Тип урока: урок изучения нового материала
Цели урока:
- познавательная - формирование знаний, обучающихся о физико-механических и химических свойствах алюминия на основе положения его в ПСХЭ Д.И.Менделеева и строение атома;
- развивающая - формирование умений, обучающихся прогнозировать свойства вещества, на основе знаний о его строение, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, наблюдать и делать выводы;
- воспитательная - показать профессиональную значимость химических знаний.
Задачи урока:
- актуализировать знания, обучающихся о химическом элементе - алюминии;
- установить зависимость физических и химических свойств алюминия от его строения;
- продолжить формирование исследовательских навыков, обучающихся при выполнении химического эксперимента;
- продолжить формирование ключевых компетенций: учебно-познавательных, информационных, ценностно-смысловых, общекультурных, коммуникативных и личностного самосовершенствования обучающихся.
Методы:
обучения - диалогический;
Информационно-технологические ресурсы: Габриелян О.С. Химия 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, ПСХЭ Д.И.Менделеева, ряд напряжений металлов, тесты для контроля знаний обучающихся, оборудование для проведения опытов и демонстрационного эксперимента, реактивы: алюминиевая стружка, растворы кислот - HCl, H2SO4 , щелочей NaOH или KOH, HNO3(конц)
План урока
I. Мотивационно-ориентировочный этап.
- Постановка целей урока.
- Актуализация знаний о физических свойствах алюминия, положении в ПСХЭ Д.И.Менделеева, строение атома.
- Постановка целей урока.
II. Операционно-исполнительский этап.
Формирование новых понятий и способов действия:
- вновь вводимые понятия - реакция алюминотермии;
- предполагаемые приращения в знаниях- понимание физических и химических свойств алюминия, областей его применения с учётом физических и химических свойств;
- создание проблемной ситуации в процессе выявления противоречий между жизненным опытом и ранее усвоенными знаниями;
- основная проблема - почему алюминий, стоящий в начале электрохимического ряда напряжений металлов, проявляет сравнительную химическую пассивность?
- способ решения - химический эксперимент, наблюдение, сравнение.
III. Оценочно-рефлексивный этап
- Эвристическая беседа, ответы на вопросы
IV. Задание на дом
Провести домашний эксперимент: поместите по кусочку алюминиевой фольги в воду, нашатырный спирт и столовый уксус. Описать происходящие со временем изменения. Подготовить рефераты, сообщения, электронные презентации по теме: "Применение алюминия в технике, строительстве, быту", используя памятку по написанию рефератов
Конспект урока
I. Мотивационно-ориентировочный этап
Преподаватель:
– Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем изучение темы “Металлы”
Сегодняшний урок я хотела бы начать с небольшого исторического рассказа:
"
Однажды к древнеримскому императору Тиберию пришёл ремесленник и принёс чашу невиданной красоты, изготовленную из серебристого и на удивление лёгкого металла. На вопрос императора о названии чудесного металла ремесленник ответил, что металл получен им из …глины и пока не имеет названия. "Дальновидный" император, испугавшись, что новый металл, который можно получать из обыкновенной глины, обесценит серебро и подорвёт могущество Рима, повелел: чашу уничтожить, ремесленника обезглавить, его мастерскую сровнять с землёй!" Теперь, по прошествии тысячелетий, мы не можем сказать, сколько правды лежит в основе этой легенды, рассказанной римским историком Плинием Старшим в своей "Естественной истории", но значительная доля правды в ней кроется. Действительно, алюминий - серебристо-белый, но в отличие от серебра на удивление лёгкий металл, который в принципе можно получить даже из глины. Не случайно у нас в России в ХIX столетии алюминий называли "глиний"!Тема урока: "Характеристика физико - химических свойств алюминия"
Я предлагаю Вам составить план изучения материала урока, опираясь на ранее полученные знания о свойствах металлов.
Обучающийся:
1) Положение алюминия в ПСХЭ, строение его атома;
2) Физические свойства алюминия;
3) Химические свойства алюминия.
II. Операционно-исполнительский этап
Преподаватель: Охарактеризуйте положение алюминия в ПСХЭ
Обучающийся: Алюминий – элемент главной подгруппы III группы и 3-го периода ПСХЭ Д.И. Менделеева. Порядковый номер – 13. Это означает, что в состав атома алюминия входят 13 электронов и 13 протонов (заряд ядра +13). Относительная атомная масса алюминия – 27, следовательно, в состав ядра входят 14 протонов (27-13=14).
Тип химической связи - металлическая.
Тип кристаллической решетки: она подобна кубу с плотноупакованными шарами. Это металлическая кубическая гранецентрированная решётка. В узлах решётки находятся ионы, а в промежутках между ними легкоподвижные электроны. Веществам с металлической кристаллической решёткой присуща металлическая связь. Установить зависимость между строением Al и его физическими свойствами.
Преподаватель: Из ранее изученного материала предположите физические свойства алюминия. У вас на партах лежат образцы изделий из алюминия, сделайте визуальный анализ материала изделий, а также используя справочные данные заполните таблицу
Агрегатное состояние | |
Цвет, блеск | |
Запах | |
Пластичность | |
Растворимость в воде | |
Температура плавления | |
Плотность |
Обучающийся: Кристаллическая решётка алюминия кубическая гранецентрированная, с этим связаны физические свойства алюминия: пластичность, высокая теплопроводность, электропроводность, малая плотность.
На основании строения атома можно сделать вывод, что степень окисления алюминия в соединениях равна +3. Формула оксида – Al2O3 и гидроксида алюминия – Al(OH)3. На основании положения в периодической системе – малый радиус атома, соседство с неметаллами(В,Si), можно предположить об амфотерности алюминия и его соединений
Преподаватель: Какими химическими свойствами должен обладать алюминий, исходя из его положения в ПСХЭ Д.И.Менделеева?
Обучающийся: Алюминий - p-элемент, он занимает промежуточное положение между металлами и неметаллами. Металлические свойства у него выражены несколько слабее, чем у натрия и магния. Он амфотерен. Наличие 3e на внешнем электронном уровне и несколько меньший радиус атома влечёт уменьшение химической активности алюминия по сравнению с соответствующими элементами I и II групп.
Преподаватель: Как меняется активность металлов в электрохимическом ряду напряжений?
Обучающийся: Активность металлов в ряду напряжений уменьшается слева направо.
Преподаватель: Исходя из положения алюминия в электрохимическом ряду напряжений, что можно сказать о химической активности алюминия?
Обучающийся: В ряду напряжений алюминий находится рядом со щелочными и щелочно - земельными металлами, поэтому он должен проявлять высокую химическую активность.
Преподаватель: Рассмотрим химические свойства алюминия. Демонстрация опытов “Взаимодействие алюминия с простыми веществами: йодом, бромом”:
1) В пробирку приливаем 1-2 мл брома и закрываем пробкой с хлоркальциевой трубкой, заполненной кусочками древесного угля (для поглощения брома). Пробирку закрепляем в лапке штатива и на случай, если она лопнет, подставляем кристаллизатор с водой. Открываем пробирку и бросаем в нее небольшой кусочек алюминиевой проволоки или несколько листочков алюминиевой фольги (обертка из-под конфет). Пробирку снова закрываем пробкой с трубкой. Что наблюдаем?
Обучающийся: Кусочки алюминия начинают реагировать с бромом, раскаляются и передвигаются по поверхности брома. В хлоркальциевой трубке пары брома поглощаются углем.
(Записывает уравнения химических реакций в свою тетрадь)
2 АI + 3Вr2 =2 АIВr3
Преподаватель демонстрирует взаимодействие алюминия с йодом
2) В фарфоровой чашке смешиваем порошок из мелких алюминиевых опилок и порошок кристаллического йода. В процессе смешивания никакой реакции не наблюдается. Реакция наблюдается при добавлении к смеси нескольких капель воды из пипетки. Что наблюдаем?
Обучающийся: Наблюдается выделение фиолетовых паров (Записывает уравнение реакции в тетрадь)
2 АI + 3I2 =2 АII3
Делает вывод - алюминий активный металл, т.к. он взаимодействует с неметаллами.
Преподаватель: Но всё же, алюминий применяется в быту. Из него изготавливают целый ряд бытовых изделий. Известно, что ни кислород, ни вода не действуют на него. В результате противоречий между имеющимися знаниями и жизненным опытом создаётся проблемная ситуация: "Почему алюминий, стоящий в начале ряда напряжений, проявляет химическую пассивность?"
Причину пассивности алюминия выясним, проводя химический эксперимент. (Обучающиеся выполняют лабораторный опыт самостоятельно, перед проведением опыта им напоминаются правила работы с горелками)
Обучающийся: Химический эксперимент: длинный кусочек алюминиевой проволоки закрепляется зажимами за один конец, а другой конец проволоки подносится к пламени горелки. Наблюдается нагревание металла, проволока размягчается, однако алюминий не образует капли, а только конец размягчённой проволоки изгибается и провисает.
Преподаватель: Что за плёнка образовалась на поверхности металла?
Обучающийся делает вывод по опыту: При нагревании на воздухе алюминий окисляется. На его поверхности образуется плёнка оксида (записывается уравнение реакции)
4 АI + 3О2 =2 АI2О3
Преподаватель: Выдвигается гипотеза - вероятно, что пассивность алюминия и возможность изготовления из него бытовых и промышленных изделий возникает из-за наличия плёнки оксида алюминия на его поверхности. А если удалить плёнку с поверхности алюминия, то возможно алюминий должен проявить активность близкую к активности щелочно-земельных металлов?
Обучающийся: Тогда алюминий может взаимодействовать с водой аналогично реакциям щелочных и щелочно - земельных металлов (записывает уже известную ему реакцию взаимодействия алюминия с водой)
2 АI + 6Н2О =2 АI(НО)3 + 3Н2
Преподаватель (проводит демонстрационный опыт самостоятельно, напоминая обучающимся правила по технике безопасности при работе с кислотами): Рассмотрим взаимодействие алюминия с разбавленными кислотами: соляной, серной и концентрированной азотной кислотой
Обучающийся: Записывает уравнения реакций взаимодействия алюминия с кислотами:
2Al+6HCl=2AlCl3+3H2
6H2SO4+2Al=Al2(SO4)3+3SO2+6HOH
6HNO3(к)+Al=Al(NO3)3+3NO2+3HOH
В ходе протекания реакций наблюдается следующее:
- алюминий активно реагирует с соляной кислотой, менее активно с серной, а с азотной не реагирует при комнатной температуре, только при нагревании.
Преподаватель: Как можно объяснить разную реакционную способность алюминия в реакциях с кислотами?
Обучающийся (с помощью преподавателя): 1) Соляную кислоту получают путем растворения в воде газообразного хлороводорода – HCl. Ввиду невысокой его растворимости в воде, концентрация соляной кислоты при обычных условиях не превышает 38%. Поэтому независимо от концентрации соляной кислоты процесс диссоциации ее молекул в водном растворе протекает активно:
HCl H+ + Cl-
Образующиеся в этом процессе ионы водорода H+ выполняют роль окислителя, окисляя металлы, расположенные в ряду активности левее водорода. Взаимодействие протекает по схеме:
Me + HCl= MeCl + H2
При этом соль представляет собой хлорид металла AlCl3
2) Даже при растворении в воде концентрация серной кислоты остаётся достаточно большой. При взаимодействии алюминия с концентрированными кислотами на его поверхности образуется плёнка, которая предохраняет металл от активного взаимодействия с окислителем.
3) Алюминий при низкой температуре пассивируется азотной кислотой, реакция возможна только при повышенной температуре, да и в этом случае если прекращается нагревание, то замедляется протекание реакции.
(Все уравнения реакций, наблюдения за опытами и выводы записываются в рабочую тетрадь)
Преподаватель: Мы рассмотрели отношение алюминия с кислотами. Но зная, что алюминий является амфотерным металлом, следовательно, он может взаимодействовать и со щелочами. Проведём опыт. Что Вы наблюдаете?
Обучающийся: В пробирку помещаем кусочек алюминиевой проволоки, приливаем к ней 2мл гидроксида натрия. Реакция начинает протекать через 1-2 секунды, наблюдается выделение газа.
(Записывают в тетрадь уравнение реакции)
6NaOH+2Al=2Na3 AlO3+3H2
Преподаватель: Давайте проанализируем все проделанные опыты и сделаем вывод.
Обучающийся делает вывод по работе:
1) Алюминий типичный металл, активный металл, т.к. он вступает в реакции с неметаллами, кислотами, водой, правда только после удаления оксидной плёнки;
2) Алюминий амфотерный металл, т.к. он может взаимодействовать как с кислотами, так и со щелочами.
Преподаватель: В доказательство того, что алюминий является активным металлом, он является активным восстановителем и может вытеснять металлы из их оксидов. Процесс вытеснения алюминием металла из оксида называется алюминитермией:
Fe2O3 + 2Al = 2Fe + Al2O3.
III. Оценочно-рефлексивный этап
Подведение итогов урока, самооценка работы обучающихся на уроке, выставление отметок учителем, в ходе беседы задаются впоросы:
- Над какой темой мы сегодня работали?
- Что нового вы узнали об алюминии?
- Что нового для себя вы узнали на уроке?
Обучающиеся делают вывод о приобретенных знаниях и умениях.
IV. Задание на дом
Провести домашний эксперимент: поместите по кусочку алюминиевой фольги в воду, нашатырный спирт и столовый уксус. Описать происходящие со временем изменения. Подготовить доклады, сообщения, электронные презентации по теме: "Применение алюминия в технике, строительстве, быту"