Тип урока | Урок открытия нового знания |
Учебная тема | Число и цифра 7 |
Дидактическая цель | Познакомить с числом и цифрой 7; изучить состав числа 7; упражнять в написании этой цифры |
Планируемые результаты | Личностные: – формировать мотивацию к учебной деятельности; – нравственно-эстетическую направленность на здоровый образ жизни; – вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов; – быть толерантным к другому мнению; – не бояться собственных ошибок и проявлять готовность к их обсуждению. Познавательные: – знать состав числа 7; – уметь выполнять сложение и вычитание в пределах 7; – определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; – правильно употреблять в речи математические понятия. Коммуникативные: – уметь слушать и понимать речь других; – развивать монологическую и диалоговую речь; – уметь работать в паре. Регулятивные: – учить строить алгоритм написания цифры 7, работать по алгоритму; – учить самоконтролю и самооценке; – уметь организовывать свое рабочее место. |
Основные цели урока: | 1) познакомить с составом числа 7, 2) формировать представления о взаимосвязи сложения и вычитания, 3) тренировать мыслительные операции: сравнение, анализ, аналогия, 4) повторить схематическую и знаковую форму записи чисел в пределах 6, сравнение групп предметов по количеству, запись результатов сравнения с помощью знаков «>,<, =» |
Основные понятия | Число и цифра 7 |
Ресурсы: – основные – дополнительные |
М.И. Башмаков, М.Г.Нефедова. Математика.
Учебник для 1-го класса. Часть 1. – тетрадь – интерактивная доска, электронные слайды |
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах |
ХОД УРОКА
Этапы урока |
УУД |
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов |
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
I. Мотивация к учебной деятельности | Коммуникативные УУД Совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им |
Вот и прозвенел звонок. Начинается урок. Очень тихо вы садитесь |
Формулируют правила поведения на уроке | Проводит инструктаж, настраивает детей на работу |
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. | Коммуникативные УУД Оформляют свои мысли в устной и письменной форме Познавательные
УУД |
– Посчитайте от 1 до 10 и обратно. – Посчитайте от 3 до 9, от 5 до10, от 6 до 1, от 10 до 5. – Назовите соседей числа 2, 5, 4. – Какое число стоит между числами 2 и 4, 3 и 5, 1 и 3. – Назовите предыдущее число числа 3, последующее число числа 4, предыдущее числа 7, последующее числа 7. Проблемная ситуация Не все дети знают "соседей числа 7" 1 слайд – Посмотрите на доску. Кого вы видите на полянке? (Животных) – Посчитайте, сколько их. – Где находится ёжик? (Лягушка, бабочка, воробей) – Кто стоит между волком и утенком? (собачкой и зайчиком) – Посчитайте по порядку слева направо. – Каким по счету стоит мышонок? (Лисенок, заяц) – А теперь я проверю ваше внимание. Игра «День – ночь» (дети закрывают глаза, учитель передвигает фигуры несколько раз) Что изменилось? 2 слайд – Внимательно посмотрите на таблицу. Какой фигуры не хватает. Вставьте её в таблицу (дети объясняют, по каким признакам они нашли недостающую фигуру). 3 слайд – Что вы видите на доске? (Числа на поляне не по порядку) – Расставьте их по порядку (Ученик выходит и передвигает, оказывается двух чисел не хватает) – Каких чисел не хватает? – Где они должны стоять? – Напишите недостающие числа… – Кто умеет писать цифру 7? Проблемная ситуация. Не все дети умеют писать цифру 7. Физкультминутка Раз – подняться, потянуться |
– 10 Дети считают – 5, 6, 7. (дети называют соседей чисел) (чисел 5 и 7) (пишут маркером или пальчиком на доске цифру 5) |
Участвовать в обсуждении проблемных
вопросов, формулировать собственное мнение и
аргументировать его. Организовывать фронтальную работу по счету в пределах 10 Включитьучащихся в обсуждение проблемныхвопросов и определения темы и цели урока. Организоватьработу в парах обеспечить контроль за выполнением задания. |
III. Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности | Познавательные УУД Ориентироваться
в своей системе знаний: отличать новое
от уже известного с помощью учителя Коммуникативные УУД Договариваются с одноклассниками работать в группе, различные роли (лидера исполнителя) |
– Какое число я назвала в конце
стихотворения? (Семь.) – Отгадайте загадки. 1. Крашеное коромысло Над рекой повисло. (Радуга) – Кто знает цвета радуги? – Назовите их. 2. Братцев этих ровно семь. Вам они известны всем. Каждую неделю кругом Ходят друг за другом. Попрощается последний – Появляется передний. (Дни недели) – А ещё число 7 встречается в сказках. Назовите такие сказки. – Оказывается, в древности семёрка была окружена большим почётом. Наверное, поэтому существует много пословиц, в которых употребляется это число. – Назовите такие пословицы. – Сформулируйте тему урока. (Число и цифра семь.) |
«Волк и семеро козлят», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Белоснежка и семь гномов» – Семеро одного не ждут. Семь раз отмерь, один раз отрежь. – Лук от семи недуг. – Семь бед – один ответ. |
Включитьучащихся в обсуждение проблемныхвопросов и определения темы и цели урока |
IV. Построение проекта выхода из затруднения | Регулятивные УУД Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. |
– Определите цели урока,
используя опорные слова: 1. Познакомиться с … 2. Узнать о… 3. Научиться решать… Опорные слова для определения цели урока размещены на доске. – А как можно получить число 7? – Назовите соседей этого числа. |
Дети работают в парах | Организоватьработу в парах. Обеспечить контроль за выполнением задания Организовать проверку задания – показ слайдов |
V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Коммуникативные УУД Оформлять свои мысли в устной форме |
Работа по учебнику (с.26) Внимательно посмотрите задание сверху на странице и скажите: – Сколько сначала было звездочек на небе? – Что изменилось? – Сколько стало? – Сосчитай звездочки и назови числа. – Сколько друзей у Незнайки? – Сколько друзей у Знайки? – Сколько всего героев сказки на рисунке? – Сколько мальчиков? – Сколько девочек? – Сколько всего детей на рисунке? – Назовите соседей числа 7. – Как можно получить число 7? – Назовите целое. – Назовите части. – Молодцы! |
– Звездочек было 5. – Появилась еще 1. – Их стало 6. – Потом появилась еще 1, их стало 7. |
Организовать первичное закрепление с проговариванием во внешней речи |
VI. Физкультминутка | Личностные УУД На данном этапе проходит реализация здоровьесберегающей технологии | В понедельник я купался. А во вторник рисовал. В среду долго умывался. А в четверг в футбол играл. В пятницу я бегал, прыгал, Очень долго танцевал. А в субботу, воскресенье Целый день я отдыхал. |
Дети выполняют упражнения | Организует проведение физкультминутки |
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Регулятивные УУД Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей Регулятивные УУД
|
Выполнение заданий в тетради с печатной
основой. Написание цифры 7. – На что похожа цифра 7? Вот семёрка – кочерга. У неё одна нога. Семь – точно острая коса. Коси, коса, пока остра. Упражнения для развития
навыков письма. Физкультминутка Мы теперь бревно осилим |
Повторение правил посадки при письме. Выполнение заданий в тетради с печатной основой. – Письмо в воздухе. – Письмо по образцу в тетради. Самостоятельновыполнять
задания. Осуществлятьвзаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую мопомощь (работать в парах). |
Организовать самостоятельную работу с
самопроверкой, работу в парах. Обеспечить контроль за выполнением задания. Организоватьработу
в парах. |
VIII. Включение в систему знаний и повторение | Познавательные УУД Выполняют задание под руководством учителя |
Работа по учебнику (с.27) – Сколько всего фигур на рисунке? – Какая фигура находится в шестом столбце? – Какая фигура находится за четвертой? – Какая фигура находится перед седьмой? – Какая фигура между четвертой и шестой? – Где в повседневной жизни вы встречали такие фигуры? – Кто правильно сосчитал цветы на клумбе? – В чем состоит ошибка Торопыжки? – Сколько всего цветов должно быть? |
– 7. – Красный треугольник. – Синий круг. – Красный большой треугольник. – Маленький синий круг. – Круг – мячик. Квадрат – окно. Треугольник – крыша у дома. Незнайка. – Торопился и пропустил один цветок. – 7. |
Организует повторение полученных
знаний. Проводит связь с повседневной жизнью. |
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Регулятивные УУД Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные
УУД |
– Что особенно удалось на уроке? –
Нарисуй в тетради кружок и раскрась его: Покажите мне сигнальные карточки: |
– Сегодня мне удалось... – Теперь я умею... |
Организовать рефлексию учебной
деятельности на уроке Карта настроений. |