Урок, посвященный 180-летию со дня рождения А.П.Бородина

Разделы: Музыка


Оборудование: ноутбук, проектор, экран, доска, раздаточный материал, перекидные табло.

Оформление доски: тема урока, портрет А.П. Бородина, годы жизни композитора.

Цель урока: определить команду-победителя, которая лучше владеет материалом о жизни и творчестве А.П. Бородина.

Вырабатываемые умения и навыки:

  • Умение быстро ориентироваться в полученной информации, грамотно излагать материал.
  • Умение самостоятельно находить дополнительную информацию.
  • Умение работать в команде.

Тип урока: комбинированный.

Форма организации работы на уроке: групповая (решение поставленных задач при разбивке класса на группы).

Характеристика группы обучающихся:

  • шестой год обучения по семилетней программе;
  • обучающиеся фортепианного отделения;
  • возраст обучающихся двенадцать-тринадцать лет.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Блиц опрос.
  3. Тест по произведениям композитора.
  4. Диктант “Неправильная мелодия”.
  5. Кроссворд по жизни и творчеству композитора.
  6. Музыкальная викторина.
  7. Тест “Портреты заговорили”.
  8. Подведение итогов.
  9. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент.

Преподаватель: Дорогие ребята! Сегодня у нас урок по творчеству великого русского композитора Александра Порфирьевича Бородина. В 2013 году мы отмечали 180-летие со дня его рождения.

Музыка Бородина и в наши дни обладает поистине волшебным свойством. Она пробуждает в нас богатырские силы, погружает в русский эпос. Главные качества таланта Александра Порфирьевича, по словам В.В. Стасова, – это “великанская сила и ширина, колоссальный размах, стремительность и порывистость, соединенная с изумительной страстностью, нежностью и красотой”.

Этот наш урок мы проведем не как обычно, а в виде музыкального состязания двух команд. Для победы в конкурсе участникам каждой команды необходимо сплотиться друг с другом, объединить полученные знания и навыки.

Предварительно обучающиеся класса были разделены преподавателем на команды “А” и “Б”. Каждая команда выбрала капитана. Перед началом урока капитаны команд получили перекидные табло для выставления оценок.

Преподаватель: Ребята! Сейчас каждой команде будут предложены вопросы по жизни и творчеству А.П. Бородина. Победит та команда, которая правильно ответит на наибольшее количество вопросов за одну минуту. Один правильный ответ соответствует одному баллу. От вас потребуется максимальная собранность и быстрота реакции.

2. Блиц-опрос.

Капитаны команд подойдите ко мне и вытяните список своих вопросов. По жребию первой отвечает команда “А”.

Итак, ваша минута началась.

Вопросы команде А:

  1. Год рождения А.П. Бородина? (1833 год).
  2. Первое сочинение девятилетнего Саши Бородина? (Полька “Helene”).
  3. Какой друг появился у Саши Бородина в 12 лет? (Миша Щиглев).
  4. Куда поступает вольнослушателем Александр Бородин в 1850 году? (В Медико-хирургическую академию).
  5. С кем встретился А.П. Бородин во время ночного дежурства в Военно-сухопутном госпитале? (с М.П. Мусоргским).
  6. Какую степень А.П. Бородин получает после защиты диссертации? (Доктор медицины).
  7. Как называли себя Д. Менделеев, А. Бородин, Н. Житинский, В. Олевинский? (Гейдельбергский кружок).
  8. С кем знакомится А.П. Бородин в мае 1861 года? (с Екатериной Сергеевной Протопоповой).
  9. Какой подзаголовок получила Вторая симфония А.П. Бородина? (“Богатырская”).
  10. Кому посвящен романс А.П. Бородина “У людей-то в дому”? (Дарье Михайловне Леоновой).
  11. Как звали сестру М.И. Глинки? (Людмила Ивановна Шестакова).
  12. Кто дал название кружку “Могучая кучка”? (В.В. Стасов).
  13. Какой голос исполняет партию хана Кончака в опере “Князь Игорь”? (Бас).
  14. Какое литературное произведение легло в основу оперы “Князь Игорь”? (“Слово о полку Игореве”).
  15. Кто написал либретто оперы “Князь Игорь”? (А.П. Бородин).
  16. Кому посвятил А.П. Бородин пьесу для симфонического оркестра “В Средней Азии”? (Ф. Листу).
  17. Кто закончил работу над оперой “Князь Игорь” после смерти А.П. Бородина? (А.К. Глазунов и Н.А. Римский-Корсаков).

Преподаватель: У команды “А” отличный результат – было задано 17 вопросов и получено 15 правильных ответов. Капитан команды может выставить этот балл на табло своей команды.

Теперь отвечает команда “Б”. Итак, ваша минута началась.

Вопросы команде Б:

  1. Год смерти А.П. Бородина? (1887 год).
  2. Кому в пятнадцать лет посвятил “Патетическое адажио” Александр Бородин? (Тетушке Авдотье Константиновне Антоновой).
  3. Любимый профессор А.П. Бородина в академии? (Н.Н. Зимин).
  4. На каком языке защитил диссертацию А.П. Бородин? (На русском языке).
  5. В какой немецкий город был командирован А.П. Бородин? (В Гейдельберг).
  6. С каким русским писателем познакомился А.П. Бородин в Париже? (с И.С. Тургеневым).
  7. Кому посвящен романс-элегия “Для берегов отчизны дальной”? (Е.С. Бородиной).
  8. Как звали ученицу М.И. Глинки, певицу, частую гостью Балакиревского кружка? (Д.М. Леонова).
  9. Как звали жену князя Игоря в опере “Князь Игорь”? (Ярославна).
  10. Какой голос исполняет партию Кончаковны в опере “Князь Игорь”? (Контральто).
  11. Другое название содружества “Могучая кучка”? (Балакиревский кружок).
  12. Кому посвящена опера “Князь Игорь”? (М.И. Глинке).
  13. Любимый ученик профессора А.П. Бородина? (А.П. Дианин).
  14. Какая симфония осталась незавершенной у А.П. Бородина? (Симфония №3).
  15. Кто первым опубликовал биографический очерк о А.П. Бородине после его смерти? (В.В. Стасов).
  16. Сколько времени работал А.П. Бородин над оперой “Князь Игорь”? (Восемнадцать лет).

Преподаватель: Минута закончилась. Команда “Б” из 16 заданных вопросов правильно ответила только на 14. Капитан команды выставляет на табло 14 баллов.

Поздравляю вас, ребята! Обе команды достаточно успешно справились с первым заданием, показали хорошие знания биографии и творчества Александра Порфирьевича Бородина. А теперь следующее задание. Назовем его “Тест по произведениям композитора”.

3. Тест по произведениям композитора.

Каждой команде будут предложены тесты, в которых в одной колонке содержатся названия известных произведений А.П. Бородина, в другой – нотные отрывки из этих же произведений. Колонки не совпадают. Каждая из команд должна определить нотный отрывок и соединить его с названием стрелкой. За каждую правильно определенную мелодию команда получает 1 балл. Если обе команды набирают одинаковое количество правильных ответов, то дополнительный балл получает команда быстрее выполнившая задание <Рисунок1>.

Рис. 1

Преподаватель: Обе команды справились с заданием полностью и получают по 5 баллов. Но первой сдала тест команда “Б”, поэтому дополнительный балл отдается ей. Капитаны команд могут выставить общую сумму баллов за два конкурса. У каждой команды по 20 баллов.

4. Диктант “Неправильная мелодия”.

Преподаватель: Ребята! Следующее задание называется Диктант “Неправильная мелодия”. В розданных командам карточках записана тема известного произведения А.П. Бородина. Но в записанном в карточках варианте переставлены местами такты. Необходимо прослушать тему и исправить порядок тактов. Достаточно указать над каждым тактом его порядковый номер. За каждый правильно расставленный такт команда получает 1 балл и 1 дополнительный балл за скорость выполнения задания.

Образцы с переставленными тактами и с правильным расположением тактов <Рисунок2>, <Рисунок3>.

Рис. 2

Рис. 3

Преподаватель: Я надеюсь, вы узнали тему Арии князя Галицкого. Молодцы участники команды “А”. Вы правильно выполнили задание. Кроме того, у вас получилось сделать это быстрее соперников. Поэтому вы получаете 9 баллов. Команда “Б” получает 8 баллов. Таким образом, счет 28:29 в пользу команды “А”. Следующим нашим заданием будет решение кроссворда по жизни и творчеству композитора.

5. Кроссворд по жизни и творчеству композитора.

Капитаны команд получают карточки с кроссвордами, посвященными жизни и творчеству Александра Порфирьевича Бородина. Это задание на реакцию и умение работать в команде. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. И, как всегда, дополнительный балл за скорость выполнения в случае равных баллов <Рисунок4>.

Рис. 4

Преподаватель: Ребята! Обе команды полностью справились с заданием. Однако команда “Б” была быстрее. Поэтому она получает за проделанную работу 13 баллов. Команда “А” получает 12 баллов. Капитаны могут выставить на своих табло по 41 баллу.

А мы продолжаем конкурс. Сейчас будет музыкальная викторина.

6. Музыкальная викторина.

Ребята, прослушав или просмотрев предложенные отрывки из произведений А.П. Бородина, вы должны правильно указать название произведения, тему, тональность. В оперных фрагментах нужно еще указать действие и тембр голоса героя. За каждый правильный ответ команда получит 1 балл.

В викторине использованы следующие видео- и аудиофрагменты <Приложение1>:

Симфония №2 “Богатырская”, I ч., тема главной партии (h-moll).

Опера “Князь Игорь”, пролог, хор народа (C-dur).

Романс “У людей-то в дому”.

Опера “Князь Игорь”, I д., 1 к., ария князя Галицкого, первая часть (баритон).

Симфония №2 “Богатырская”, I ч., тема побочной партии (D-dur).

Романс “Для берегов отчизны дальной”.

Опера “Князь Игорь”, II д., ария князя Игоря средняя часть (бас).

Романс “Разлюбила красна девица”.

Струнный квартет №2, III ч. Ноктюрн.

Опера “Князь Игорь”, II д., хор половецких невольниц.

Преподаватель: У каждой команды есть минута для уточнения ответов, после чего мы подводим итог выполнения задания.

Команда “А” получает 10 баллов, а команда “Б” – 8 баллов. На перекидном табло команда “А” выкладывает 51 балл, а команда “Б” – 49 баллов.

7. Тест “Портреты заговорили”.

Преподаватель: А теперь последнее задание. Назовем его “Портреты заговорили”. Ребята, необходимо назвать человека, изображенного на портрете, и объяснить его связь с жизнью, творчеством или научной работой А.П. Бородина. За каждый правильный и максимально полный ответ команда получает 1 балл. Команды отвечать будут по очереди. Сейчас мы проведем жеребьевку – кто из команд начинает первым. Итак, начали <Рисунок5>, <Рисунок6>, <Рисунок7>, <Рисунок8>, <Рисунок9>, <Рисунок10>, <Рисунок11>, <Рисунок12>.

Рис. 5

Рис. 6

Рис. 7

Рис. 8

Рис. 9

Рис. 11

Рис. 10

Рис. 12

По представленным рисункам даются следующие ответы:

Зимин Н.Н. – любимый профессор, наставник и друг А.П. Бородина.

Балакирев М.А. – организатор кружка “Могучая кучка”, наставник А.П. Бородина.

Шестакова Л.И. – сестра М.И. Глинки, в доме которой часто собирались члены Балакиревского кружка. Ей Бородин посвятил романс “Разлюбила, красна девица”.

Леонова Д.М. – певица, ученица М.И. Глинки. Исполнительница многих романсов А.П. Бородина. Ей композитор посвятил романсы “У людей-то в дому” и “Песня темного леса”.

Мусоргский М.П. – член содружества “Могучая кучка”, друг А.П. Бородина, которому посвящена вокальная миниатюра “Фальшивая нота”.

Римский-Корсаков Н.А. – член содружества “Могучая кучка”, друг А.П. Бородина. Ему посвящен романс “Спящая княжна”. Вместе со своим учеником, А.К. Глазуновым, Н.А. Римский-Корсаков закончил работу над оперой “Князь Игорь” после смерти А.П. Бородина.

Протопопова (Бородина) Е.С. – пианистка из Москвы, с 1863 года жена А.П. Бородина и активный участник собраний “Могучей кучки”. Ей посвящен второй струнный квартет, романс-элегия “Для берегов отчизны дальной”.

Стасов В.В. – музыкальный критик, защищавший в печати произведения и интересы композиторов новой русской школы. Ему посвящена баллада “Море”. После смерти А.П. Бородина именно И.В. Стасов первым стал собирать материалы и воспоминания о нем.

Преподаватель: Давайте подсчитаем результаты конкурса “Портреты заговорили”. Команда “А” получает максимально возможные 4 балла. Команда “Б” также продемонстрировала замечательные знания и тоже получает 4 балла. По итогам конкурса с отрывом в два балла побеждает команда “А”. У них на табло 55 баллов, у команды “Б” – 53 балла.

8. Подведение итогов.

Преподаватель: Ребята! Сегодня вы все старались работать активно, отвечали на вопросы, показали хорошую командную сплоченность, умение быстро ориентироваться в полученных знаниях, грамотно излагать материал.

Надеюсь, что сегодняшний урок понравился всем. Уверена, что глубокое погружение в жизнь и творчество А.П. Бородина надолго останется в ваших душах, поможет найти связи с творчеством других русских композиторов.

Данную форму урока мы постараемся использовать чаще. А теперь, домашнее задание.

9. Домашнее задание.

Участники выигравшей команды “А” должны будут выучить и исполнить на следующий урок романс А.П. Бородина “Разлюбила, красна девица”.

Участники команды “Б” – романс “У людей-то в дому”.