Цели:
- стимулировать интерес к изучению русского языка;
- создать условия для демонстрации учащимися своих знаний и умений.
Задачи:
- познакомить учащихся с разнообразными играми со словами;
- активизировать творческие силы учащихся, их способности;
- увеличить словарный запас учеников;
- развить умение связно излагать свои мысли в устной форме с учетом ситуации общения;
- развить умение учащихся работать в группах.
Учитель
Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня я хочу пригласить вас отправиться в страну Лингвинию.
Девиз игры “Перед нами громада- русский язык”. Н.В. Гоголь
Название этой страны произошло от названия науки лингвистики, изучающей язык ( от латинского слова “лингва”, что означает язык”).Заниматься языком очень интересно и увлекательно. Особенно, когда мир языкознания предстает перед вами как арена веселых и неожиданных приключений. Действуют в нем, правда, ни пираты и королевские мушкетеры, а звуки, слова и предложения. Именно они и являются жителями страны Лингвинии. Поединок будет прохрдить на поезде, которыйповедет веселый вагончик
На пути следования нас ждут следующие станции: фонетическая, орфоэпическая, орфографическая, лексическая, фразеологическая, морфологическая, синтаксическая, пунктуационная. Каждую станцию мы отметим красным флажком
Прежде чем отправиться в путь, давайте познакомимся (представление команд). “Знатоков” и “Умников”
Помогать командам будут болельщики, если принесут доплнительный балл
Вместе с нами путешествовать будет и наше справедливое жюри (представление членов жюри, родительский комитет)
Команды готовы,
Жюри в ожидании,
Призы заготовлены -
Начинаем состязание!
1 ст. Фонетическая Задание. Восстановите буквенный облик слов по их фонетической записи.
Карточка для 1-й команды | Карточка для 2-й команды |
[мч'аца] | [л'й'оца] |
[р'иб'на] | [л'аск] |
[аб'й'ат] | [в'й'эст] |
[патп'ищ'ик] | [раскащ'ик] |
[д’в’ирнaй’а] | [ч'oрнава] |
Ответы.
- 1-я команда: мчаться, рябина, объят, подписчик, дверной;
- 2-я команда: льётся, лязг, въезд, рассказчик, чёрного.
Задания для болельщиков
Конкурс болельщиков. Ответить на вопросы-шутки.
1. Что у цапли впереди, а у зайца позади? (буква "Ц”)
2. Какие сто букв могут остановить движение транспорта? (стоп)
3. В каком слове отрицание "нет” слышится сто раз? (стонет)
4. Без какой музыкальной ноты нельзя приготовить обед? (соль)
5. Что общего у дня и ночи? ("Ь” знак на конце)
6. Какое слово состоит из семи одинаковых букв? (семья)
7. Что находится между горой и оврагом? (буква "И”)
8. Какое государство можно носить на голове? (Панама
3. Задание
Учитель.
Внимание! Внимание!
Ждёт вас новое испытание.
Ох, и трудное предстоит вам задание!
Пассивных сейчас быть не должно-
Помните: “Один за всех, и все за одного!”
Станция орфографическая
Жалоба
Дядя, прашу тебя, помаги
Твоей плимяннице Оле,
А то небудет ее наги
В этой пративной школе.
Мне вчера за дектант на слова
Учитель паставил “два”
А сам сказал, что маю работу
Даже несмок прочитать.
Попраси его, дядя, исправить двойку
И паставить мне пять.
4. Станция “Лексическая”
Слово красный в древнерусском имело значение “красивый, нарядный, парадный, добрый, ласковый” Какое из этих значений оно имеет в следующих предложениях:
А) Пустил стрелу средний брат – полетела стрела к богатому купцу во двор и упала у красного крыльца.
Б) Стали жены кликать мамушек, нянюшек и красных девушек, чтобы пособили им ткать ковры.
В) Стоит тот дуб, вершиной в облака упирается, корни на сто верст в земле раскинул, ветками красное солнце закрыл.
Учитель.
Господа конкурсанты, к барьеру!
Предстоит необычная схватка:
Вы должны, не задумываясь, быстро
Дать ответы на мои загадки.
5. Лексический бой для болельщиков
Задание: по лексическому значению определить слово.
- Яркое освещение зданий и улиц по случаю праздника. (Иллюминация)
- Соус из растительного масла, яичного желтка и различных приправ. (Майонез)
- Лестное замечание в адрес кого-либо, позвала. (Комплимент)
- Изделие из горючих составов, дающее цветные огневые эффекты на праздниках. (Фейерверк)
- Подарок на память: вещь, связанная с воспоминаниями о ком-либо, о чём-либо. (Сувенир)
- Полный набор столовой или чайной посуды, рассчитанный на определённое количество человек. (Сервиз)
- Короткая застольная речь, здравица в честь кого-либо. (Тост)
- Годовщина деятельности лица или учреждения; празднование по этому случаю. (Юбилей)
- Неожиданный подарок. (Сюрприз)
6. Станция “Фразеологическая”
Используя приемы пантомимы, изобразите следующие фразеологизмы:
- Куры денег не клюют
- Язык чешется
- Галопом по Европе
- Делать из мухи слона
7. Задания болельщикам
- Что мы слышим в начале урока? (звук [у])
- В каком слове пять о? (о-пять)
- Что стоит посреди земли? (звук [м])
- Что в огурцах и арбузах есть, а в дыне и тыкве нет? (звук [р])
- В каких словах 100 согласных? (сто-г, сто-л, сто-п ...)
- Какую букву надо спрятать за местоимение, чтобы получилось название животного? (за-я-
- Какой алфавит состоит из 6 букв? (азбука)
- Чем кончается день и ночь? (мягким знаком)
8. Станция Морфологическая
А сейчас все вместе мы
Отправимся в путешествие.
Поменяйте буквы местами,
Профессии узнаете сами.
Переставьте буквы, назовите профессии
- ЦЕДАПРОВ
- СИТКАРТА
- ХИТАЧКА
Для болельщиков "Что в чемодане"
9. Конкурс телефонистов.
Ребята, во время игры вы учились писать, разгадывать, придумывать. А научились ли вы слушать внимательно друг друга?
Я сообщу скороговорку на уху ученику, который стоит первым. По сигналу они передают скороговорку на ухо своим соседям. Последние в каждом ряду должны сказать переданную им "по телефону” скороговорку. Побеждает команда, которая раньше завершит передачу и правильно передаст текст.
10. Найди начало коту
КОТ
_ КОТ
_ _ КОТ
_ _ КОТ
_ _ _ КОТ
_ _ _ _ _ КОТ
11. Задание.
Учитель.
Трудно ребус разгадать,
Надо ум свой напрягать.
От неудач не вешайте нос,
Вот вам конкурс “Шуточный вопрос”.
Прочитайте, что написано на плакатах
Плакат 1 команде | Плакат 2 команде | ||||||||
К | Й | Г | А | И | У | А | Р | Н | О |
Ы | И | О | Н | Б | К | М | Г | З | Р |
З | Ч | М | Е | Ю | И | М | Й | О | О |
Я | У | Ш | Т | Л | Т | А | А | Ш | Х |
(Любите наш могучий язык!) | (Хорошо знай грамматику) |
12. Приглашаю на сцену по 2 человека от каждой команды. Закончите начатые мной пословицы и поговорки.
- Лучше синица в руке...
- На чужой каравай...
- Ум хорошо...
- Не было бы счастья...
- Слово не воробей...
- Кто старое помянет...
- Под лежачий камень...
- Скоро сказка сказывается...
- Взялся за гуж...
- И в воде не тонет...
- Один в поле...
- За двумя зайцами погонишься...
- Семеро одного...
- Семь бед...
- Семь раз отмерь...
- У семи нянек...
13. Станция “Синтаксическая”
Составьте распространенное предложение, каждое слово которого должно начинаться на букву:
- 1 команда К
- 2 команда Л
Например: Прасковья Петровна пригласила Порфирия Павловича поужинать пирогами.
14. Станция “Пунктуационная”
О каких знаках препинания идет речь?
1.
Когда слова гремели и блистали,
Я в моде был, я был на пьедестале!
Однако время новое настало –
Оно меня и свергло с пьедестала.
(Восклицательный знак)
2.
Что о себе сказать могу?
Согнула жизнь меня в дугу.
За свой характер я плачу –
За то, что много знать хочу.
(Вопросительный знак)
3.
Известно миру с давних пор,
Что знак я немаловажный
И не окончен разговор...
И начинает думать каждый.
(Многоточие)
15. Болельщикам
И с той стороны, и с другой стороны.
...Шёл по дороге старик, а навстречу ему боец. “Здравствуй, отец”, - говорит боец. А старик ему в ответ: “Здорово, служилый! Только зовут меня не отец, а так, что с любого конца это слово читай – всё значение одинаковое. А имя у меня такое же: хочешь, слева направо читай, хочешь наоборот – всё одинаково. И живу я в таком домике, что значение не изменится, хоть как читай. Около домика растёт растение с чудным названием, что можно как угодно читать. А имя моей бабки с тем же свойством. А когда я в армии служил, то меня называли тоже таким именем, что читай хоть справа, хоть слева – всё одинаково. Вот и разгадай”.
Задумался боец. Может, вы ему поможете?
Ответы: дед, Тит, шалаш, боб, Анна, казак.
16. Капитанам задание. Прочитайте “Оду русскому языку”.
Капитан 1-й команды
Ода русскому языку
О, русский язык,
О, родной наш язык!
Тургенев говорил:
“Ты могуч и велик!”
Ты самый богатый,
Ты самый красивый,
Ты образов полон,
Чудеснейшей силы!
Ты в самой великой стане процветаешь,
Ты много секретов и тайн раскрываешь.
И каждый ребёнок знает с пелёнок,
Что слово греметь может громом на небе,
А может и радугой яркой сиять.
Ты можешь обидеть, убить человека.
Кинжалом?!
Нет, фразу лишь грубо сказать.
Но если ты хочешь прибавить полвека
Иль больше на жизнь человека,
То волшебные слова
Не забывай ты никогда!!!
О, русский язык!
Ты был, и ты есть, и ты будешь всегда.
Не сыщешь соперника ты никогда!
Капитан 2-й команд
Ода русскому языку
Великая река вдоль по миру течёт,
И воды светлые её поют.
По ней корабль красноречия плывёт,
И волны вдаль его влекут.
А имя той реке – могучий наш язык,
К которому душою русский человек привык.
В нём слов, что звёзд на небе, и не счесть!
Антонимы, синонимы, эпитеты в нём есть.
Волною многогранною бежит
Собранье букв – наш русский алфавит.
И больше сотни там из правил исключений,
А сколько мудрых и великих изречений!
На нём ещё поныне говорят
Все люди русские: и стар, и млад!
Приятно говорить на русском языке,
Как будто солнце держишь ты в рук
Подведение итогов. Слово жюри
Заключительное слово учителя
Подведены итоги,
Награды вручены.
Наш поединок закончен,
Активны были вы.
От игр забавных к знаниям
Команды дружно шли,
Но главные победы,
Конечно, впереди!
Желаю вам, ребята,
Счастливого пути!
Список использованных источников.
- Григорян Л.Т.Язык мой – друг мой.М.:Просвещение,1988
- Ушакова О.Д. Фразеологический словарик. Почему так говорят. - И Д Литера, 2008г.
Сайты Интернета:
- http://slovari.yandex.ru/dict/frazslov
- http://www.onlinedics.ru/slovar/frazeolog.html
- http://www.encsite.info/