота, которая помещается под картинку огорода.

Пригласить крота на день рождение лично не удалось Зайке. Почему? (Его не видно днём, он живёт ПОД землёй).

Но Зайка оставил ему записку с приглашением к себе в гости.

Идёт Зайка дальше, а навстречу ему ... (Ёж).

Вывешивается картинка ежа, которая прикрепляется под куст.

Ребята, где притаился ёж? (Ёж притаился ПОД кустом).

Познакомился Зайка с ежом и пригласил его к себе на день рождение.

Б) “День рождения Зайки”.

Вот сколько друзей нашёл себе Зайка. Он всех пригласил на день рождения к себе домой. Это в жизни Зайка живёт под кустиком, а наш сказочный Зайчик будет жить в домике.

Выставляется ширма, на которой вывешена картинка дома, на неё наклеены различные предметы, насекомые, птица, кошка, таким образом, чтобы дети смогли увидеть эти предметы в пространстве. Логопед прости внимательно рассмотреть дом Зайки. После, детям задаются вопросы:

Что сушится на заборе? (Подушка сушится НА заборе.)

Кто сидит на крыше? (НА крыше сидит кошка.)

Кто спрятался под дровами? (Червяк спрятался под дровами.)

Ширма отодвигается – “дети попадают в избушку зайца”. В “избушке стоит стол”.

Зайка пригласил столько гостей, а угощение ещё не готово. Нужно поторопиться. Пока Зайка занят приготовлением к празднику, наша задача накрыть на стол. Что для этого надо? (Посуда).

Логопед достаёт коробку с посудой.

Маша, возьми тарелку и поставь её НА стол.

Что ты сделала? (Я поставила тарелку НА стол).

Сава, возьми чашку и поставь её НА блюдце.

Что ты сделал? (Я поставил чашку НА блюдце).

Миску для ежа поставь ПОД стол.

Что ты сделал? (Миску поставил для ежа ПОД стол).

Возьми чайную ложку и положи её В чашку.

Что ты сделал? (Я положил ложку В чашку).

...

В) “Вручение подарков”.

Звенит звонок.

А вот и гости приехали. Давайте мальчики нам расскажут, на чем приехали гости.

Логопед раздаёт каждому мальчику карточку с изображёнными на ней двумя предметами:

Белка – велосипед

Медведь – машина

Еж – плот

Лебеди – самолёт

Лиса – автобус

Жук – вертолёт

Белка приехала НА велосипеде.

Медведь приехал НА машине.

Ёж приплыл НА плоту.

Лебеди прилетели НА самолёте.

Лиса приехала НА автобусе.

Жук прилетел НА вертолёте.

Гости принесли подарки. Каждый свой подарок в чём-то принёс. Теперь девочки расскажут про каждый подарок.

Логопед раздаёт каждой девочке карточку с изображёнными на ней двумя предметами:

Морковь – корзина

Капуста – коробка

Вишня – банка

Цветы – ваза

Морковь принесли В пакете.

Капусту принесли В коробке.

Вишню принесли В банке.

Цветы принесли В вазе.

Г) Физминутка.

Логопед читает стихотворение В. Волиной. Чтение стихотворения сопровождается имитацией движений.

Скок – поскок, скок – поскок,
Зайка прыгнул на песок.
В барабан он громко бьёт,
В чехарду играть зовёт.
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочки подтянись!
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок – скок - скок.
А затем вприсядку,
Чтоб не мёрзли лапки.

Д) “Игра в прятки”.

Когда мы справляем день рождения в группе, обязательно играем в игры. Зайка приглашает всех сыграть в прятки.

У вас на столах лежат схемы “маленьких слов”. Найдите схему “маленького слова” В и покажите её мне.

Найдите схему “маленького слова” ПОД и покажите её мне.

Найдите схему “маленького слова” НА и покажите её мне.

Детям раздаются карточки с тремя картинками на различные предлоги.

Теперь будьте внимательны. У вас на столах лежат карточки, на них по три картинки, на которых мы можем увидеть, куда наши герои спрятались.

Найдите картинку, по которой можно составить предложение с “маленьким словом” НА. Покажите её пальцем. Глазами найдите схему “маленького слова” НА. Закройте ею картинку.

Маша, какую картинку ты закрыла схемой. Придумай по ней предложение.

Найдите картинку, по которой можно составить предложение с “маленьким словом” ПОД. Покажите её пальцем. Глазами найдите схему “маленького слова” ПОД. Закройте ею картинку.

Вика, какую картинку ты закрыла схемой. Придумай по ней предложение.

Найдите картинку, по которой можно составить предложение с “маленьким словом” В. Покажите её пальцем. Глазами найдите схему “маленького слова” В. Закройте ею картинку.

Аня, какую картинку ты закрыла схемой. Придумай по ней предложение.

III часть. Итоговая часть.

  • Что мы сегодня делали на занятии? (Придумывали сказку).
  • Как сказка называлась? (“Как Зайка искал друзей”).
  • Какие “маленькие слова” мы сегодня с вами повторили?
  • Что понравилось на занятии?

Оценивается работа каждого ребёнка.