Книга в развитии творческих способностей детей

Разделы: Работа с дошкольниками


О ценности книг сказано много. Мы в саду стараемся прививать любовь к книге с раннего возраста. Мы не только читаем, но и создаем книги своими руками. Наша книжная мастерская работает круглый год, да и дверь в неё открыта всем желающим. В процессе “создания” книги у ребенка развиваются его творческие способности. Он старательно придумывает текст своего произведения, продумывает иллюстрации, планирует свою работу, последовательность своих действий, развивается фантазия. Эта работа позволяет маленькому автору проявить свою инициативность, умение на практике использовать уже имеющийся опыт, находить нестандартные решения, учиться изобретать что-то новое для себя, развивать воображение и интуицию.

Самое главное, чтобы педагог четко ставил конкретную задачу: придумываем сказку и создаём по её содержанию книгу. Необходимо объяснить доходчиво, содержательно, лаконично, активировать детское воображение. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать это самостоятельно, не надо думать за него!

Работа над книгой должна эмоционально захватывать детей, вызывать интерес, становиться для них творческим заданием. Темы для книг могут быть разные: “Сказка”, “Если бы я был волшебником”, “Моя семья”, “Мой город”, “Четвероногий друг”,...

В процессе работы над книгой ребенок учится реализовывать свои творческие замыслы. Ребёнок живо представляет воображаемые события и действия. Он придумывает текст для своей книги и иллюстрации, делится своими мыслями с друзьями и близкими. Иногда ему требуется помощь, совет и очень важно, чтобы в этот момент оказался рядом взрослый, который подскажет ему или поможет преодолеть ту или иную трудность.

Очень сближает детей совместный труд над общим заданием. Например, мы всей группой создали книгу “Олимпиада 2014”. Каждый ребёнок придумывал свою страничку, общими усилиями сделали обложку. Детям очень понравилась готовая книга, они с большим удовольствием демонстрируют её другим.

На “Авторских встречах” - это когда дети ходят в другие группы и рассказывают о своих книгах. Большое внимание привлекают книги со сказками. Маленькие авторы с большим удовольствием прислушиваются к мнению слушателей, а от положительных оценок у них ещё больше проявляется желание заняться творческой работой, повышается самооценка.

При работе над книгами у детей , не зависимо от возраста, постоянно развиваются творческие способности, а это дает им возможность легче обучаться в школе, проявлять креативный подход к решению поставленных перед ними задач. К школе у этих детей хорошо сформированы такие качества как инициативность, активность, самостоятельность

Вот примеры нескольких произведений маленьких авторов, записанные с их слов:

“Моя любимая игрушка”

У меня есть лошадка – пони. Она с косичкой, желтая. Таких у меня две пары. У них светятся крылья, нажимаешь на кнопочку – они летают. Нажимаешь на другую кнопочку – пони поют и двигают волшебной палочкой. Они размера вот такого (показывает руками), больше меленького котёнка. И зато они переливаются: красные, желтые, зеленые. А ночью они не переливаются, только крылья светятся .

Мирослав.

У меня есть “Мерседес”, он серый. Нажмешь на кнопку и он быстро поедет. Он маленький и разноцветный: желтый, синий, красный. Он пластмассовый, колеса у него, шины не мягкие, жесткие, черного цвета.

Аня.

“О правилах дорожного движения”

На улице важны знаки – светофор, регулировщики. ДПС ездит на специальных машинах. У светофора есть три глаза: красный, желтый, зелёный. На красный – нельзя ехать, на желтый – приготовиться, зелёный – отправляться в дорогу. Это светофор для машин. А есть светофор для людей, там нарисован человечек. Если человечек красного цвета, то идти нельзя, а зелёный человечек - можно переходить дорогу. Если нет светофора, то помогает знак “Пешеходный переход”, там “зебра”, по ней надо переходить. В городе много разных знаков, все они помогают пешеходам и водителям. Без них было бы трудно. Могла бы случиться авария или другой несчастный случай.

Настя.

“Пешеходный переход”

Этот знак обозначает, где можно переходить дорогу. Около этого знака на проезжей части есть полосатая дорожка – “зебра”. По ней надо переходить дорогу пешеходам. Перед тем как переходить дорогу, пешеход должен сначала посмотреть налево, дойти до середины дороги и посмотреть направо и, если нет машин, то можно переходить дорогу до конца. Когда водители видят этот знак, они должны остановить машину и пропустить пешехода.

Ваня.

“Семейная сказка”

Жили-были мама, папа и Кристина. Как-то раз захотелось им клубничного варенья. Взяли они большую корзину и отправились в сад собирать клубнику. Но придя в сад они обнаружили, что всю клубнику склевали птицы. Мама и папа очень расстроились. А Кристина предложила пойти на луг и собрать землянику. Ведь земляничное варенье ничуть не хуже клубничного.

Так и сделали. Долго мама, папа и Кристина ходили по лугу, но земляника так и не попадалась. Вдруг Кристина увидела волшебную поляну... Земляники там было видимо не видимо. Мама, папа и Кристина набрали целую корзину ягод. Дома мама сварила земляничное варенье. А ещё ягод на компот хватило.

Было очень вкусно!

Кристина.

“Дачная сказка”

Жил был мальчик. Однажды он пошел гулять на улицу и встретил Пугало. Он отнес его домой, потому что пожалел его. Пугало было старое. У него порвалась одежда и оторвалась нога. Дома он попросил родителей помочь Пугалу. Вместе они починили ногу и красиво одели Пугало в новую одежду. Они его причесали и надели на голову красивую шляпу.

Пугалу понравилась эта семья и он стал им помогать. Сначала он договорился с птицами, чтобы они не клевали урожай. Пчелы и бабочки обещали ему опылять цветы. Пауки сплели специальную паутину, чтобы в нее попадались комары и вредители. С мышами он заключил договор о том, что они не будут таскать у людей еду. А бездомные собаки стали охранять проход к дому. Вся семья, вместе с Пугалом зажила еще лучше, чем раньше. По вечерам они все вместе пили чай.

Глеб.