Тип урока: открытие нового знания.
Цели:
1-я линия развития личности: анализировать
понятие «дружба».
2-я линия развития личности: расширить
представления учащихся о дружбе как об
отношениях между людьми, имеющих свои
отличительные черты; учить оценивать свои и
чужие поступки, соотнося их с общечеловеческими
ценностями; воспитывать дружеские
взаимоотношения между учащимися.
Оборудование: карточки с пословицами
для проверки домашнего задания, карточки с
цитатами о дружбе для работы в звёздочках,
конверты с заданиями, цветной картон, ножницы,
презентация о дружбе.
Этапы урока |
Ход урока |
Формирование УУД |
I. Проверка домашнего задания. | 1 2 3 1 2
1 2 3 4 5 – Выберите пословицы, которые отражают тему вашего домашнего задания, поясните почему.
(Учащиеся работают в парах. Заслушиваются их ответы). |
Познавательные
УУД 1. Извлекать
информацию из текста. Регулятивные УУД 1. Принимать и
сохранять учебную задачу. Коммуникативные УУД 1. Слушать и понимать
других. Личностные результаты 1. Умение делать выводы, анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм. |
II. Актуализация знаний | 1 2 1 2 3
1 2 3 4 5 – Среди предложенных слов выберите те, которые являются синонимами к слову альтруизм .Объясните свой выбор. (Учащиеся работают в парах со словами на карточках: бескорыстие, дружба, человеколюбие, самоотверженность. Заслушиваются их ответы). – Какое слово оказалось лишним? Подберите к нему пословицу из ранее предложенных. (Учащиеся выбирают слово дружба и пословицу «Человек без друзей, что дерево без корней»). |
|
III. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы | 1 2 3 4 1 2
1 2 3 4 5 – Кто догадался, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (Выслушиваем предположения детей). – А что такое дружба? Дайте определение этому понятию.(Проводится Блиц-опрос по звёздочкам «Дружба – это…». Учащиеся высказывают разные версии, аргументируя их). – Кто же из нас был более точным в определении данного понятия? Как это проверить? (Предположения детей: посмотреть в словаре, в учебнике) . – Откройте учебник на с. 32 и прочитайте тему нашего урока («Дружба»). – Какие цели перед собой поставим? (Выяснить, что такое дружба; узнать о её отличительных чертах). Тема урока и цели записываются на доске. |
|
IV. Решение проблемы, открытие новых знаний | 1 2 3 4 1 2
1 2 3 4 5 1 Работа с текстом на с.32 ( 1 и 2 абзац) – Прочитайте первый абзац. Что узнали нового? Какие вопросы возникали во время чтения? Нашли ли вы на них ответы? (Заслушиваем учащихся). – Прочитайте второй абзац. Какое слово было главным в этом абзаце? (Дружба) – Как авторы учебника объясняют, что такое дружба? Ответьте одним словом (Это отношения). (Приложение 1) – Приведите примеры отношений между людьми. На чём должны строиться эти отношения? (На взаимоуважении и взаимопомощи). – Можно ли тогда такие отношения назвать дружбой? Почему? ( Выслушиваем мнения учащихся). – Оказывается , дружба имеет свои отличительные черты. Хотите узнать, какие? Для этого снова поработаем в звёздочках. 1 звёздочка изучит 3 абзац, 2 звёздочка – 4 абзац, 3 звёздочка – 5 абзац (Учащиеся изучают свои абзацы). – Чем же дружеские отношения отличаются от других отношений? (Избирательностью, бескорыстностью, взаимной симпатией и общностью интересов. Далее идёт объяснение этих понятий. ) |
|
V. Выполнение продуктивных заданий по теме | 1 2 3 4 1 2
1 2 3 4 5 1 Учитель предлагает учащимся выполнить задания по теме урока, работая по звёздочкам или индивидуально. Капитаны в звёздочках вытягивают конверты с заданием. Задание в 1 конверте. Известный французский писатель Ларошфуко сказал: «Самый прекрасный подарок после мудрости, которым могла бы одарить нас природа – дружба». Прочитайте и объясните цитаты великих людей о дружбе: «Дружба — понятие круглосуточное». (Михаил Светлов) «Дружба – самое необходимое для жизни…» (Аристотель) «Никакая дружба невозможна без взаимного уважения». (А. Макаренко) «Дружба есть равенство». (Пифагор). Задание во 2 конверте. – Зачем человеку друг? Кто или что может быть вашим другом? Докажите.( Родители, одноклассники , животные и др.) Задание в 3 конверте. – Составьте синквейн о дружбе . (Дружба. Настоящая, крепкая. Сближает, дополняет, выручает. Дружба крепка не лестью, а правдой и честью. Друг.) Задание для индивидуальной работы. – У тебя есть настоящий друг(подруга)? Почему ты считаешь его(её) настоящим(ей)? – Составь словесный портрет настоящего друга. Далее заслушиваем ответы учащихся. |
|
VI. Итог урока. Рефлексия | 1 2 3 3
1 2 3 1 – Наш урок подходит к концу. Давайте подведем его итоги. – Ответили ли мы на главный вопрос урока? – Что нового узнали на уроке? Пригодятся ли вам эти знания в жизни? – Какие выводы вы сделали для себя? – Вспомните, с какой пословицы о дружбе начался наш урок? Давайте мы сейчас «вырастим» дерево, но не обычное. Вместо корней, ствола, листьев у него будут наши ладошки. Ведь не зря говорят: «рука дружбы», « рука помощи». Перед вами лежат листы жёлтого, зелёного, коричневого картона. Если урок для вас был познавательным и интересным, обведите свою ладошку на зелёном картоне и вырежьте её. Если на уроке вам было скучно и неинтересно – тогда ваш цвет коричневый. Если урок был познавателен, но не интересен – тогда ваш цвет жёлтый. (После из ладошек «собираем» дерево). |
|
VII. Домашнее задание | Выберите один из вариантов домашнего
задания . 1. Найди географические объекты, объекты культуры , в названии которых есть слово «дружба». 2. Составь небольшой рассказ по рисункам на с.32. 3. Придумай законы настоящей дружбы. |