Тип урока: изучение нового.
Цель: познакомить учащихся с приметами народного календаря месяца мая.
Задачи:
- отрабатывать навык правильного чтения;
- корригировать и развивать воображение, мышление учащихся на основе работы с текстом; развивать связную и устную речь;
- воспитывать любовь к природе.
Оборудование: учебник, доска, слова для словарной работы, народные приметы
Методы и приемы: дидактическая игра, словарная работа, речевая разминка, чтение «про себя», анализ текста, работа с приметами,
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок
– Какое главное правило на уроке? (Умей слушать других).
II. Подготовка к восприятию нового материала
а) Игра «Отгадай загадку»
– Ребята, я вам сейчас загадаю загадку, вы должны сказать, о каком месяце идет речь:
Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад.
Пчелы первые летят.
Гром грохочет.
Угадай, что за месяц это? (Май)
– Правильно. Месяц май.
б) Работа с иллюстрациями
– Ребята, давайте посмотрим на иллюстрации и
посмотрим как художники изобразили этот месяц.
– Что вы видите на картинах? (Ответы учащихся)
– Конечно же, такая великолепная пора года не
могла не вызывать вдохновения и у поэтов. Стихи
про весну, а именно про месяц май, имеются в
арсенале очень многих поэтов-классиков. Конечно
же, все мы помним строчки великого поэта Фёдора
Тютчева «Люблю грозу в начале мая…» или же
Сергея Есенина «Сыплет черемуха цветом».
(Заранее подготовленный ученик читает стихотворение Ф.Тютчева «Люблю грозу в начале мая…)
в) Беседа
– Ребята, а вы что знаете про этот месяц? (Ответы
учащихся)
– Слово май, в честь богини Маи, пришло к нам из
Византии. Это последний месяц весны. Месяц цветов
и любви. Самый
зеленый месяц в году. Период расцвета всего
живого.
III. Объявление темы и целей урока
– Тема нашего урока «Праздники и приметы народного календаря. Май» (на доске записана тема урока).
IV. Изучение нового материала
– Перед тем, как послушать рассказ, проведём словарную работу (работа организована наглядно на доске – учитель открывает слово, а дети читают его и говорят, как они его понимают, затем учитель дает правильное толкование слова)
Мур
Росеник
Летень
а) Чтение текста учителем.
– Послушайте и подумайте, какие изменения происходят в природе с приходом мая?
б) Проверка восприятия.
– Какие изменения происходят в природе с приходом мая? (беседа с учащимися)
в) Чтение текста учащимися «про себя».
– Прочитайте текст «про себя».
– Обратите внимание, на народный календарь.
Речевая физминутка
г) Чтение текста учащимися вслух
V. Закрепление материала
Анализ прочитанного текста.
– Какие изменения происходят в природе с
приходом мая?
– Как май в народе называют? Почему у него разные
названия?
– Почему в народе май называют сердцем весны?
– Что происходит с 1-5 мая?
– Когда прилетают стрижи?
– Когда можно услышать первую весеннюю грозу?
– А давайте прочитаем приметы об этом весеннем
месяце (чтение примет с 197)
– Ребята, так же как и о других месяцах
существуют поговорки.
(На доске заранее записаны поговорки о мае)
- Ай, ай, месяц май: тепл, а голоден!
- Майская трава и голодно кормит.
- Как в мае дождь, так будет рожь.
Работа с поговорками
VI. Домашнее задание
– Учебник, стр. 197 приготовить рассказ о марте
VII. Итог урока
Подведение итогов урока. Выставление оценок учащимся.