Реализуя государственные стандарты образования по предмету “Технология. Обслуживающий труд” в рамках раздела “Рукоделие. Художественные ремёсла”, целесообразно знакомить учащихся с различными видами художественной обработки ткани. Одним из таких видов является техника ручного выполнения буфов на ткани. Освоить данную технику учащиеся могут, например, при изготовлении декоративной диванной подушки.
При выборе темы я исходила из практической значимости данной техники, т. е. широком применении её на практике, как в условиях школьного обучающего урока, так и в индивидуальной трудовой деятельности для пополнения семейного бюджета в условиях рыночной экономики.
Цели:
- Познакомить с различными видами художественно-декоративной обработки ткани.
- Учить оптимальному выбору тканей, наполнителя и застёжки.
- Учить расчёту количества ткани, выполнению разметки буфов.
- Научить технике ручного выполнения буфов.
- Реализация данной темы рассчитана на 10 часов.
- Виды техник буфов. Разметка верхней детали – 2 часа.
- Выполнение буфов – 2 часа.
- Закрепление складок – 2 часа.
- Раскрой нижних деталей наволочки. Втачивание замка-молнии. – 2 часа.
- Соединение двух деталей. Пошив внутренней наволочки. Работа с наполнителем – 2 часа.
Данное занятие это первые 4 часа.
Определение цели урока | План разработки урока | Определение типа урока и формы организации занятия |
Подготовка дидактического и материального оснащения занятий | Определение методов обучения | |
Обзор техник (изготовление и демонстрация подушек) |
Определение временных затрат на изготовление изделия | |
Разработка схемы реализации идеи по изготовлению изделия | Определение требований к тканям, выбор оптимальных материалов | |
Демонстрация видов застёжек, выбор приемлемых вариантов | Составление кроссворда по видам наполнителей | |
Создание схемы разметки сетки | Определение условий, гарантирующих качество работы | |
Построение таблицы расчёта количества ткани | Изготовление карточек-заданий для проверки и закрепления знаний | |
Составление технологической карты изготовления диванной подушки | Создание учебной презентации |
Реализуя цели урока, работая над повышением его эффективности, над активизацией мыслительной деятельности учащихся, для лучшего усвоения материала и применения его в практической деятельности необходимо использовать ИКТ, создав презентацию по теме урока. Это позволит сделать урок более динамичным, увеличить его плотность, наполнить практическим содержанием. Подушки, представленные на слайдах, демонстрируются в виде готовых изделий.
На примере диванных подушек учащиеся знакомятся с различными техниками художественного оформления швейных изделий и видами застёжек. (Слайды 4–11).
Для большей осознанности практической работы над изделием разработана схема реализации идеи и требования к тканям. Кроме этого с помощью кроссворда учащиеся знакомятся с наполнителями. (Слайд 12–14).
Проведя исследовательскую работу, учащиеся выбирают из всех возможных вариантов самые оптимальные, а так же чертят в тетрадях схему разметки сетки для изготовления буфов. (Слайды 15 и 16).
Далее выделены условия, гарантирующие качество выполнения буфов. (Слайд 17).
Поэтапный расчёт количества ткани поможет учащимся более осознанно справиться с этой задачей. (Слайд 18).
Использование ИКТ поможет проконтролировать качество самостоятельной работы учащихся с карточками-заданиями по определению последовательности пооперационной обработки диванной подушки и будет способствовать закреплению у учащихся умения самоанализа, а практическая работа начнётся с изучения плана разметки деталей наволочки. (Слайд 19 и 20).
Необходимо разработать демонстрационный и дидактический материал:
- кроссворд “Наполнители для подушки” + образцы наполнителей;
- карта-тест “Последовательность пооперационной обработки диванной подушки”;
- схема разметки сетки;
- технологическая карта изготовления диванной подушки;
- план разметки деталей наволочки;
- образцы видов застёжек.
Практика показала, что все цели урока успешно выполняются. Все учащиеся самостоятельно справляются с работой. Качество изделий хорошее. Учащиеся всегда проявляют большой интерес к данному виду рукоделия.
Некоторые школьницы самостоятельно изготавливают не по одному изделию для подарков или продажи. Осуществлена даже идея изготовления покрывала на кровать в технике ручного выполнения буфов. Технику буфов можно применить и при изготовлении абажуров, накидок на пуфы, штор для окон.
План-конспект
Раздел: Рукоделие. Художественные ремёсла.
Тема: Буфы в декоративно-прикладных изделиях на примере диванной подушки.
Содержание: Виды техник. Раскрой изделия. Разметка сетки. Выполнение буфов – 4 часа.
Цели: Дать знания о применении различных видов техник в художественном оформлении швейных изделий. Учить оптимальному выбору тканей, наполнителя и застёжки при подготовке к пошиву изделия. Учить рассчитывать необходимое количество ткани для изделия, выполнять разметку сетки и раскрой наволочки. Обучить приёмам выполнения ручных буфов.
Развивать интерес учащихся к рукоделию и навыки учебного труда: умение рационально планировать свою деятельность; умение работать с технологической картой; анализировать, сравнивать и обобщать. Развивать умение осуществлять самоконтроль.
Воспитывать трудолюбие, требовательность к качеству работы.
Тип урока: Урок сообщения и усвоения новых знаний.
Форма организации занятия: беседа, практическая работа.
Методическое оснащение всех занятий:
Для учителя | Для учащегося |
Образцы подушек, выполненные в
различных техниках художественного оформления
швейных изделий Образец подушки в технике буфов АРМ учителя Образцы застёжек Образцы наполнителей Технологическая карта Карта-тест пооперационной обработки диванной подушки Схема разметки сетки План разметки деталей наволочки |
Тетрадь по предмету Карта-тест пооперационной обработки диванной подушки Технологическая карта Ткань (креп-атлас) для подушки 45х45 – 75 см при ширине 150 см Холлофайбер – 300-350 г Замок “молния” длиной 40 см Ткань для внутренней наволочки Нитки белые и в цвет ткани № 50 и №45 Игла ручная № 3 Булавки, напёрсток Ножницы, линейка Карандаш |
Методы обучения:
Словесные (рассказ о видах техник).
Наглядные (демонстрация образцов подушек, наполнителей, застёжек).
- Проблемно-поисковые (решение логических задач, кроссворда).
- Практические (разметка сетки, раскрой, выполнение буфов).
- ИКТ (презентация)
Ключевые слова:
Диванные подушки, интерьер, стиль, техники художественного оформления швейных изделий. Креп-атлас, бархат, флок, ворсовые ткани. Застёжки: на пуговицах, велкро, на “молнии”, запах. Наполнители: поролон, холлофайбер, перо, пух, шерсть. Разметка сетки, стягивание углов тремя стежками с закрепкой, “переход” с закрепкой без стягивания.
Ход урока
Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку (наличие всех необходимых материалов и инструментов, рабочей тетради, дневника). Сообщение темы, цели, плана урока, времени на изготовление изделия.
Изложение нового материала.
Беседа о значении рукоделия, его видах, о применении в современном дизайне.
В начале 3 тысячелетия наблюдается рост интереса к декоративно-прикладному искусству. Всё, что сделано с применением ручного труда, красиво и качественно, привлекает заслуженное внимание зрителя [3]. Чтобы шагать в ногу со временем мы должны оглянуться назад и попытаться познать секреты мастерства наших прабабушек.
Слайд № 1. Поэтому тема урока сегодня “Диванные подушки. Техника ручного выполнения буфов”.
Слайд № 2. Меняются времена, меняются традиции, меняется и назначение изделий. Если раньше лоскутное одеяло или подушка использовались только по своему прямому назначению, то теперь – часто это необычноё настенное панно или яркий декоративный элемент дивана, т.е. неотъемлемая часть интерьера [2].
1. За тысячелетия развития цивилизации человечество изобрело бесчисленное множество приёмов декоративного оформления швейных изделий. Некоторые из наиболее древних и повсеместно распространённых мы рассмотрим на примере диванных подушек.
Демонстрация подушек в различных техниках исполнения (или Слайды №№ 4-11).
Вышивка – нанесение узора на ткань и другие материалы при помощи цветных нитей, золотой и серебряной проволоки, жемчуга, камней, бисера и др. Вышивка крестом – один из самых популярных и увлекательных видов вышивки.
Мережка – разновидность счётной сквозной вышивки. Это вышивка сквозной полоской по продольным нитям ткани, создающая лёгкий ажурный орнамент.
Аппликация – выполнение элементов узора из различных материалов с последующим прикреплением их на изделие. Аппликация даёт очень хороший декоративный эффект.
Лоскутная техника (печворк) – составление узорчатого полота из различных лоскутков ткани и других материалов. Занятие этой техникой хорошо развивает чувство цветовой гармонии.
Узелковый батик – создание рисунка на ткани при помощи специальных текстильных красителей, после завязывания ткани в узелки. Для более богатого цветового решения, при окрашивании ткани, можно использовать красители двух-трёх цветов.
Переплетение – способ создания узорчатого полотна с помощью переплетения лент, полосок ткани, тесьмы. Техника достаточно редкая и затратная, но оригинальная и увлекательная.
Отделка тесьмой – создание узора путём настрачивания тесьмы по контуру рисунка. При плотном узоре, выполненном тесьмой “сороконожкой”, создаётся впечатление вологодского кружева.
Отделка кружевом (шитьем, прошвой) – настрачивание кружева на изделие, может быть с последующим вырезанием ткани под ним.
Буфы – могут быть ручного и машинного исполнения. Это групповые складки, сборки, закреплённые на отдельных участках деталей швейных изделий [4, 5].
Эта отделка не требует использования дополнительных материалов – красителей, нитей, отделочных тканей и прочего, а связана с искусством технологической обработки изделий.
Такая отделка отличается простотой и изяществом, является средством создания формы и неразрывно связана с конструкцией изделия. А в одежде позволяет малыми средствами добиться оригинальности модели.
При всём разнообразии рассмотренных техник декорирования швейных изделий цель их применения одна – превратить даже грубое полотно в художественно оформленное изделие, сделав его неповторимым и, кроме того, донести до зрителя определённую информацию.
2. Учащимся предлагается подумать и ответить, для отделки каких швейных изделий или деталей можно применить технику “буфы”? (Портьеры, покрывала, накидки, сумки, подушки, детали одежды).
3. Слайд № 12. Знакомство учащихся со схемой реализации идеи – “планом обдумывания”. (Краткое обсуждение каждого пункта).
4. Слайд № 13. Учащимся предлагается рассмотреть ткани и, учитывая требования к ним – выбрать наиболее подходящие для выполнения буфов. (Демонстрация образцов тканей).
5. Демонстрация образцов различных видов застёжек (застёжка-молния, застёжка на пуговицах, застёжка с тесьмой велкро, застёжка-запах). Обсуждение положительных и отрицательных характеристик разных видов застёжек, используемых в декоративных наволочках.
6. Слайд № 14. Демонстрация образцов различных видов наполнителей. Работа с кроссвордом “Наполнители”. Приложение 1.
7. Слайд № 15. Учащимся предлагается выбрать из всех возможных (предложенных) материалов самые оптимальные, исходя из их свойств (качеств) и цены.
8. Слайд № 16. Работа в тетради.
Выполнение образца схемы разметки сетки со стороной квадрата 3 см. Приложение 2.
9. Слайд № 17. Работа в тетради.
Запись условий, соблюдение которых гарантирует качество выполнения буфов.
Памятка
- Площадь сетки в готовом изделии уменьшается в два раза.
- Размер квадрата должен быть 3?3 см.
- Количество квадратов должно быть нечётным.
- Поля по периметру наволочки должны быть шириной 8–10 см.
- Буфы выполняются ниткой вдвое № 45, в цвет ткани.
- _______ стягивание углов тремя стежками с закрепкой;
- _ _ _ _ _ “переход” с закрепкой без стягивания.
10. Слайд № 18. Работа в тетради.
Работа с таблицей “Расчёт количества ткани на диванную подушку в технике “буфы””.
Приблизительный размер стороны сетки | (размер подушки – ширина двух полей) x 2 | (45 – 18) x 2 = 54 |
Количество квадратов в сетке | размер стороны сетки 2 | 54 3 = 18 |
Размер стороны верхней детали наволочки | ширина двух полей + (количество квадратов вдоль одной стороны x 3) + припуски на швы | 18 + (17 x 3) + 3 = 72 |
11. Работа с картой-тестом. Учащимся предлагается подумать, определить и попытаться выстроить последовательность пооперационной обработки диванной подушки. Приложение 3.
1. Разметка сетки на верхней детали наволочки.
2. Раскрой верхней детали наволочки.
3. Выполнение буфов и складок.
4. Разметка и раскрой нижней детали наволочки.
5. Обработка застёжки.
6. Соединение верхней и нижней деталей наволочки.
7. Изготовление внутренней наволочки.
8. Заполнение подушки холлофайбером.
Слайд № 19. Проверка выполнения задания. (Краткое обсуждение последовательности пооперационной обработки диванной подушки).
12. Слайд № 20. Практическая работа. (Разметка и раскрой выполняется согласно плану разметки деталей наволочки). Приложение 4.
1. Разметка сетки.
2. Раскрой верхней детали наволочки.
3. Выполнение буфов (начало работы с нижнего левого угла, двигаться “змейкой” до верхнего правого угла).
13. Анализ результатов проделанной работы.
14. Домашнее задание.
Закончить выполнение буфов.
Литература
- Как шить красиво: Пер. с англ./ Предисловие В. Зайцева. – М.: Мир, 1990. – 368 с., ил. – (Школа практических знаний).
- Костикова И. Ю. Лоскутная техника. Шитьё из полос. – М.: Культура и традиции, 2003. – 112 с.
- Мазурик Т. А. Лоскутное шитьё. От ремесла к искусству. – СПб.: Паритет, 2001. – 224 с., вклейка.
- http://www.liveinternet.ru/users/3503670/post115617000/
- http://nacrestike.ru/publ/master_klassy/bufy_skhemy/9-1-0-483