Урок чтения "Праздники и приметы народного календаря. Май". 6-й класс

Разделы: Коррекционная педагогика

Класс: 6


Тип урока: изучение нового.

Цель: познакомить учащихся с приметами народного календаря месяца мая.

Задачи:

  • отрабатывать навык правильного чтения;
  • корригировать и развивать воображение, мышление учащихся на основе работы с текстом; развивать связную и устную речь;
  • воспитывать любовь к природе.

Оборудование: учебник, доска, слова для словарной работы, народные приметы

Методы и приемы: дидактическая игра, словарная работа, речевая разминка, чтение «про себя», анализ текста, работа с приметами,

ХОД УРОКА

 I. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок

– Какое главное правило на уроке? (Умей слушать других).

II. Подготовка к восприятию нового материала

а) Игра «Отгадай загадку»

Ребята, я вам сейчас загадаю загадку, вы должны сказать, о каком месяце идет речь:

Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад.
Пчелы первые летят.
Гром грохочет.
Угадай, что за месяц это? (Май)

– Правильно. Месяц май.

б) Работа с иллюстрациями

– Ребята, давайте посмотрим на иллюстрации и посмотрим как художники изобразили этот месяц.
– Что вы видите на картинах? (Ответы учащихся)
– Конечно же, такая великолепная пора года не могла не вызывать вдохновения и у поэтов. Стихи про весну, а именно про месяц май, имеются в арсенале очень многих поэтов-классиков. Конечно же, все мы помним строчки великого поэта Фёдора Тютчева «Люблю грозу в начале мая…» или же Сергея Есенина «Сыплет черемуха цветом».

(Заранее подготовленный ученик читает стихотворение Ф.Тютчева «Люблю грозу в начале мая…)

в) Беседа

– Ребята, а вы что знаете про этот месяц? (Ответы учащихся)
– Слово май, в честь богини Маи, пришло к нам из Византии. Это последний месяц весны. Месяц цветов и любви. Самый зеленый месяц в году. Период расцвета всего живого.

III. Объявление темы и целей урока

– Тема нашего урока «Праздники и приметы народного календаря. Май» (на доске записана тема урока).

IV. Изучение нового материала

– Перед тем, как послушать рассказ, проведём словарную работу (работа организована наглядно на доске – учитель открывает слово, а дети читают его и говорят, как они его понимают, затем учитель дает правильное толкование слова)

Мур
Росеник
Летень

а) Чтение текста учителем.

– Послушайте и подумайте, какие изменения происходят в природе с приходом мая?

б) Проверка восприятия.

– Какие  изменения происходят в природе с приходом мая?  (беседа с учащимися)

в) Чтение текста учащимися «про себя».

– Прочитайте текст «про себя».
– Обратите внимание, на народный календарь.

Речевая физминутка

г) Чтение текста учащимися вслух

V. Закрепление  материала

Анализ прочитанного текста.

– Какие изменения происходят в природе с приходом мая? 
– Как май в народе называют? Почему у него разные названия?
– Почему в народе май называют сердцем весны?
– Что происходит с 1-5 мая?
– Когда прилетают стрижи?
– Когда можно услышать первую весеннюю грозу?
– А давайте прочитаем приметы об этом весеннем месяце (чтение примет с 197)
– Ребята, так же как и о других месяцах существуют поговорки.

(На доске заранее  записаны поговорки о мае)

  • Ай, ай, месяц май: тепл, а голоден!
  • Майская трава и голодно кормит.
  • Как в мае дождь, так будет рожь.

Работа с поговорками

VI. Домашнее задание

– Учебник, стр. 197 приготовить рассказ о марте

VII. Итог урока

Подведение итогов урока. Выставление оценок учащимся.