Программа занятий в летний период "Дворцовенок (летняя площадка) 2015 год"

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель: знакомство, создание позитивной групповой атмосферы, сплочение коллектива, раскрытие личностных качеств.

Задачи:

  • Знакомство членов лагеря.
  • Создание атмосферы сотрудничества.
  • Снятие психоэмоционального напряжения.
  • Обучение навыкам рефлексии.

Участники: дети 8–14 лет ДОО ДД(Ю)Т летней площадки “Дворцовенок”

Сроки проведения: занятия проводятся один раз в неделю, продолжительность занятия 60 минут.

Оборудование: стулья по количеству участников, стол, магнитофон с музыкой, фломастеры, карандаши, листы бумаги, ватман, мячи, доска с правилами для группы.

Занятие № 1

Здравствуйте ребята, мы психологи Дворца Светлана Владимировна и Кристина Витальевна. Мы будем проводить с вами несколько занятий на узнавание друг друга . Наши занятия направлены на то, что бы вы лучше узнали др. друга, раскрылись, нашли новых друзей. А теперь сделаем следующее…

Вся ПЛОЩАДКА

Упражнение “Барыня”

Цель: повышение позитивного эмоционального уровня. Создание чувства сопричастности.

Инструкция: “Зал делится на 4 части и каждая группа разучивает свои слова:

- 1 группа – Веретена точены;

- 2 группа – Веники замочены;

- 3 группа – Пей чай с пирогами;

- 4 группа – Мы поедем за грибами

Все вместе разучивают – Барыня-барыня, сударыня – барыня.

По команде ведущего та часть участников на которую он показывает рукой, кричит свои слова, если ведущий поднимает обе руки вверх, то все поют последнюю строчку”.

Упражнение “Карусель”

Цель: закрепление имен, создание позитивного эмоционального фона.

Инструкция: “Ребята, поднимите руки первый отряд, вы становитесь в круг. И развернитесь спиной в круг. Отряд номер два становится тоже в круг вокруг первого. Теперь у каждого получилась пара. А) Теперь, когда зазвучит музыка задача второго отряда двигаться по часовой стрелке. Когда музыка закончится, вы останавливаетесь и здороваетесь, называвшая свое имя тому, кто стоит напротив вас. (музыка останавливается 5 раз ) Б) А теперь будет двигаться отряд номер один, второй стоит на месте. И ваша задача будет, так же когда музыка заканчивается, вы останавливаетесь и говорите пожелание на день” (5 раз).

Упражнение “Похлопывающий массаж”

Цель: снятие эмоционального и мышечного напряжения.

Инструкция: “ Повернитесь все направо, встаньте ближе и положите руки на плечи впереди стоящего. И начните делать массаж друг другу аккуратно, так что было приятно партнеру”.

ДЕЛЕНИЕ НА ОТРЯДЫ. Второй отряд уходит с воспитателем, первый стоит на месте.

Ребята сделайте шаг назад, что бы круг был шире. И давайте рассчитаемся на белых и пушистых.

Упражнение “Танцующие руки”

Цель: снижения уровня напряженности в группе, развитие внимания.

Инструкция: “Ребята группы “белые” берут стулья, находят место и садятся. “Пушистые” находят себя пару среди сидящих и становятся за спиной этого участника. Упражнение выполняется молча. Как только зазвучит музыка, пары берутся за руки и производят танцевальные движения под музыку. Музыка останавливается и дается один из сигналов:

- один хлопок (меняются местами только сидящие участники)

- два хлопка (меняются местами участники, которые стоят)

- три хлопка (меняются местами все, теперь кто стоит должны сидеть и наоборот)”.

2. Упражнение “Рисунок круги/линии”

Цель: узнавание друг друга. Научится понимать и принимать друг друга.

Инструкция: “Деление на две группы. Все встают вокруг рулона обоев.

- 1 этап. В любом месте этого листа бумаги нарисуйте три кружка величиной со свою ладонь.

- 2 этап. Проведите линию от своих кружков к ближайшему краю листа бумаги, затем соедините любыми линиями свои три кружка с тремя другими, понравившимися вам.

- 3 этап. Раскрасьте пространство между линиями каким-либо цветом; будьте внимательны и не закрашивайте пространство в самих кружках.

- 4 этап. Найдите свои кружки и 1) написать свое имя (или начальную букву); 2) рисунок (что хотите животное, предмет, картину и т.д.); 3) любимое ваше занятие одним предметом”.

Рефлексия: “Каждый по очереди показывает свои кружки и рассказывает, что и почему он нарисовали в них”.

3. Упражнение “Латихан”

Цель: снятие телесных зажимов

Инструкция: “Ребята, теперь давайте немного разомнемся. А) Мы по очереди будем двигать и трясти разными частями тела в следующей последовательности: голова, плечи, кисти, руки по локоть, вся рука, грудь, бедра, нога, стопа. Б) после разминания частей тела мы будем двигаться хаотично и спонтанно. Тело в свободном движении”.

4. Рефлексия по всему занятию

Цель: получение обратной связи

Инструкция: “Покажите все вместе настроение жестом”.

Отряд один уходит, заходит отряд номер два.

Занятие № 2

Цели: формирование конструктивного взаимодействия.

Задачи:

  • Сплочение коллектива;
  • Повышение уровня взаимодействия в группе;
  • Обучение навыкам рефлексии.

“Добрый день, ребята! Сегодня наше занятие посвящено дальнейшему вашему раскрытию через создание общих трудностей. Мы для вас сегодня приготовили такие задания, где от успеха каждого зависит успех всей группы”.

Упражнение “Мячики”

Цель: настройка на занятие, концентрация внимания

Инструкция: “Наша задача – перебрасывать друг другу мячики таким образом, чтобы ни один мячик не упал на пол. Готовы? Начали”.

Упражнение “Линии”

Цель: развитие мотивации на совместную конструктивную деятельность

Инструкция: “Дети становятся в одну линию, плотно прижимаясь друг к другу руками, ногами, корпусом. Задача детей, не отрываясь друг от друга пройти несколько шагов вперед (до определенного объекта)”

Упражнение “Ищу друга”

Цель: развитие уровня взаимодействия в группе

Инструкция: “Каждый участник группы пишет на листе объявление о поиске друга. В объявлении нет ограничений на кол-во слов и размер букв, принимается любая форма. Следует помнить, что объявлений о поиске друзей будет много и вам нужно позаботиться, что бы именно ваше привлекло внимание. Главное – не подписываться! Когда дети заканчивают, сдают объявления ведущим (ведущие оформляют их на доску объявлений). Теперь все ребята читают все объявления и выбирают max 5 на которые они бы откликнулись, ставя на это объявление галочку”.

Подчитываются кол-ва откликов. Далее идет рефлексия:

  • Как вы думаете, почему это объявление получило наибольшее кол-во галочек?
  • Чем вы руководствовались при выборе объявлений?
  • На чем сделан акцент в вашем объявлении? На описании себя или предъявлении требований к потенциальному другу ?
  • Ожидали ли вы такого результата от своего объявления?

Упражнение “Два автобуса”

Цель: сплочение группы через тесный телесный контакт

Инструкция: “Группа делится на две равные части. Для каждой команды ставятся свои стулья (автобус). Ребята представляют, что они стоят на остановке и ждут автобуса. Постепенно автобус заполняется. Получаются автобусы в час-пик, в них очень тесно и нужно удержаться, что бы никому не упасть. Произошла поломка одного из автобусов, но доехать нужно всем. Поэтому все пассажиры второго автобуса сажаться в первый. Задача продержаться хотя бы 20 секунд”.

После рефлексия: Что способствовало выполнению задания? Что вы делали для того, что бы его выполнить? Что мешало? Какую роль играл каждый участник?

Рефлексия по всему занятию

Цель: получение обратной связи

Инструкция: “Покажите все вместе свое настроение звуком. Звук “Ууу” - не понравился день, звук “Ааа” - день понравился.

Занятие № 3

Цели: подведение итогов по всему пребыванию в лагере.

Задачи:

  • Сплочение коллектива;
  • Обучение навыкам рефлексии.

“Добрый день, ребята! Сегодня у нас с вами заключительное занятие. Сегодня мы будем вспоминать все, что вы делали на площадки за этот месяц”.

Упражнение “Фруктовый сад”

Цель: снятие эмоционального напряжения, раскрепощение, разделение группы на команды.

Инструкция: “Рассчитайтесь, пожалуйста, на: апельсины, сливы, киви, персики (запомните название своего фрукта). (После деления на фрукты) - Я называю название фрукта и все кто, к нему относятся, меняются местами, когда говорю “фруктовый салат”, то должны поменяться местами все фрукты.

Упражнение “Дом, в котором мы живем”

Цель: увидеть взаимодействия в коллективе, сплотит его.

Инструкция: “Все ребята делаться на 4 группы (по 5 человек в команде). Ребята вот наш лагерь, наше здание , вы в нем провели не мало времени , занимались разными делали. Но наверняка в здании чего-то не хватает? Чем бы вы его хотели дополнить ? Каких кабинетов не хватает вам?

- Вы часть площадки! Так же нарисуйте себя, где вы находитесь и чем занимаетесь на площадке”.

Рефлексия: “Каждая группа по очереди представляет свою работу. Рассказывая, что это за место и кто чем занимается на площадке”.

Упражнение “Гротеск”

Цель: снятие напряжения

Инструкция: “Дети делятся на группы. Начинает крайний с лева. Он производит небольшое движение какой-нибудь частью своего тела. Сосед справа повторяет как можно точнее, но преувеличив его, сделав более выраженным. Третий повторяет еще как можно более выразительнее. И так далее до последнего члена группы”.

Рефлексия по всему занятию

Цель: получение обратной связи

Инструкция: “Ребята выбирают из цветных полосок бумаги тот цвет, который говорит об их настроении: синий – грустно; зеленый - спокойно; розовый - весело. Далее они приклеивают эти листочки на доску”.

Список используемой литературы

  1. Кипнис М., 128 лучших игр и упражнений для любого тренинга. – М.: Прайм – Еврознак, 2011. – 317 с.
  2. Кузьмина Е. Нарисуй мне о себе. – М.: Когелет, 2001. – 48 с.
  3. Леванова Е. Игра в тренинга. Возможности игрового взаимодействия. – СПб.: Питер, 2006. – 208 с.
  4. Петрушин С.В.Методика резонансного консультирования. – Казань, 2008. – 100 с.
  5. Фопель К. Как научить детей сотрудничать ? – 2-е изд. – М.:Генезис, 2010 . – 541 с.
  6. Чуричков А. Снегирев. Копилка для тренеров: Сборник разминок, необходимых в любом тренинге. – СПб.: Речь, 2006. – 208 с.