Здоровый образ жизни – это концепция жизнедеятельности человека, направленная на улучшение и сохранение здоровья с помощью соответствующего питания, морального настроя, физической подготовки и отказа от вредных привычек. [2] Привычка к ЗОЖ может стать тем условием, которое позволит развиваться и расти каждому ребенку. Меняются времена, методики, программы, но формирование привычки к здоровому образу жизни остается лучшей традицией и главным условием воспитания дошкольников. Формирование этого ценностного качества личности возможно только при условии его целенаправленного формирования в семье и детском саду. Поэтому именно на этапе дошкольного возраста приоритетным являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на ЗОЖ.
Чтобы эффективно работать в этом направлении воспитатель должен получить необходимые знания о здоровье воспитанников от медицинских работников и родителей.
Одним из направлений подготовки к формированию понятия ЗОЖ является уход за зубами. Нельзя забывать, что зубы – это зеркало организма и отношения к своему здоровью.[3]
Каждый человек должен следить за зубами и тогда - он будет здоров и привлекателен.[1]
Обговорив эту проблему с детьми и взрослыми в рамках проекта “Красивая улыбка – здоровые зубы” была проведена беседа с воспитанниками по основополагающим положениям ЗОЖ, чтобы мотивировать их на здоровьесберегающее поведение.
Беседа показала значимость формирования внутренней картины здоровья и эмоционального интеллекта для улучшения здоровья детей дошкольного возраста.
Актуальность темы:
- Дети не знают значения необходимости ухода за зубами для здоровья.
- Не умеют применять свои знания в повседневной жизни.
- Мало знают о пользе витаминов.
- Берут пальцы в рот.
- Дома гигиенические процедуры проводятся не регулярно.
Цель: Формирование основ здорового образа жизни.
Задачи:
- Познакомить с правилами ухода за зубами.
- Познакомить со значением полезных продуктов для здоровья зубов.
- Воспитание бережного отношения к своему организму.
- Развивать логическое мышление.
- Учить строить причинно-следственные связи: питание – уход за полостью рта – красивая улыбка.
- Формирование понимания о необходимости заботиться о своем здоровье.
- Поддержка семьи. Объединение усилий дошкольного учреждения и семьи по приобщению дошкольников к ЗОЖ.
Прогнозируемый результат:
- Повысится интерес к уходу за зубами.
- Дети более осмысленно используют знания в практической деятельности.
- Замечают ошибки при уходе ха полотью рта.
- Повышение общего уровня проведения культурно-гигиенических навыков.
- Активизируется артикуляционный аппарат и словарь детей.
- Развиваются навыки ориентировки в группе.
Участники проекта: педагоги, дети старшей группы, родители.
Время осуществления проекта: 1 месяц (февраль).
Тип проекта: практико-ориентированный, групповой.
Формы и содержание работы
Этапы | Задачи | Формы и содержание работы | ||
СВД | НОД | Родители | ||
1 эт. | Сбор, обобщение материалов по теме “Формирование ЗОЖ в семье и детском саду”, подбор игр. | |||
2 эт. | Прививать полезные привычки: умываться,
чистить зубы (после приема пищи), кушать полезные
продукты. Подвести к пониманию значения регулярной чистки зубов. Проследить связь между здоровыми зубами и здоровьем человека. |
Игры: Пазлы Разрезные картинки “Предметы гигиены” “Укрась щетку геометрическими фигурами” Чтение: “Улыбайтесь на здоровье” Артикуляционная гимнастика. |
Просмотр спектакля группы “Ромашка”
“Про микробы” (диск). Беседа “Путешествие к дереву здоровья” |
Анкетирование родителей “Как проходят гигиенические процедуры у вас дома?” |
3 эт. | Познакомить детей с влиянием
правильного питания на состояние здоровья зубов. Дать понятие “витаминная культура” |
Дидактические игры: “Собери полезные продукты” “Полезно – вредно” С/р игра “Магазин” Физ.минутки. Посадка зелени. Наблюдение за ростом. |
Беседа “Витамины и здоровые зубы” Рассматривание плакатов ЗОЖ. |
Консультация “Полезные продукты – здоровые зубы”. |
4 эт. | Знакомство с оборудованием и правилами
проведения умывания и читки зубов. Напомнить и зарисовать схему чистки зубов. |
Слайд фильм “Эволюция зубных щеток”. Заучивание пословицы: “Никогда не унываю и улыбка на лице, потому что принимаю витамины А, В, С.” Выставка зубных паст и щеток. “Какой пастой и щеткой я чищу зубы” |
Беседа “Подружись зубной щеткой”. Чтение стихотворения "Про зубную щетку” Э.Мошковская. Лепка: “Зубная щетка” Отгадывание загадок по теме “Предметы гигиены” |
Фото выставка “Как я дома умываюсь и
чищу зубы” Консультация “Молочные зубы: лечить или не лечить” |
5 эт. | Познакомить детей, где в нашем районе можно лечить зубы, кто лечит зубы. | 9 февраля - День стоматолога. Фотовыставка “Стоматологическая поликлиника” С/р игра “Стоматологичес-кая поликлиника” Чтение: “Айболит” К.И.Чуковский |
Составление рассказа по схеме “О чем может рассказать зубная щетка” |
Посещение музея Гигиены. Подобрать и выучить с детьми пословицы о ЗОЖ. |
6 эт. | Вызвать желание у детей быть здоровыми. Проявлять инициативу. Активно участвовать в мероприятиях. |
Проведение тематического дня “Красивая улыбка – это здоровые зубы” |
“Паутинка” к проекту “Красивая улыбка – это здоровые зубы”
“Здоровье” “Что любят наши зубы” Разговор “Что не любят наши зубы” |
“Физкультура” Игра “Кто быстрее закрутит крышку у тюбика?” Игры эстафеты. |
“Социализация” С/р игра “Стоматологическая поликлиника” С/р игра “Магазин” Экскурсия в музей Гигиены. |
“Труд” Моем свой стаканчик и зубную щетку. Посадка “Витаминных растений” (укроп, петрушка, морковка) |
“КРАСИВАЯ УЛЫБКА – ЭТО ЗДОРОВЫЕ ЗУБЫ” | “Безопасность” “Правила пользования зубной щеткой и зубной пастой” Правило “Как правильно полоскать рот” |
“РЭМП” Измерение длины зубной щетки меркой. Сравни по длине зубные щетки. “Чего больше?” “Познание” Подбор фото различных стоматологических клиник. Выставка “Какой пастой я пользуюсь” |
“Коммуникация” Составление рассказа по схеме “О чем может рассказать зубная щетка” “Коррекционная работа” Артикуляционные упражнения “Улыбка” “Чистим зубы” “Насос” и т.д. |
“Художественное творчество” Рисование “Улыбка добрых людей и ухмылка злых людей” Аппликация “Укрась стаканчик для полоскания” “Укрась зубную щетку” Конструирование “Построй здание стоматологической поликлиники”. |
Список используемой литературы.
- Е.И. Николаеа, В.И. Федорук, Е.Ю. Захарина “Здоровьесбережение и здоровьеформирование в условиях детского сада”, Детство-Пресс, Санкт-Петербург 2014г. – 240 стр
- http://www.skc-fmba.ru/patients/health/
- http://unident-spb.ru/roditelyam-kotorye-lyubyat-i-zabotyatsya-o-svoix-detyax/#.VlxKWVjhDIU