Цели урока:
- Обучающая: познакомить учащихся с избирательным правом, с избирательными системами.
- Развивающая: развивать навыки коммуникативной речи, умение работать с документами, развивать интерес к общественному предмету.
- Воспитательная: воспитывать активную гражданскую позицию.
План урока:
- Голосование. Избирательное право;
- Выборы. Избирательный процесс;
- Референдум
Оборудование: проектор, рабочие тетради, учебники, тетради-справочники по обществознанию.
Эпиграф к уроку (записан на доске)
“Свобода возможна только при демократии, то есть при доступном для всех участии в волеизъявлении”. К.Ясперс
Ход урока
- Здравствуйте, ребята!
Приветствую вас на парламентском уроке, посвященном изучению политической жизни нашей страны. Вам, как будущим законодателям нашего Пермского края, полезно знать, как проходит голосование, выборы, референдум.
Разрешите представить гостей: глава Козьмодемьянского сельского поселения Карагайского района - Югов Николай Анатольевич, депутат земского собрания Карагайского района-Югова Галина Анатольевна, депутат Козьмодемьянского поселения - Волегова Татьяна Александровна.
(Звучит гимн Российской Федерации)
I. Объявление темы и плана урока (запись на доске)
1. Голосование. Избирательное право;
2. Выборы. Избирательный процесс;
3. Референдум
II. Это важная тема. Помогут нам в ней разобраться термины и общественные понятия. Проведем словарную работу (изображение на экране)
Выборы, электорат, голосование, избирательная процедура, избирательная кампания.
Работа с учебником:
Учащиеся 11 класса находят и зачитывают вслух слова: выборы, электорат, голосование, избирательная процедура, избирательная кампания (страницы в учебнике “Обществознание”, 11 класс А.И.Кравченко -185, 187, 190, 191.)
Учащиеся 9 класса находят и зачитывают: референдум. Спасибо. Продолжаем дальше.
Слово учителя:
- Выборы представляют собой способ создания государственных органов, органов местного самоуправления.
Вопрос: элементом какого политического режима являются выборы - демократического или тоталитарного? Является ли, на ваш взгляд, Россия правовым государством?
- Да, действительно, РФ является правовым государством. И одной из отраслей прав, которыми обладает гражданин РФ – политические права.
- Слово предоставляется одному из наших гостей – главе Козьмодемьянского сельского поселения Югову Николаю Анатольевичу. Расскажите, пожалуйста, о себе, о своей деятельности. Спасибо.
- Ребята, если у вас есть вопросы к Николаю Анатольевичу, то вы можете их задать.
- Итак, продолжим разговор. Выборы классифицируют по самым разным основаниям (объект выборов, их масштаб, сроки и т.д.) Так, бывают выборы президентские, парламентские; в местные органы самоуправления – региональные (областные), муниципальные(городские); выборы судей и других должностных лиц.
А сейчас поговорим об избирательном праве.
I. Избирательное право.
Словарная работа (запись на экране)
Избирательное право – совокупность правовых норм, устанавливающих порядок выборов главы государства, представительных органов и т.д.
Избирательное право | |
Активное | Пассивное |
“право выбирать” | “право быть избранным” |
В демократическом государстве избирательное право включает в себя четыре принципа:
1. всеобщее избирательное право (право на участие в выборах граждан, достигших определенного возраста, независимо от пола, возраста, национальности и др.);
2. равное избирательное право (один избиратель – один голос);
3. прямое избирательное право (каждый избиратель голосует непосредственно за избираемого кандидата);
4. тайное голосование (порядок отсутствия контроля за волеизъявлением избирателей).
Вывод: политическими правами обладают все граждане государства, которые не признаны судом недееспособными, независимо от национальности, вероисповедания, социального и материального положения в обществе.
Следующий этап урока: работа с документом (страница 186, учебник “Обществознание”, 11 класс). Прочитайте, пожалуйста, примеры избирательной активности людей в других странах (1 ученик читает вслух)
- Слово предоставляется депутату земского собрания – Юговой Галине Анатольевне. Расскажите, пожалуйста, как Вы стали депутатом земского собрания, какие вопросы Вы там решаете? С какими трудностями встретились? Кто из граждан может стать депутатом и что ему для этого нужно сделать?
Спасибо за интересное выступление.
- На уроке присутствует учитель МХК и ИЗО нашей школы - Волегова Татьяна Александровна. В прошлом году Вас избрали депутатом сельского поселения. Расскажите о вашей деятельности. Как вы совмещаете работу в школе и общественную деятельность? Какие у Вас будут пожелания к учащимся старших классов. Спасибо.
Обратимся к следующему вопросу.
II. Избирательный процесс (выделенные определения ученики записывают в тетрадь-справочник)
Избирательное право непосредственно реализуется в избирательном процессе – выборы, референдум.
Словарная работа: избирательный процесс - это порядок и основные стадии в организации выборов. Основные положения избирательного процесса зафиксированы в документе Федеральный закон “О выборах” (запись на экране)
Этапы избирательного процесса.
Обычно голосованию предшествует обсуждение.
Голосование одна из основных форм участия в политической жизни страны.
Голосование – способ принятия решения группой людей (собранием, электоратом), при котором общее мнение формулируется путем подсчета голосов членов этой группы.
По способу подсчета голосов и принципу распределения мест по итогам голосования избирательные системы подразделяются на: пропорциональную, мажоритарную, смешанную.
Очень важно научиться различать такие понятия, как избирательная процедура и избирательная кампания.
Избирательная процедура - мероприятия государства по организации и проведению выборов.
Избирательная кампания – система агитационных мероприятий, проводимых политическими партиями и независимыми кандидатами с целью обеспечить себе максимальную поддержку избирателей на предстоящих выборах.
В марте 2012 г. в России прошли выборы Президента. Им стал В.В.Путин, набравший 63,6% голосов избирателей. Глава государства был избран гражданами страны на основе всеобщего равного и прямого голосования на 6 лет.
III. Референдум – форма принятия законов или решение наиболее важных вопросов государственной жизни путем всеобщего голосования.
Референдум – дело достаточно сложное и дорогостоящее, но с его помощью народ способен непосредственно выразить свою волю, стать творцом законов.
Итак, сегодня вы узнали механизм проведения политических выборов и правовые возможности граждан государства выбирать и быть избранными.
Практическая часть урока.
Итак, давайте на практике мы с вами рассмотрим и применим все понятия и знания, которые получили в первой части урока:
Выберем президента вашей группы учащихся, состоящей из 3-х классов по определенной избирательной системе, а в конце практикума вы мне скажите, какая избирательная система была применена. ээтихвыборов выборов?
Далее каждый кандидат предлагает свою предвыборную программу.
Избирательная комиссия в составе учителя и двух учеников начинает свою работу:
- запечатывается избирательная урна;
- выдаются избирательные бюллетени;
- следят за голосованием.
Ученики по одному делают свой выбор, бросают свои бюллетени в урну. После того, как все проголосуют, избирательная комиссия объявляет, что выборы состоялись. Пересчитывает все голоса и объявляет результаты выборов.
Учитель поздравляет победителя и вручает диплом о победе в выборах президента группы.
Подведение итогов урока:
- С какими понятиями мы с вами сегодня познакомились?
- По какой избирательной системе мы провели выборы сегодня?
- Что надо сделать, чтобы молодежь активно участвовала в выборах?
Спасибо за работу на уроке.
Спасибо нашим гостям за интересные выступления
Домашнее задание: напишите эссе на тему “Выборы – важнейший канал обратной связи между гражданами и властью”.
Использованная литература.
- Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание. Учебник для 9 класса М., 2013
- Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание. Учебник для 11 класса М., 2013
- Савинов М.В. Обществознание 9 класс. Поурочные планы по учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Перцова “Обществознание. 9 класс”. Часть 1 Волгоград 2013