Праздник "Масленица"

Разделы: Внеклассная работа


Внеклассное мероприятие, посвященное Масленице, разработано для учащихся общеобразовательного отделения колледжа музыкально-театрального искусства. В связи со специализацией учащиеся хорошо поют, танцуют, раскованно держаться на сцене. Наличие в учебном заведении разнообразных костюмов и декораций позволило сделать этот праздник ярким. Мероприятие включает в себя два этапа: концерт в актовом зале и ярмарка-продажа, которая может быть организована в любом месте. Концерт был организован силами 5 класса, ярмарка-продажа готовилась всеми классами средней школы. На концерт и ярмарку приглашались младшие классы и все сотрудники учебного заведения. По решению родительского комитета средства, полученные в ходе ярмарки, перечислялись в фонд “Добро”.

Учебно-воспитательные задачи:

  • Дать представление о празднике Масленицы.
  • Приобщить к русским национальным традициям.
  • Воспитывать у учащихся чувство сострадания.

I. Сценарий концерта

Действующие лица: Ведущая, 1-й скоморох, 2-й скоморох, Зима, Масленица. (ведущая и скоморохи одеты в русские национальные костюмы, Зима – в зимний наряд).

Ведущая. Здравствуйте, гости дорогие, приглашаем вас по старинному русскому обычаю справить Масленицу, проводить зиму-зимушку и встретить весну-красну.

Вбегают Скоморохи.

1-й скоморох. О-хо-хо, а-ха-ха! Смотри-ка, сколько кругом зевак собралось!

2-й скоморох. И чего народу дома не сидится, чего пришли?

1-й скоморох. Наверное, дома делать нечего, баклуши бить надоело, на печи бока отлежали, вот они к нам на блины и набежали.

(В это время ведущей подают большое блюдо, полное блинов)

Вон наша ведущая какие блины приготовила, круглые, румяные, с пылу с жару, так в рот и просятся. Не знаешь, по какому случаю такой пир горой?

2-й скоморох. Понятия не имею, но пахнут здорово и на солнышко похожи.

Ведущая. Я вам подскажу, что народ здесь не просто так собрался, а чтоб зиму проводить и весну встретить, веселые русские песни попеть да в игры поиграть.

(На сцену под музыку поднимается Зима).

1-й скоморох. Глядите-ка, кто к нам идет! Это же сама Зимушка к нам шествует.

Зима. Здравствуйте, люди добрые! Не надоела ли вам зима долгая? Может быть, вам еще морозца добавить, снега напорошить?

Скоморохи (по очереди). Не нужно нам такой радости, промерзли мы до косточек, зуб на зуб не попадает, ждем, не дождемся денечков теплых. Может, ты уступишь место Весне?

Зима (задумчиво). Посмотрю, подумаю. Если рассмешите меня, позабавите, может быть, и уступлю место Весне.

(Скоморохи под руки уводят Зиму и усаживают в кресло, стоящее у края сцены. Все последующее действие проходит под одобрительные жесты Зимы).

Ведущая. А знаете ли вы, ребята, почему Масленицу назвали Масленицей? Этот праздник пришел к нам из далеких языческих времен, на этот праздник делали специальное чучело из соломы, которое наряжали в женскую одежду.

Всю неделю ее величали, блинами одаривали, в санях возили, развлекали.

1-й скоморох. Масленицу величаем, много чего обещаем: реки сметаны, горы блинов.

2-й скоморох. Только скорее б она приехала, веселая, задорная, разгульная.

Скоморохи (вместе). Прощайся, народ, с тоской, здравствуй, праздник мирской.

Зима. Только смотрю я, что ребята зря зиму провели, в снежки не играли, с горы не съезжали. Наверное, погощу я еще у вас, снегом-морозом угощу, Весну не пущу.

Ведущая. Подожди, Зима, давай спросим у ребят, как они зиму провели. Ребята, снега для лыжных прогулок хватало всегда?

Дети (из зала хором). Да!

Ведущая. С горок вы быстро съезжали всегда?

Дети (хором). Да!

Ведущая. Зимушка! Спасибо тебе за снежок, за снежные горки, за каток и быструю лыжню.

1-й скоморох. А теперь уступи место Весне-красне. Она уж не за горами.

2-й скоморох. Поможет нам в этом Масленица.

Зима. И где же это ваша помощница?

С криками скоморохи убегают за кулисы и выводят за руки упирающегося парня, желательно, старшеклассника, одетого в русскую рубашку и длинную юбку, на голове – парик с длинной русой косой, которого выводят в центр сцены. Скоморохи начинают его наряжать, приговаривая:

1-й скоморох. Душа ль ты наша. Масленица, уста сахарные! (яркой помадой крупно красит губы)

2-й скоморох. Тельце белое, сорочка шелкова, сапожки сафьяновы, красавица-королевна, дочка царская.

1-й скоморох. Коса длинная, лента алая, платок беленький, брови черные. (повязывает платок)

2-й скоморох. Прибывай к нам в гости, во широкий двор, будем на горах кататься, блинами объедаться.

1-й скоморох. Масленицу встречаем — зиму провожаем.

(Скоморохи провожают Масленицу на возвышение, где она и находится до конца действия).

Ведущая. Давайте поможем Весне, встанем в кружок-хоровод и споем русскую народную песню.

Дети встают в хоровод и вместе со Скоморохами поют любую русскую народную песню.

Ведущая. Масленица длилась семь дней.

1-й скоморох. Первый день — “Встреча”, Масленицу мы уже встретили. Переходим ко второму дню.

2-й скоморох. Второй день — “3аигрыш”. Парни с девками с горочки катаются, познакомиться стараются. Ну-ка, в круг выходи, частушки заводи.

(Под музыку, желательно аккордеон или баян, выходят учащиеся, одетые в русские костюмы, встают в полукруг и начинают по очереди исполнять частушки)

- Пропоем мы вам частушки, замечательны таки,
Что пойдут плясать старушки, затанцуют старики.
- Сколько раз я зарекалась под гармошку песни петь,
Как гармошка заиграет, не могу я усидеть.

- У меня забавы две в том краю и в этом,
Одного люблю зимой, а другого летом
- Кавалеры наши модны, никуда они не годны,
По метелки в руки дать, по амбарам пыль гонять.

- Баяниста Витю я давно заприметила.
Играет он старательно, моргает завлекательно.
- Я приду с гармошечкой под твое окошечко,
Поглядим, гармошечка, откроется ль окошечко

- Паша нам загадку гнул, а теперь, поди, заснул,
Проснись, протри глазеночки, смотри, каки девченочки
- Ох, довольно мы напелись, дайте смену новую!
Ой, спасибо гармонисту за игру веселую.

1-й скоморох. Зима длится долго-долго, а Масленица бежит быстро. Объявляется день третий — “Лакомка”.

2-й скоморох. А чем лакомятся на Масленицу?

Дети (из зала хором). Блинами!

Ведущая. Правильно. (обращаясь к скоморохам) Давайте споем русскую народную песню “Блины”: “Как на масленой неделе со стола блины летели, и сыр, и творог - все летело под порог! Как на масленой неделе из печи блины летели. Весело было нам, весело было нам!” (поют, приплясывая, скоморохи и ведущая)

1-й скоморох. Четверг — день самый-самый масленый — “Разгул”.

(Следует веселый народный танец)

2-й скоморох. День пятый — “Тещины вечерки”. В гости к зятьям на блины тещи жаловали.

1-й скоморох. Шестой день — “Золовкины посиделки”.

2-й скоморох. В эти дни устраивались семейные чаепития с поднесением подарков.

Ведущая. Заканчивалась Масленица Прощеным воскресением. Все просили друг у друга прощения, а затем сжигали чучело Масленицы и окончательно прощались с Зимой.

Зима (которая все это время наблюдала за происходящими событиями). А может, передумаете еще? Зачем вам эта Весна, со мной вон как весело, снежно, морозно, свежо!

1-й скоморох. Нет, Зимушка, прошла твоя пора.

2-й скоморох. (обращаясь к стоящей Масленице) Государыня-Масленица, мы тобой хвалились, блины ели, веселились! Наступил твой час, уходи от нас!!!

Ведущая. Ну, что ж, ребята, пришла пора Зиму провожать — Масленицу жечь! Давайте скажем ей хором слова, которые давным-давно произносили славяне.

Скоморохи (хором). Масленица-обманщица, до поста довела — сама удрала! Масленица, воротись, в новый год покажись! Гори, гори ясно, чтобы не погасло!!!

Скоморохи уводят Масленицу из зала, за ними выходит Зима.

Ведущая. Вам спасибо за внимание, за активное старанье, за веселье, шутки, смех. И награда будет для всех! Приглашаем всех на ярмарку.

II. Ярмарка.

За несколько дней до мероприятия в учебном заведении распространяется информация о том, что все средства, собранные в результате ярмарки – продажи, будут перечислены в фонд “Добро” на имя конкретного ребенка.

Во время или до концерта в другом помещении организуется ярмарка. Каждый класс получает место, которое нужно оформить в русском народном стиле и организовать ярмарку-продажу. Продавать разрешено только домашнюю выпечку и поделки, сделанные своими руками. После окончания ярмарки классам присуждаются награды по разным номинациям (за количество собранных средств, яркость и тематику оформления, разнообразный ассортимент и т.д.).