Программное содержание:
Привлекать внимание детей к народной
игрушке – кукле. Формировать у детей интерес,
эмоциональную отзывчивость, чувство радости от
встречи с куклами. Закрепить умение выделять
некоторые знакомые детям детали их костюма
(сарафан, платок, фартук) видеть их красоту.
Формировать эстетическое отношение и развивать
творческие возможности детей в процессе
интеграции различных видов деятельности:
словесной, художественной, музыкальной,
продуктивной.
Развивать фантазию, мышление, внимание.
Приобщать к истокам устного народного
творчества и декоративно-прикладного искусства
через познавательно-речевую, музыкальную,
продуктивную деятельность.
Предварительная работа:
- Знакомство детей с русским народным творчеством.
- Знакомство с игрушками, сделанными из разных материалов – из глины, дерева, соломы, тряпок.
- организация в группе мини-музея «Куклы из бабушкиного сундука» (с участием родителей).
- Использование малых форм фольклора в развитии речи. Загадывание загадок об игрушках, разучивание потешек, стихотворений, песен.
- Знакомство детей с элементами узора.
Оборудование и материалы:
- музей кукол,
- куклы, сделанные из разных материалов – деревянная, глиняная, соломенная, тряпичная
- иллюстрации кукол,
- письмо
- разрезные картинки (пазлы) – 3шт,
- столы
- лоскутки для изготовления куклы «Пеленашки».
Ход развлечения
(Дети заходят в группу)
Воспитатель: Ребята,
посмотрите, как много гостей у нас сегодня. Мы
очень рады видеть вас в нашей уютной группе.
А Вы знаете, у меня для вас очень важное
сообщение. Сегодня к нам в детский сад пришла
необычная гостья. Вам интересно узнать кто это?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда встречайте.
(Входит кукла Света)
Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут
кукла Света. Я живу в далекой стране Кукляндия.
Воспитатель: А что это за страна такая?
Кукла:
Кукляндия, кукляндия – волшебная страна,
Пусть вы о ней не знаете, но всё же есть она.
Там кукольные лестницы, дома и города,
Туда пускают маленьких, а взрослых никогда.
Нам, жителям страны «Кукляндии», стало
известно, что у вас в группе есть музей.
Расскажите, нам, пожалуйста, что такое музей и что
находится в вашем музее.
Воспитатель: Ребята, давайте расскажем
жителям далекой страны о нашем музее. Что такое
музей?
Дети: Музей — это место, где хранятся
ценные вещи, а наш музей называется – музей
кукол, потому что здесь находятся разные куклы
(дети проходят на стульчики)
Воспитатель: Ребята, а сейчас я вам
расскажу историю об одной удивительной кукле,
она деревянная и жила в далекой стране, которая
называется – Япония.
Воспитатель: Много лет назад в
Россию из далёкой страны – Японии привезли
деревянную фигурку – добродушного, лысого
старичка. Изображала эта кукла мудреца –
«Фукуруму». Игрушка – старичок раздвигалась, а
внутри нее сидела вся его многочисленная семья
(показ фото).
Кукла эта понравилась и взрослым и детям. А
особенно русским мастерам. Они нарядили её в
русский сарафан, на голову повязали платочек,
нарисовали ей глазки и румяные щечки. И назвали
её старинным русским именем – Матрёной.
Как вы думаете, какую игрушку сделали народные
умельцы? (матрешку).
(ребенок берет матрешку с полочки).
Воспитатель: Матрешка это любимый всеми
российский сувенир. Появилась матрешка очень
давно. Это настоящая русская красавица.
Дети:
Матрешечка, матрешка, русская краса:
Румяные щечки, глазки – бирюза,
Белая рубаха и русский сарафан,
На голове платочек – не найдешь изъян!
На первый взгляд – простая, но радует взор
В росписи одежды затейливый узор,
Милая улыбка и секрет внутри
Сколько же в ней куколок?
Ну – ка, разбери!
Воспитатель: Да – это кукла с секретом.
Что за секрет у матрешки?
Дети:
Разломлю я пополам:
Интересно, что же там?
Там еще одна матрешка,
Улыбается, смеется.
Хоть и жаль ее ломать,
Буду дальше разбирать.
Ростом разные подружки,
И похожи друг на дружку.
Русские красавицы
Всем нам очень нравятся!
Воспитатель:
Да, действительно, кукла с секретом.
Воспитатель: Матрешки – куклы очень
веселые, жизнерадостные. Посмотришь на их лица, и
настроение сразу поднимается, а уж как они любят
петь и танцевать! Они и вас приглашают поплясать.
Давайте потанцуем вместе с ними. Представьте, что
мы все сейчас матрешки.
Физкультминутка «Веселые матрешки» (под муз. сопровождение)
Хлопают в ладоши дружные матрёшки,
(хлопают)
На ногах сапожки топают
матрёшки,
(топают)
Влево, вправо
наклонись,
(наклоны влево, вправо)
Всем знакомым
поклонись,
(дети
кланяются)
Девчонки озорные матрёшки
расписные,
(кружатся)
В сарафанах ярких,
пёстрых.
(приседают)
Вы похожи словно сёстры.
(качают
головой)
Ладушки, ладушки. Весёлые
матрёшки. (хлопают)
Воспитатель: А сейчас я вам загадаю загадку, а вы найдете игрушку в нашем музее, о которой говорилось в моей загадке.
Веселая белая глина,
Кружочки, полоски на ней,
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней.
Кормилицы, и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собачки, гусары и рыбы…
А ну, назовите меня!
Дети: Это дымковская игрушка!
Воспитатель: Кто мне скажет, почему
игрушки называются дымковские?
Дети. Их изготавливают в селе Дымково.
Воспитатель. Чем же дымковские
игрушки отличаются от других игрушек?
Дети: Они из глины, поэтому с ними
играть нужно очень осторожно;
Воспитатель. Каким узором украшена
игрушка?
Дети. Кругами, овалами, линиями, точками.
Воспитатель. Какие цвета использовали
мастера – умельцы, которые изготавливали
игрушки.
Дети. Яркие краски.
Воспитатель: Ребята, а вот какие игрушки
делали дымковские мастера, мы с вами сейчас
скажем, если заглянем вот в этот конверт (3
конверта: открываю конверт, показываю разрезные
картинки).
Ой, ребята, что здесь?
Дети: разрезные картинки
Воспитатель: А давайте мы с вами их
соберем и узнаем, кого еще делали в селе Дымково.
Дети собирают пазлы и называют, что у них
получилось.
Воспитатель: Молодцы, справились с
заданием. Так кого еще делали дымковские мастера?
Дети рассказывают стихотворения.
Дети:
Дымковский индюк
Вот индюк нарядный, весь такой он ладный.
У большого индюка все расписаны бока.
Всех нарядом удивил, крылья важно распустил.
Посмотрите, пышный хвост, у него совсем не прост –
Точно солнечный цветок, а высокий гребешок
Красной краскою горя, как корона у царя.
Индюк красочно красив, он напыщен, горделив.
Смотрит свысока вокруг птица важная – индюк.
Водоноска
За студеною водицей водоноска – молодица,
Как лебедушка, плывет, ведра красные несет
На коромысле не спеша; посмотри как хороша.
Мои игрушки. В. Василенко.
Петух
С переливами поет,
Утром будит весь народ.
Золотистый гребешок
Гордо носит петушок.
(проходят на стульчики)
Воспитатель: Ай да молодцы вы у меня,
как вы много знаете. Удобно ли играть с глиняной
куклой? (нет.)
Воспитатель: Почему?
Дети: Глиняная кукла тяжелая, она не
гнется, нельзя надеть на нее одежду, если упадет,
то может разбиться.
Воспитатель: Прошло много лет, человек
придумал новую куклу, она отличалась от глиняной.
Для ее изготовления, он сначала собирал солому,
затем варил, чтобы она стала мягкой, эластичной,
блестящей, а уж потом скручивал, связывал и
украшал. И какая же получилась кукла у человека?
Дети: Соломенная кукла.
Воспитатель: Что нам известно о
соломенной кукле?
Дети: Ее делали из соломы, затем
украшали. Соломенных кукол не продавали, а делали
люди для себя, т. к. эта кукла приносила удачу. А
еще это была любимая кукла деревенских детей.
Воспитатель: Ребята, а с соломенной
куклой интересно играть? Почему?
Дети: Соломенной куклой интереснее
играть, чем деревянной и глиняной, но она
непрочная, легко ломается. Ее нельзя одеть,
раздеть, помыть. Но ей можно рассказать
стихотворение, спеть колыбельную (дети
рассказывают стихи, поют колыбельные)
(Рассказывают дети)
"Соломенная кукла"
Золотистая солома
Без сомненья всем знакома
Словно сказочные феи
Колдовали мы над нею.
Соберём в пучок
И повяжем поясок
Ленточку шелковую,
Розовую новую.
Вот из всех стараний наших
Получилась кукла Маша.
Воспитатель: Давайте мы с ней поиграем. Начнем игру со считалки:
Как за нашим двором,
Стоит чашка с творогом.
Прилетели две тетери,
Поклевали – улетели
Поклевали – улетели
На лугу зеленом сели
Игра «Тихо куколка… (игра проводится в соответствии с текстом и музыкой)
(дети образуют круг, в центре круга ребенок с соломенной куклой в руках)
Тихо, куколка, сиди
(звучит тихая
нежная музыка, дети ходят на «носочках»)
Свою маму не буди (ребенок
в центре круга качает Куклу).
Прыгай кукла веселей (звучит
громкая задорная музыка – ребенок в центре
круга подпрыгивает, а остальные хлопают в
ладоши)
Буди маму поскорей
Колыбельная
Спи, моя хорошая,
Баю-бай!
Куколка любимая,
Глазки закрывай.
Я тебя раздену,
Застелю кровать.
Завтра встанем вместе,
Будем вновь играть.
Воспитатель: Ребята, пока наша
соломенная кукла спит, мы поговорим о другой
кукле из нашего музея, о тряпичной кукле
(показываю)
Воспитатель: Ребята, почему она так
называется?
Дети: Потому, что сделана из тряпочек,
обрезков ткани.
Воспитатель: Существует очень много
видов тряпичных кукол (показать в музее). Кукла –
игровая, – предназначалась детям для игры, кукла
обереговая, которая спасала человека от
различных опасностей. А какие тряпичные куклы
есть в нашем музее?
Дети:
Кукла «Барыня» предназначалась для игры в дочки
– матери. А барыней называлась потому, что у нее
руки, как у барыни – руки в боки.
Кукла Жених. Мужской образ русской куклы
называли «куклак». Куклак Жених – это игровая
кукла.
Кукла «Зернушка». Ее делали после сбора урожая.
Внутри куклы было зерно. Она символтзировала
достаток в доме.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, в нашем
музее есть еще очень интересная тряпичная кукла,
да какая маленькая. Как называется эта кукла?
Дети: Эта кукла называется – Пеленашка.
Воспитатель: А кто из вас знает, почему
эта кукла получила такое название?
Дети: Кукла Пеленашка – младенчик в
платочке, запеленатый в пеленку.
Пеленашку делали для маленьких детей, клали их в
колыбельку, чтобы малыши крепко спали.
Воспитатель: Кукла – пеленашка – это
мощный оберег.
Люди верили в силу оберега, в то, что он способен
защитить человека от беды. Раньше считалось, что
в доме, где есть дети обязательно должна быть
кукла – Пеленашка. В нашей группе есть такая
кукла, которая нас оберегает.
Уважаемые гости, а у вас есть такая кукла? (нет)
Воспитатель: А вам хотелось бы иметь
такую куклу – оберег? (да). Ребятки, давайте нашим
гостям ПОМОЖЕМ СДЕЛАТЬ ТАКУЮ КУКЛУ
Дети и родители садятся за стол. Делают куклу
Пеленашку по схеме.
Воспитатель: Вот как много интересного вы рассказали о нашем музее. Мы с вами вспомнили, какими куклами играли наши бабушки и дедушки, теперь жители страны «Кукляндии», знают все о нашем музее.
Воспитатель:
Наши куклы дороги и ярки,
Примите их в подарки.
Приходите в гости к нам
Рады мы всегда гостям.