Нестандартный урок химии "Тайны следствия" (Кислородосодержащие органические соединения). 10-й класс

Разделы: Химия

Класс: 10


Цели и задачи:

  • Образовательные. В занимательной форме обобщить и закрепить знания о химических свойствах кислородсодержащих органических соединений и их взаимопревращения.
  • Развивающие. Нацелить на поиск, сотрудничество, научить умению логически мыслить, обобщать и анализировать полученные знания, повысить познавательный интерес к химии.
  • Воспитательные. Всесторонне развивать личность учащихся и доброжелательные отношения друг к другу, овладевать активными формами работы.

Девиз (записан на доске):

“Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении того, что знаешь”.
(А.Дистерверг)

Вид урока: Обобщающий, закрепление знаний с применением тренировочных упражнений.

Форма работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Вид контроля: устно-письменный опрос, который включает в себя:

а) классификацию органических веществ;

б) написание уравнений реакций, показывающих генетическую связь органических веществ (цепочка превращений);

в) взаимодействие веществ друг с другом.

г) решение расчетных задач.

Дидактический материал: карточки с заданиями.

План урока.

  1. Вступление (разминка).
  2. Классификация органических веществ.
  3. Генетическая связь.
  4. Получение органических веществ.
  5. Распознавание органических веществ.
  6. Решение задач.
  7. Занимательная химия.
  8. Заключение.

Ход урока

Вступление.

У нас сегодня обобщающий урок по кислородсодержащим органическим соединениям и нам необходимо показать свои знания, которые получили во время изучения этой темы и проверим свои знания в виде игры.

В игре будут принимать участие все учащиеся.

Класс делится на группы по четыре человека.

I группа - экспертная, она должна следить за действием всех групп и оценить их знания, т.е . в конце урока поставить оценки , но она также принимает участие в проведении урока

Остальные группы представляют собой детективные агентства, которые должны вести предложенные им дела. Цель каждой группы войти в состав международной корпорации частных детективных агентств “Хим. и Я”. Для этого необходимо раскрыть несколько дел.

Правила игры:

Группы получают одновременно задания конкурса (четыре варианта). Кто первый правильнее ответит – отвечает у доски. При правильном ответе на вопрос группа получает 1 балл, в конце урока есть возможность получить оценку – 5, кто наберет 5 и более баллов, а также эта группа войдет в международную организацию детективных агентств “Хим. и Я”.

Прежде чем приступить к раскрытию дел, проведем небольшую разминку. (слайд № 6-8)

Разминка.

  1. Что называется органической химией?
  2. Какие классы органических соединений вы знаете?
  3. Что называется изомерией и какие виды изомерии вы знаете?
  4. Какие классы кислородсодержащих органических соединений вы знаете?
  5. Что называется спиртами?
  6. Какие соединения называются многоатомными спиртами? Приведите примеры.
  7. Каковы функциональные группы у: фенолов, альдегидов, карбоновых кислот.
  8. Что общего в строении одноатомных спиртов и фенолов?
  9. Чем спирты отличаются от органических кислот?
  10. Что называется карбоновыми кислотами?
  11. Какие органические кислоты вам известны? Приведите примеры.
  12. Где применяют карбоновые кислоты?

Для всех нас настал ответственный момент. Наша международная корпорация частный детективных агентств “Хим. и Я” будет рада приветствовать в своих рядах новых членов.

Дело № 1 “Классификация органических веществ”.

Через спутниковую связь с Дальнего Востока получены фотографии, на них изображены вещества, формулы которых представлены на карточках. (слайд № 9-12; 13-16)

(голубой фон задание; желтый ответы)

Задание: Распределить эти вещества по классам и назовите их.

Дело № 2 “Генетическая связь”.

Пришла телеграмма с сообщением: “Пропали вещества, вместо них появилось незнакомое вещество “Х”. Определите это вещество.” (слайд № 17; 18,19)

Дело № 3 “Получение органических веществ”.

В Московском институте МХИ проводятся секретные работы, связанные с разработкой химических способов получения из одних веществ других, в частности: (слайд № 20; 21)

Дело № 4 “Распознавание органических веществ”.

Пришло письмо следующего содержания: “Уважаемые коллеги! Наше акционерное общество “Солнышко” просит помочь разобраться в полученной продукции. Дело в том, что закупленное нами сырье оказалось без этикеток. Проконсультируйте, как определить, что находится в каждой бутылке. Необходимые данные, списанные с товаротранспортных накладных, прилагаются”. (слайд № 22; 23,24)

Дело № 5 “Решение задач”.

Пришло письмо от соединения, которое пожелало остаться неизвестным, сообщив о себе следующее: (слайд № 25; 26)

Дело № 6 “Занимательная химия”. Ох уж эта реклама

Реклама стала неотъемлемой частью нашей жизни. Иногда она действительно помогает сориентироваться в многообразии товаров и услуг, а иногда обещает просто “чудеса”.

Давайте прочитаем рекламные проспекты и выясним, не противоречит ли их содержание представлениям естественных наук. (слайд № 27)

В продажу поступает много разновидностей зубной пасты “Blendamed” с самыми различными добавками. Одна из них, как убеждает реклама, особенно эффективна для профилактики кариеса. Обосновано ли это утверждение?

(Да. Гидрокарбонат натрия, входящий в ее состав, нейтрализует молочную кислоту и повышает эффективность профилактического действия пасты.)

В последнее время на рынке косметической продукции появилось огромное количество бальзамов-кондиционеров для обработки волос после мытья. Реклама многих из них обещает увеличение объема и массы волос. Возможно ли это с точки зрения химика?

(Да. Из-за химической активности кератина волос в процессе обработки горячей водой и моющими препаратами разрушаются некоторые типы связей в белковых молекулах. Если бальзам содержит, например, гидролизаты белков натурального шелка, родственные по природе с белковыми молекулами волос, то они могут соединяться кератинами волос во время мытья, увеличивая их объем и массу только на время – до следующего мытья)

“Биодобавки нового “Лоска” любую грязь отстирают просто” - так ли это?

(Биодобавки взаимодействуют с веществами природного происхождения. Многие современные порошки содержат так называемые липосистемы, предназначенные для удаления жирных загрязнителей. Но биодобавки не могут устранить пятна от масляной краски или машинного масла, чернил)

Заключение: слово экспертной группе.

Рефлексия.

Приложение