Урок светской этики на тему "Дружба"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, ОРКСЭ

Класс: 4

Ключевые слова: дружба, свойства дружбы, пословицы о дружбе, задания о дружбе


Тип урока: открытие нового знания.

Цели:

1-я линия развития личности: анализировать понятие «дружба».
2-я линия развития личности: расширить представления учащихся о дружбе как об отношениях между людьми, имеющих свои отличительные черты; учить оценивать свои и чужие поступки, соотнося их с общечеловеческими ценностями; воспитывать дружеские взаимоотношения между учащимися.
Оборудование: карточки с пословицами для проверки домашнего задания, карточки с цитатами о дружбе для работы в звёздочках, конверты с заданиями, цветной картон, ножницы, презентация о дружбе.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

I. Проверка домашнего задания. 1 2 3 1 2 1 2 3 4 5
– Выберите пословицы, которые отражают тему вашего домашнего задания, поясните почему.
  • Любовь к людям – лучшее богатство.
  • Человек без друзей, что дерево без корней.
  • После меня хоть трава не расти.
  • Себялюб никому не люб.

(Учащиеся работают в парах. Заслушиваются их ответы).

Познавательные УУД

1. Извлекать информацию из текста.
2. Работать с информацией, представленной в разных формах (текст, таблица, схема).
3. Строить речевое высказывание в устной форме.
4. Объяснять понятие: дружба.

Регулятивные УУД

1. Принимать и сохранять учебную задачу.
2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Оценивать свою работу.

Коммуникативные УУД

1. Слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Договариваться о правилах общения и поведения.
5. Формулировать своё мнение, свою позицию.

Личностные результаты

1. Умение делать выводы, анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм.

II. Актуализация знаний 1 2 1 2 3 1 2 3 4 5
– Среди предложенных слов выберите те, которые являются синонимами к слову альтруизм .Объясните свой выбор.
(Учащиеся работают в парах со словами на карточках: бескорыстие, дружба, человеколюбие, самоотверженность. Заслушиваются их ответы).
– Какое слово оказалось лишним? Подберите к нему пословицу из ранее предложенных. (Учащиеся выбирают слово дружба и пословицу «Человек без друзей, что дерево без корней»).
III. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы 1 2 3 4 1 2 1 2 3 4 5
Кто догадался, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (Выслушиваем предположения детей).
– А что такое дружба? Дайте определение этому понятию.(Проводится Блиц-опрос по звёздочкам «Дружба – это…». Учащиеся высказывают разные версии, аргументируя их).
– Кто же из нас был более точным в определении данного понятия? Как это проверить? (Предположения детей: посмотреть в словаре, в учебнике) .
– Откройте учебник на с. 32 и прочитайте тему нашего урока («Дружба»).
– Какие цели перед собой поставим? (Выяснить, что такое дружба; узнать о её отличительных чертах). Тема урока и цели записываются на доске.
IV. Решение проблемы, открытие новых знаний 1 2 3 4 1 2 1 2 3 4 5 1
Работа с текстом на с.32 ( 1 и 2 абзац)
Прочитайте первый абзац. Что узнали нового? Какие вопросы возникали во время чтения? Нашли ли вы на них ответы? (Заслушиваем учащихся).
– Прочитайте второй абзац. Какое слово было главным в этом абзаце? (Дружба)
– Как авторы учебника объясняют, что такое дружба? Ответьте одним словом (Это отношения). (Приложение 1)
– Приведите примеры отношений между людьми. На чём должны строиться эти отношения? (На взаимоуважении и взаимопомощи).
– Можно ли тогда такие отношения назвать дружбой? Почему? ( Выслушиваем мнения учащихся).
Оказывается , дружба имеет свои отличительные черты. Хотите узнать, какие? Для этого снова поработаем в звёздочках. 1 звёздочка изучит 3 абзац, 2 звёздочка – 4 абзац,
3 звёздочка – 5 абзац (Учащиеся изучают свои абзацы).
– Чем же дружеские отношения отличаются от других отношений? (Избирательностью, бескорыстностью, взаимной симпатией и общностью интересов. Далее идёт объяснение этих понятий. )
V. Выполнение продуктивных заданий по теме 1 2 3 4 1 2 1 2 3 4 5 1
Учитель предлагает учащимся выполнить задания по теме урока, работая по звёздочкам или индивидуально. Капитаны в звёздочках вытягивают конверты с заданием.
Задание в 1 конверте.
Известный французский писатель Ларошфуко сказал: «Самый прекрасный подарок после мудрости, которым могла бы одарить нас природа – дружба». Прочитайте и объясните цитаты великих людей о дружбе:
«Дружба — понятие круглосуточное». (Михаил Светлов)
«Дружба – самое необходимое для жизни…» (Аристотель)
«Никакая дружба невозможна без взаимного уважения». (А. Макаренко)
«Дружба есть равенство». (Пифагор).
Задание во 2 конверте.
– Зачем человеку друг? Кто или что может быть вашим другом? Докажите.( Родители,
одноклассники , животные и др.)
Задание в 3 конверте.
– Составьте синквейн о дружбе .
(Дружба.
Настоящая, крепкая.
Сближает, дополняет, выручает.

Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
Друг.)

Задание для индивидуальной работы.
У тебя есть настоящий друг(подруга)? Почему ты считаешь его(её) настоящим(ей)?
– Составь словесный портрет настоящего друга.
Далее заслушиваем ответы учащихся.
VI. Итог урока. Рефлексия 1 2 3 3 1 2 3 1
– Наш урок подходит к концу. Давайте подведем его итоги.
– Ответили ли мы на главный вопрос урока?
– Что нового узнали на уроке? Пригодятся ли вам эти знания в жизни?
– Какие выводы вы сделали для себя?
– Вспомните, с какой пословицы о дружбе начался наш урок? Давайте мы сейчас «вырастим» дерево, но не обычное. Вместо корней, ствола, листьев у него будут наши
ладошки. Ведь не зря говорят: «рука дружбы», « рука помощи». Перед вами лежат листы жёлтого, зелёного, коричневого картона. Если урок для вас был познавательным и интересным, обведите свою ладошку на зелёном картоне и вырежьте её. Если на уроке вам было скучно и неинтересно – тогда ваш цвет коричневый. Если урок был познавателен, но не интересен – тогда ваш цвет жёлтый. (После из ладошек «собираем» дерево).
VII. Домашнее задание Выберите один из вариантов домашнего задания .
1. Найди географические объекты, объекты культуры , в названии которых есть слово «дружба».
2. Составь небольшой рассказ по рисункам на с.32.
3. Придумай законы настоящей дружбы.