Цели и задачи:
- Образовательные. В занимательной форме обобщить и закрепить знания о химических свойствах кислородсодержащих органических соединений и их взаимопревращения.
- Развивающие. Нацелить на поиск, сотрудничество, научить умению логически мыслить, обобщать и анализировать полученные знания, повысить познавательный интерес к химии.
- Воспитательные. Всесторонне развивать личность учащихся и доброжелательные отношения друг к другу, овладевать активными формами работы.
Девиз (записан на доске):
“Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении того, что знаешь”.
(А.Дистерверг)
Вид урока: Обобщающий, закрепление знаний с применением тренировочных упражнений.
Форма работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Вид контроля: устно-письменный опрос, который включает в себя:
а) классификацию органических веществ;
б) написание уравнений реакций, показывающих генетическую связь органических веществ (цепочка превращений);
в) взаимодействие веществ друг с другом.
г) решение расчетных задач.
Дидактический материал: карточки с заданиями.
План урока.
- Вступление (разминка).
- Классификация органических веществ.
- Генетическая связь.
- Получение органических веществ.
- Распознавание органических веществ.
- Решение задач.
- Занимательная химия.
- Заключение.
Ход урока
Вступление.
У нас сегодня обобщающий урок по кислородсодержащим органическим соединениям и нам необходимо показать свои знания, которые получили во время изучения этой темы и проверим свои знания в виде игры.
В игре будут принимать участие все учащиеся.
Класс делится на группы по четыре человека.
I группа - экспертная, она должна следить за действием всех групп и оценить их знания, т.е . в конце урока поставить оценки , но она также принимает участие в проведении урока
Остальные группы представляют собой детективные агентства, которые должны вести предложенные им дела. Цель каждой группы войти в состав международной корпорации частных детективных агентств “Хим. и Я”. Для этого необходимо раскрыть несколько дел.
Правила игры:
Группы получают одновременно задания конкурса (четыре варианта). Кто первый правильнее ответит – отвечает у доски. При правильном ответе на вопрос группа получает 1 балл, в конце урока есть возможность получить оценку – 5, кто наберет 5 и более баллов, а также эта группа войдет в международную организацию детективных агентств “Хим. и Я”.
Прежде чем приступить к раскрытию дел, проведем небольшую разминку. (слайд № 6-8)
Разминка.
- Что называется органической химией?
- Какие классы органических соединений вы знаете?
- Что называется изомерией и какие виды изомерии вы знаете?
- Какие классы кислородсодержащих органических соединений вы знаете?
- Что называется спиртами?
- Какие соединения называются многоатомными спиртами? Приведите примеры.
- Каковы функциональные группы у: фенолов, альдегидов, карбоновых кислот.
- Что общего в строении одноатомных спиртов и фенолов?
- Чем спирты отличаются от органических кислот?
- Что называется карбоновыми кислотами?
- Какие органические кислоты вам известны? Приведите примеры.
- Где применяют карбоновые кислоты?
Для всех нас настал ответственный момент. Наша международная корпорация частный детективных агентств “Хим. и Я” будет рада приветствовать в своих рядах новых членов.
Дело № 1 “Классификация органических веществ”.
Через спутниковую связь с Дальнего Востока получены фотографии, на них изображены вещества, формулы которых представлены на карточках. (слайд № 9-12; 13-16)
(голубой фон задание; желтый ответы)
Задание: Распределить эти вещества по классам и назовите их.
Дело № 2 “Генетическая связь”.
Пришла телеграмма с сообщением: “Пропали вещества, вместо них появилось незнакомое вещество “Х”. Определите это вещество.” (слайд № 17; 18,19)
Дело № 3 “Получение органических веществ”.
В Московском институте МХИ проводятся секретные работы, связанные с разработкой химических способов получения из одних веществ других, в частности: (слайд № 20; 21)
Дело № 4 “Распознавание органических веществ”.
Пришло письмо следующего содержания: “Уважаемые коллеги! Наше акционерное общество “Солнышко” просит помочь разобраться в полученной продукции. Дело в том, что закупленное нами сырье оказалось без этикеток. Проконсультируйте, как определить, что находится в каждой бутылке. Необходимые данные, списанные с товаротранспортных накладных, прилагаются”. (слайд № 22; 23,24)
Дело № 5 “Решение задач”.
Пришло письмо от соединения, которое пожелало остаться неизвестным, сообщив о себе следующее: (слайд № 25; 26)
Дело № 6 “Занимательная химия”. Ох уж эта реклама
Реклама стала неотъемлемой частью нашей жизни. Иногда она действительно помогает сориентироваться в многообразии товаров и услуг, а иногда обещает просто “чудеса”.
Давайте прочитаем рекламные проспекты и выясним, не противоречит ли их содержание представлениям естественных наук. (слайд № 27)
В продажу поступает много разновидностей зубной пасты “Blendamed” с самыми различными добавками. Одна из них, как убеждает реклама, особенно эффективна для профилактики кариеса. Обосновано ли это утверждение?
(Да. Гидрокарбонат натрия, входящий в ее состав, нейтрализует молочную кислоту и повышает эффективность профилактического действия пасты.)
В последнее время на рынке косметической продукции появилось огромное количество бальзамов-кондиционеров для обработки волос после мытья. Реклама многих из них обещает увеличение объема и массы волос. Возможно ли это с точки зрения химика?
(Да. Из-за химической активности кератина волос в процессе обработки горячей водой и моющими препаратами разрушаются некоторые типы связей в белковых молекулах. Если бальзам содержит, например, гидролизаты белков натурального шелка, родственные по природе с белковыми молекулами волос, то они могут соединяться кератинами волос во время мытья, увеличивая их объем и массу только на время – до следующего мытья)
“Биодобавки нового “Лоска” любую грязь отстирают просто” - так ли это?
(Биодобавки взаимодействуют с веществами природного происхождения. Многие современные порошки содержат так называемые липосистемы, предназначенные для удаления жирных загрязнителей. Но биодобавки не могут устранить пятна от масляной краски или машинного масла, чернил)
Заключение: слово экспертной группе.
Рефлексия.