Цели урока:
- Обучающая: рассмотреть выразительные возможности причастий, совершенствовать умения использовать причастия в тексте описательного характера.
- Развивающая: формировать речевые и коммуникативные умения.
- Воспитывающая: продолжить эстетическое воспитание.
Учитель: Традиционно в нашей стране, каждый год посвящается определенному направлению, к примеру, 2013 был годом окружающей среды, а 2014, как известно, – культуры. А 2015 год в России объявлен годом русской литературы. Соответствующий указ был подписан Президентом РФ, а также было отдано поручение Правительству России составить перечень соответствующих основных мероприятий на 2015 г. На этом уроке мы обратимся и к культуре, и к литературе. Повторим основные признаки причастий, посмотрим, как они используются в речи, для чего они служат. Вспомним о типах и стилях речи. Материалом, прекрасно иллюстрирующим нам возможности причастия, послужат тексты русской художественной литературы. И конечно, вам будет предложено самим использовать причастия и причастные обороты в речи при описании одной из картин знаменитого русского художника.
Учитель: Грамматическая тема урока – употребление причастий в речи. А какая будет тема высказывания, вам предстоит догадаться самим.
Ответы детей. Слайды 1-5.
Учитель объявляет цели урока.
Слайд 6.
Учитель: Да, действительно, мы сегодня говорим о таком красивом, торжественном и в то же время пугающем и таинственном явлении природы, как гроза. Ей, такой яркой и запоминающейся, посвящали лучшие творения художники, писатели, поэты, музыканты. Никого она не оставила равнодушным. Слайд 7.
Предлагаю послушать одно из них.
Юрий Соловьёв “Летняя гроза”
Ни дуновенья ветерка...
Природа замерла в тиши,
Ленивый гром издалека
Слегка волнует камыши.Примолкли птичьи голоса,
Тревогой дышит море ржи,
бросая вызов небесам,
Над полем мечутся стрижи.В миг потемнело всё воокруг...
трепещут листья в ожиданье,
И воздух, посвежевший вдруг,
доносит мне дождя дыханье.Тяжелый бархат синих туч
Зигзагом треснул пополам -
И грянул гром.. Перун могуч,
Трещит вселенная по швам!А с неба - сущий водопад
Отгородил весь мир стеной,
И вместе с громом невпопад
Хохочет ветер озорной....На сеновале благодать,
Укроюсь скошенной травой.
Я ночью буду крепко спать,
Пусть дождь стучит над головой
Учитель: А вы когда–нибудь видели грозу? Наблюдали со стороны или, может быть, попали под ливень? Опишите свои чувства. (Ответы детей).
Учитель: Что такое гроза с научной точки зрения? (Грозам — атмосферное явление, при котором внутри облаков или между облаком и земной поверхностью возникают электрические разряды — молнии, сопровождаемые громом. Как правило, гроза образуется в мощных кучево-дождевых облаках и связана с ливневым дождём, градом и шквальным усилением ветра. Гроза относится к одним из самых опасных для человека природных явлений. Слайд 8.
Учитель: А вы знаете, как вести себя в грозу? (Ответы детей).
Вот правила поведения во время грозы, если вы вдруг оказались не дома. Слайд 9.
Во время грозы не следует слушать радио и mp3 плеер.
Защищаясь от молнии, не стоит прятаться под деревьями, особенно под одиноко стоящими. Лучше всего в этом случае расположиться на расстоянии 8-10 метров от дерева. Тогда дерево будет служить как бы молниеотводом.
Если гроза застигла вас на возвышенности, то в этом случае необходимо укрыться где-либо на склоне холма в небольшом углублении вблизи большого камня или дерева, но не под ним.
На лугу не следует укрываться в одиноко стоящих стогах сена, сараях.
Для защиты от шаровой молнии рекомендуется закрывать окна, двери, форточки, печные трубы и другие отверстия, через которые шаровая молния может проникнуть внутрь помещения.
Учитель: Гроза вызывала у людей всегда неоднозначные чувства: страх и беспокойства, восторг и радость. Вспомните строки Ф.И.Тютчева о грозе:
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
Как он воспринимает это явление природы? (ответы детей)
Учитель: А вот совсем другое восприятие грозы. Прочитаем текст. Слайд 10.
Гроза
Солнце склонилось к западу и косыми жаркими лучами невыносимо жгло мне шею и щеки; невозможно было дотронуться до раскаленных краев брички; густая пыль поднималась по дороге и наполняла воздух... Все мое внимание было обращено на верстовые столбы и на облака, прежде рассыпанные по небосклону, которые, приняв зловещие черные тени, теперь собирались в одну большую, мрачную тучу. Изредка погромыхивал дальний гром...
Гроза наводила на меня невыносимо тяжелое чувство тоски и страха.
До ближайшей деревни оставалось еще верст десять, а большая темно-лиловая туча, взявшаяся бог знает откуда, без малейшего ветра, но быстро подвигалась к нам... Изредка вдалеке вспыхивает молния и слышится слабый гул, постепенно усиливающийся, приближающийся и переходящий в прерывистые раскаты, обнимающие весь небосклон...
В ту же секунду над самой головой раздается величественный гул, который переходит в оглушительный треск, невольно заставляющий трепетать и сдерживать дыхание.
***
Косым, стремительным углом
И ветром, режущим глаза,
Переломившейся ветлой
На землю падала гроза.
И, громом возвестив весну,
Она звенела по траве,
С размаху вышибая дверь
В стремительность и крутизну.
И вниз. К обрыву. Под уклон.
П.Д. Коган
Учитель: Из какого произведения эти строки? (Л.Н. Толстой “Детство”) Какое впечатление на героя произвела гроза? (ответы детей). Каков стиль и тип речи данного текста? (художественный, описание).
Учитель: Настало время поговорить о причастии. Вспомним, что это за часть речи и что такое причастный оборот, а также условие его обособления. А вот вашему вниманию автобиография причастия. Слайды 11-17.
Учитель: В своём тексте Л.Н.Толстой использует причастия и причастные обороты. Давайте найдём их и подчеркнём как члены предложения. Попробуем прочитать текст без причастий и причастных оборотов. Какой вариант лучше? (Ответы детей). Слайд 18.
Учитель: Какую роль в этом тексте играют причастия? (Они делают текст более точным, полным, красочным, помогают представить и цветовую гамму описываемого, помогают услышать его)
Учитель: Перед нами репродукция с картины Константина Егоровича Маковского ( [8 (20) ] июня 839—4 [17] сентября 1915) “Дети, бегущие от грозы”. Что объединяет её и отрывок из повести Л.Н.Толстого? (Тематика. И то и другое произведение посвящены такому природному явлению, как гроза). Слайд 19.
Учитель: У этой картины очень интересная история создания. Посмотрим небольшой отрывок из документального фильма “Третьяковская галерея. История одного шедевра”, где Виктор Витальевич Татарский, мастер художественного слова, теле- и радиоведущий, заслуженный артист РСФСР (23.09.1988), народный артист России (21.03.2012), об этом нам расскажет. Приложение 1. (Просмотр видеоотрывка).
Учитель: Какие признаки надвигающейся грозы вы видите на картине? (Художник рисует большую темно-лиловую тучу, которая закрыла солнце и быстро настигает детей)
Учитель: А как сказано об этом у Л.Н.Толстого? Найдите это в тексте. (“Облака, прежде рассыпанные по небосклону, приняв зловещие черные тени, теперь собирались в одну большую, мрачную тучу”. Еще: “Большая темно-лиловая туча, взявшаяся бог знает откуда, быстро подвигалась к нам”).
Учитель: Чем дети напуганы? Какие звуки они слышат? Как об этом сказали художник и писатель? (Дети напуганы тем, что гроза может их настигнуть, они уже слышат глухие раскаты грома и видят отблески молний. Об этом говорит выражение лица девочки. Она все время смотрит в ту сторону, откуда слышатся эти раскаты и сверкает молния. О том, что гроза – это страшное природное явление, говорит и название картины “Дети, бегущие от грозы”. А писатель об этом сказал так: “Изредка вдалеке вспыхивает молния и слышится слабый гул, постоянно усиливающийся, приближающийся и переходящий в прерывистые раскаты, обнимающие небосклон”).
Учитель: Какими выразительными средствами пользуются художник и писатель для описания грозы? (Художник кистью, а писатель словами изображают одно и то же явление природы, писатель использует яркие определения, выраженные чаще всего причастиями и причастными оборотами, а художник – линиями и красками).
Учитель: Почему Л.Н.Толстой прибегает к употреблению причастий для описания грозы? (Писателю надо было показать быструю смену состояния природы, признак предмета по действию, а это хорошо выражается причастием – особой формой глагола).
Учитель: Мне хотелось бы предложить вам побыть, так скажем, писателями...Задание такое: составьте словосочетания, описывающие картину, используя причастные обороты. Слайд 20.
1 вариант (описание детей; причастный оборот стоит после определяемого слова): девочка, несущая на спине своего маленького брата; дети, стремящиеся убежать от грозы; глаза, наполненные страхом; девочка, крепко держащая корзинку с грибами; дети, пытающиеся обогнать грозу; брат и сестра, попавшие в грозовое ненастье, сельские дети, перебегающие через хрупкий мост; светлые волосы, растрепанные ветром; заботливая сестра, переживающая за маленького брата.
2 вариант (описание природы, окружающей обстановки; причастный оборот стоит до определяемого слова): уходящий к горизонту массив леса, надвигающаяся сзади гроза, гнущиеся под порывами ветра травы, затянутое тучами небо, нагнетающие тревожную атмосферу краски, наполненная движением стихии картина, привлекающий своей реалистичностью пейзаж, переброшенный через речку мостик, протекающая сквозь густую растительность речушка.
Предложение для синтаксического разбора. Картина наполнена движением стихии и движением детей, стремящихся убежать от грозы.
Учитель: Так изобразили грозу писатель и художник. Не менее красочно представляется это природное явление и в поэзии, в музыке. Антонио Вивальди, знаменитый итальянский скрипач-виртуоз, в своём музыкальном произведении “Времена года. Лето” мастерски сумел представить грозу, динамично и порывисто. Слайд 21. (Звучит музыка Вивальди).
Ученик: Истома от жары передается тихим звучание музыки, как будто слышно дыхание самой природы, заглушаемое только пением птиц. Сначала кукушки, потом щегленка... И вдруг – порыв холодного северного ветра, предвестника грозы. Ветер уносит грозу, возвращается настроение изнеможения от жары. Скрипка передает интонации жалобы. Это жалоба пастуха, его страх перед неумолимой стихией природы. И вновь врывается ветер, и грозные раскаты грома приближающейся грозы. Динамический контраст мелодий не оставляет сомнений, стихия приближается. Неожиданно наступает затишье, это перед бурей... И вот буря разряжается. Открываются небеса и проливают на землю потоки воды, изображаемые гаммаобразными пассажами. Порывы ветра, вспышки молний, звуки мелодии стремительно без остановки следуют один за другим, и кульминацией становится грозный унисон всего оркестра.
Учитель: А вот стихотворение Павла Давыдовича Когана, советского поэта. Слайды 22, 23.
Косым, стремительным углом
И ветром, режущим глаза,
Переломившейся ветлой
На землю падала гроза.
И, громом возвестив весну,
Она звенела по траве,
С размаху вышибая дверь
В стремительность и крутизну.
И вниз. К обрыву. Под уклон.
(ветлА— дерево семейства ивовых с узкими листьями и цветами, собранными в серёжки).
Учитель: Как вы думаете, есть ли что-то общее в изображении грозы у музыканта и поэта?
(Динамика, быстрота, порывистость в изображении природной стихии).
Учитель: Композитор пользуется звуками, музыкальным инструментом, а поэт?
(Словами, художественными средствами выразительности)
Учитель: Обратите внимание на то, что поэту живописать грозу помогают причастие и причастный оборот. Давайте найдём и подчеркнём их как члены предложения. Какими художественно выразительными средствами являются причастия в тексте? (Причастия – эпитеты, словосочетания с причастными оборотами – метафоры).
Учитель: В этом стихотворении есть ещё одно средство выразительности, синтаксическое. Это парцелляция. Слайд 24.
Парцелляция — конструкция экспрессивного синтаксиса, представляющая собой намеренное расчленение связанного интонационно и на письме текста на несколько пунктуационно самостоятельных отрезков, например: “Джинсы, твидовый пиджак и хорошая рубашка. Очень хорошая. Моя любимая! Белая. Обычная белая рубашка. Но любимая. Я надел её... и отправился встречать Макса” (Евгений Гришковец). Слайд 25.
Учитель: Давайте найдём парцелляцию в этом стихотворном тексте. (Ответы детей).
Какую роль играют причастия в стихотворении? (Придают образности, динамичности, помогают представить грозу как завораживающее, пугающее, но со временем проходящее природное явление).
Учитель: Итак, сегодня мы обратили внимание на то, какую роль играет причастие в создании образных картин. Мы увидели, насколько велики возможности причастий. Они делают текст более точным, полным, красочным, помогают представить и цветовую гамму описываемого, помогают услышать его. Мы попытались конструировать словосочетания с причастиями и причастными оборотами. Поняли, что можно при помощи причастий рассказать о признаках предмета по действию, развивающемуся во времени, что позволяет избежать речевых ошибок, повторов одних и тех же слов, а следственно, делает нашу речь лучше, богаче, разнообразнее.
Учитель: Домашнее задание: Написать сочинение-миниатюру “Гроза”, используя причастия и причастные обороты. Слайд 26, 27. Выставление оценок за урок.