Программа "Основы фитодизайна"

Разделы: Технология


Пояснительная записка

Программа включает новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах. Общее количество часов составляет – 34. Распределение часов по темам и порядок их изучения может изменяться в зависимости от подготовки учащихся. Возраст детей – 10-17 лет.
Особенностью программы является то, что в ней основное внимание уделяется изучению современных технологий изготовления цветочных аранжировок. Это позволяет осуществить профессиональные пробы, оценить свои возможности и сделать обоснованный выбор профессии.
Актуальность данной программы заключается в том, что занятия по программе  помогают личности открыть в себе творческие способности, почувствовать постоянное желание заниматься рукоделием, развить технологическую, коммуникативную, социальную компетенции; освоить формирование самостоятельных навыков и методов исследовательской работы; способствует развитию самопознания, пониманию индивидуальных особенностей других людей.

Целью обучения по данной программе является ускоренное приобретение учащимися специальных знаний, умений и навыков в области флористики.
В процессе обучения по программе «Основы фитодизайна» должны быть решены следующие задачи:

  • Формирование политехнических и специальных технологических знаний;
  • Развитие позновательно – трудовой активности, профессиональной мобильности учащихся;
  • Осуществление профессионального самоопределения в условиях рынка труда и профессий;
  • Формирование творческой личности, развитие эстетического чувства у учащихся;
  • Овладение начальными профессиональными навыками в искусстве составлении цветочных композиций.

Школьникам предлагается для изучения содержания следующих понятий и процессов:

  • Выбор профессии, профессиональная карьера, трудоустройство;
  • История искусства аранжировки цветов;
  • Виды материалов и инструментов для работы с цветами;
  • Композиционные средства выражения;
  • Виды цветочных композиций;
  • Особенности западной и восточной школ аранжировки;
  • Технологии изготовления искусственных цветов.

На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:

  • Осуществлять сбор и заготовку материалов, необходимых для изготовлений флористических композиций;
  • Составлять различные виды цветочных аранжировок;
  • Отличать икебану от композиции, выполненной по западной школе аранжировки цветов;
  • Изготавливать цветы из ткани и применять их в аранжировках.

Учебно-тематический план

Наименование раздела

Кол-во часов

1 Введение в фитодизайн

1

2 История становления аранжировки цветов

2

3 Композиционные средства выражения

2

4 Западная школа аранжировки цветов

4

5 Сухоцветы

4

6 Новогодние композиции

2

7 Цветы из ткани

10

8 Восточная школа аранжировки цветов

4

9 Изготовление изделий по эскизам

5

  ИТОГО:

34

Содержание курса

1. Введение в курс фитодизайна. Выбор профессии. Пути получения профессии. Образование. Материалы, инструментарий. Техника безопасности.
2. История становления аранжировки цветов. Периоды становления аранжировки цветов. Характеристика каждого периода.
3. Композиционные средства выражения. Композиция. Основные правила и приемы построения композиции. Линия. Точка. Масса. Форма. Контраст. Пропорции.
4. Западная школа аранжировки цветов. Традиции западной школы. Способы обработки растительного материала. Способы скрепления растений в контейнерах. Виды аранжировок: букет, бутоньерка, композиция в корзине.
5. Сухоцветы. Ассортимент растений. Сбор. Способы высушивания. Хранение сухоцветов. Виды аранжировок: композиции на рамке, европейское дерево, гирлянда, венок.
6.Новогодние композиции. Основные принципы установки новогодней композиции. Выбор средств аранжировки. Техника изготовления настольной новогодней композиции.
7. Цветы из ткани. Понятие «искусственные цветы». Назначение цветов из ткани. Инструменты и принадлежности. Основные приемы изготовления цветов. Технология изготовления мака, ромашки, василька, нарцисса.
8. Восточная школа аранжировки цветов. Понятие икебаны. История. Стили. Школы. Школа Согэцу. Позиции кензана. Формы по шкале Согэцу. 
9. Изготовление изделий по эскизам. Выбор видов изделий. Подготовка эскизов. Поиск нужного материала. Самостоятельная работы учащихся.

Планируемые результаты курса внеурочной деятельности.

Освоение детьми данной программы  внеурочной деятельности направлено на достижение комплекса  результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

– учебно-познавательного интерес к декоративно-прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;
– чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной  современного мира;
– навык самостоятельной работы  и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
– ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
– способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
– заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

Младшие школьники получат возможность для формирования:

– устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
– осознанных устойчивых эстетических предпочтений  ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
– возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
– эмоционально-ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.

Метапредметные результаты

Регулятивные

– выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
– учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
– осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
– адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
– навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;
– вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.

Младшие школьники получат возможность научиться:

– осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
– пользоваться средствами выразительности языка  декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования;
– моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно-прикладного творчества;
– осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;
– отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;

Познавательные

– различать изученные виды декоративно-прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;
– приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
– осваивать особенности художественно-выразительных средств,  материалов и техник, применяемых в декоративно-прикладном творчестве;
– развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
– художественно-образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;
– развивать  фантазию, воображения, художественную интуицию, память;
– развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно-прикладного искусства.

Младшие школьники получат возможность научиться:

– создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;
– понимать культурно-историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;
– более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно-творческой деятельности в целом.

Коммуникативные

– первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
– сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми
– формировать собственное мнение и позицию.

Младшие школьники получат возможность научиться:

– учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
– учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
– задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
– адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

В результате занятий декоративным творчеством у обучающихся  должны быть развитытакие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.
Оценка  планируемых результатов освоения программы

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей  проходит через участие их в выставках,  конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портофолио.
Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий.

Выставки:

  • однодневные – проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;
  • постоянные  – проводятся в помещении, где работают дети;
  • тематические – по итогом изучения разделов, тем;
  • итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.

В портфолио ученика включаются фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, материала самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п.

Предметные результаты

– уважать и ценить искусство и художествено-творческую деятельность человека;
– понимать образную сущность искусства;
– сочувствовать событиям и персонажам, воспроизведенным в произведениях пластических искусств, их   чувствам и идеям; эмоционально-ценностному отношению к природе, человеку и обществу и его передачи средствами художественного языка;
– выражать свои чувства, мысли, идеи и мнения средствами художественного языка;
– воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства;
– создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
– создавать графическими и живописными средствами выразительные образы природы.

Информационно-методическое обеспечение

Оборудование: Учебные столы, доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления), стеллажи для хранения детских работ, художественных и природного материалов.

Технические средства обучения: проектор, экран, компьютер, мультимедийный проектор.

Диапозитивы по искусству: 

  • Природа и искусство.
  • Пейзаж. Учимся рассматривать картину.
  • Композиции из сухоцветов. Цветочные композиции.

Видеофильмы:

  • Искусство флористики.
  • Аранжировка цветов.

Список литературы:

  • Для учителя:
    • Володина Н. К цветку цветок. СПб.: Ленинздат, 1993
    • Козинкина Е. Цветы из ткани. М., 1994
    • Осипова Н. В. Искусство флориста – дизайнера. М., 1996
    • Осипова Н. В. Цветов таинственная сила. М., Панорама, 1993
  • Для учащихся:
    • Золотницкий Н. Цветы в легендах и преданиях. Киев, 1994
    • Новикова Е. Вдохновение. Минск, 1994
    • Суханова Н. Вторая жизнь цветов. М., Колос,1993
    • Сухорукова Д. Искусство делать цветы. М., 1994