Парламентский урок. Тема: «Голосование, выборы, референдум»

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

  • Обучающая: познакомить учащихся с избирательным правом, с избирательными системами.
  • Развивающая: развивать навыки коммуникативной речи, умение работать с документами, развивать интерес к общественному предмету.
  • Воспитательная: воспитывать активную гражданскую позицию.

План урока:

  1. Голосование. Избирательное право;
  2. Выборы. Избирательный процесс;
  3. Референдум

Оборудование: проектор, рабочие тетради, учебники, тетради-справочники по обществознанию.

Эпиграф к уроку (записан на доске)

“Свобода возможна только при демократии, то есть при доступном для всех участии в волеизъявлении”. К.Ясперс

Ход урока

- Здравствуйте,  ребята!

Приветствую вас на парламентском уроке, посвященном изучению политической жизни нашей страны. Вам, как будущим законодателям нашего Пермского края, полезно знать, как проходит голосование, выборы, референдум.

Разрешите представить гостей: глава Козьмодемьянского сельского поселения Карагайского района - Югов Николай Анатольевич, депутат земского собрания Карагайского района-Югова Галина Анатольевна, депутат Козьмодемьянского поселения - Волегова Татьяна Александровна.

(Звучит гимн Российской Федерации)

I. Объявление темы и плана урока (запись на доске)

1. Голосование. Избирательное право;

2. Выборы. Избирательный процесс;

3. Референдум

II. Это важная тема. Помогут нам в ней разобраться термины и общественные понятия. Проведем словарную работу (изображение на экране)

Выборы, электорат, голосование, избирательная процедура, избирательная кампания.

Работа с учебником:

Учащиеся 11 класса находят и зачитывают вслух слова: выборы, электорат, голосование, избирательная процедура, избирательная кампания (страницы в учебнике “Обществознание”, 11 класс А.И.Кравченко -185, 187, 190, 191.)

Учащиеся 9 класса находят и зачитывают: референдум. Спасибо. Продолжаем дальше.

Слово учителя:

- Выборы представляют собой способ создания государственных органов, органов местного самоуправления.

Вопрос: элементом  какого политического режима  являются  выборы - демократического или тоталитарного? Является ли, на ваш взгляд,  Россия правовым государством?

- Да, действительно, РФ является правовым государством. И одной из отраслей  прав,  которыми обладает гражданин РФ – политические права.

- Слово предоставляется одному из наших гостей – главе Козьмодемьянского сельского поселения Югову Николаю Анатольевичу. Расскажите, пожалуйста, о себе, о своей деятельности. Спасибо.

- Ребята, если у вас есть вопросы к Николаю Анатольевичу, то вы можете их задать.

- Итак, продолжим разговор. Выборы классифицируют по самым разным основаниям (объект выборов, их масштаб, сроки и т.д.) Так, бывают выборы президентские, парламентские; в местные органы самоуправления – региональные (областные), муниципальные(городские); выборы судей и других должностных лиц.

А сейчас поговорим об избирательном праве.

I. Избирательное право.

Словарная работа (запись на экране)

Избирательное право – совокупность правовых норм, устанавливающих порядок выборов главы государства, представительных органов и т.д.

Избирательное право
Активное Пассивное
“право выбирать” “право быть избранным”

В демократическом государстве избирательное право включает в себя четыре принципа:

1. всеобщее избирательное право (право на участие в выборах граждан, достигших определенного возраста, независимо от пола, возраста, национальности и др.);

2. равное избирательное право (один избиратель – один голос);

3. прямое избирательное право (каждый избиратель голосует непосредственно за избираемого кандидата);

4. тайное голосование (порядок отсутствия контроля за волеизъявлением избирателей).

Вывод: политическими правами обладают все граждане государства, которые не признаны судом недееспособными, независимо от национальности, вероисповедания, социального и материального положения в обществе.

Следующий этап урока: работа с документом (страница 186, учебник “Обществознание”, 11 класс). Прочитайте, пожалуйста, примеры избирательной активности людей в других странах (1 ученик читает вслух)

- Слово предоставляется депутату земского собрания – Юговой Галине Анатольевне. Расскажите, пожалуйста, как Вы стали депутатом земского собрания, какие вопросы Вы там решаете? С какими трудностями встретились? Кто из граждан может стать депутатом и что ему для этого нужно сделать?

Спасибо за интересное выступление.

- На уроке присутствует учитель МХК и ИЗО нашей школы - Волегова Татьяна Александровна. В прошлом году Вас избрали депутатом сельского поселения. Расскажите о вашей деятельности. Как вы совмещаете работу в школе и общественную деятельность? Какие у Вас будут пожелания к учащимся старших классов. Спасибо.

Обратимся к следующему вопросу.

II. Избирательный процесс (выделенные определения ученики записывают в тетрадь-справочник)

Избирательное право непосредственно реализуется в избирательном процессе – выборы, референдум.

Словарная работа:  избирательный процесс - это порядок и основные стадии  в организации выборов. Основные положения избирательного процесса зафиксированы в документе Федеральный закон “О выборах” (запись на экране)

Этапы избирательного процесса.

Обычно голосованию предшествует обсуждение.

Голосование одна из основных форм участия в политической жизни страны.

Голосование – способ принятия решения группой людей (собранием, электоратом), при котором общее мнение формулируется путем подсчета голосов членов этой группы.

По способу подсчета голосов и принципу распределения мест по итогам голосования избирательные системы подразделяются на: пропорциональную, мажоритарную, смешанную.

Очень важно научиться различать такие понятия, как избирательная процедура и избирательная кампания.

Избирательная процедура - мероприятия государства по организации и проведению выборов.

Избирательная кампания – система агитационных мероприятий, проводимых политическими партиями и независимыми кандидатами с целью обеспечить себе максимальную поддержку избирателей на предстоящих выборах.

В марте 2012 г. в России прошли выборы Президента. Им стал В.В.Путин, набравший 63,6% голосов избирателей. Глава государства был избран гражданами страны на основе всеобщего равного и прямого голосования на 6 лет.

III. Референдум – форма принятия законов или решение наиболее важных вопросов государственной жизни путем всеобщего голосования.

Референдум – дело достаточно сложное и дорогостоящее, но с его помощью народ способен непосредственно выразить свою волю, стать творцом законов.

Итак,  сегодня вы узнали механизм  проведения политических выборов   и правовые возможности граждан государства выбирать и быть избранными.

Практическая часть урока.

Итак, давайте на практике мы с вами рассмотрим и применим все понятия и знания, которые получили в первой части урока:

Выберем президента вашей группы учащихся, состоящей из 3-х классов по определенной избирательной системе, а в конце практикума вы мне скажите, какая избирательная система была применена. ээтихвыборов выборов?

Далее каждый кандидат предлагает свою предвыборную программу.

Избирательная комиссия в составе учителя и двух учеников начинает свою работу:

  • запечатывается избирательная урна;
  • выдаются избирательные бюллетени;
  • следят за голосованием.

Ученики по одному делают свой выбор, бросают свои бюллетени в урну. После того, как все проголосуют, избирательная комиссия объявляет, что выборы состоялись. Пересчитывает все голоса и объявляет результаты выборов.

Учитель поздравляет победителя и вручает диплом о победе в выборах президента группы.

Подведение итогов урока:

  • С какими понятиями мы с вами сегодня познакомились?
  • По какой избирательной системе мы провели выборы сегодня?
  • Что надо сделать, чтобы молодежь активно участвовала в выборах?

Спасибо за работу на уроке.

Спасибо нашим гостям за интересные выступления

Домашнее задание: напишите эссе на тему “Выборы – важнейший канал обратной связи между гражданами и властью”.

Использованная литература.

  1. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание. Учебник для 9 класса М., 2013
  2. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание. Учебник для 11 класса М., 2013
  3. Савинов М.В. Обществознание 9 класс. Поурочные планы по учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Перцова “Обществознание. 9 класс”. Часть 1 Волгоград 2013