Гитарное искусство. Гитаристы-виртуозы

Разделы: Музыка


Считается, что гитара происходит от древних струнных щипковых инструментов Древнего Египта и Вавилона. В Европу предки гитары попали благодаря культурным связям с арабами.

До XVI века гитара была трех- и четырехструнной. Играли на ней пальцами и плектром (костяной или черепаховой пластинкой), а струны были двойными. Пятая струна появилась в Испании в XVI веке. С этой поры гитара начала пользоваться большой популярностью.

В XVI веке появляются талантливые исполнители и композиторы, которые подняли уровень игры на гитаре на небывалую высоту.

Франческо Корбетта считался величайшим гитаристом своего времени. Был придворным гитаристом королей Испании, Франции, Англии, преподавал королевским особам гитару. Благодаря ему гитара перестала считаться простым музыкальным инструментом.

Большой вклад в развитие гитарного искусства внесли французские музыканты – ученик Ф. Корбетты Робер де Визе, который написал одно из первых пособий по гитаре, и композитор выдающийся представитель барочной школы Жан-Батист Люли.

Во второй половине XVIII века, вероятно в Испании, появляется шестиструнная гитара, а двойные струны заменяются ординарными. Гитара приобретает современный вид. С этих пор начинается ее триумфальное шествие по странам и континентам

Композитор Фернандо Сор поражал глубиной своего исполнений и блеском техники. Он создал огромное количество произведений для гитары, учебной литературы. Его сочинения прочно вошли в репертуар гитаристов.

Замечательным гитаристом был гениальный скрипач Никколо Паганини. Многие гитарные приемы он перенес на скрипку, а скрипичные на гитару.

Мауро Джулиани (1781-1829) является основоположником итальянской гитарной школы. Его творчество высоко ценил Л. Ван Бетховен

Франциско Таррега (1852-1909) развил до максимума технические возможности гитары и показал себя несравненным виртуозом. Он создал собственный стиль исполнения. В его руках гитара превращалась в маленький оркестр. Творчество Ф. Тарреги оказало значительное влияние на развитие всей испанской музыки.

Антонио де Торрес Хурадо (1817-1892) является исполнителем и самым значительным гитарным мастером XIX века. Именно он придал гитаре тот вид, в котором она дошла до наших дней. Его усовершенствования наметили поворот в технике игры и положили начало новому стилю. Гитары Хурадо обладают глубоким бархатным звучанием. Хурадо считается Страдивари гитарного мира

Августин Барриос Мангоре (1885-1944) – первый выдающийся латиноамериканский исполнитель. Он максимально расширил исполнительские возможности гитары, используя все шесть струн и 19 ладов. Его музыка охватывает все виды классической техники игры на гитаре – гаммы, арпеджио, тремоло, яркие эффекты. Он первым начал использовать стальные струны и записываться на студиях.

В России до конца XVIII века гитара не имела большого распространения. Но постепенно благодаря гастролям выдающихся мастеров – Ф.Сора, М.Джулиани, М.Каркасси - она начала завоевывать популярность.

В XIX веке своим мастерством выделялись русские гитаристы М.Д. Соколовский, Н.П.Макаров, С.Н. Аксенов, А.О. Сихра. Они многое сделали для признания гитары академическим инструментом.

Андрей Осипович Сихра считается изобретателем русской семиструнной гитары.

Многие выдающиеся русские композиторы – Глинка, Даргомыжский – создавали свои произведения под впечатлением игры на гитаре. Романсы Алябьева, Варламова, Гурилева написаны в расчете на сопровождение гитары или фортепиано в манере, близкой гитарному аккомпанименту

В ХХ веке их дело продолжили такие выдающиеся гитаристы как П.С. Агафошин, П.И. Исаков, А.М. Иванов-Крамской, Е. Русанов, И. Кузнецов, Е. Макеева, Ю.Михеев, А. Кабанихин, А. Лобиков и другие.

П.С. Агафошин был одним из первых отечественных педагогов игры на шестиструнной гитаре. Автор первого учебника по шестиструнной гитаре.
Талантливый исполнитель, он аккомпанировал Ф.Шаляпину, Д.Смирнову, Т. Руффо.

Заслуженный артист РСФСР А.М. Иванов-Крамской сыграл выдающуюся роль в развитии отечественной школы шестиструнной гитары. Благодаря ему, выдающемуся исполнителю и педагогу, гитара, после долгих лет забвения, снова была признана профессиональным музыкальным инструментом. В средних и высших музыкальных заведениях нашей страны было начато ее преподавание.

Андрес Торрес Сеговия считается основателем современной академической гитары. В его игре критики никогда не могли обнаружить недостатков.
Виртуоз-исполнитель, он делал все возможное, чтобы гитара завоевала статус концертного инструмента.

Многие современные ему композитору писали свои произведения специально для него, поскольку он мог продемонстрировать предел возможностей гитары. С помощью А. Сеговии возродилась старая и родилась новая литература для гитары. Благодаря ему гитарой заинтересовались профессиональные музыканты и композиторы. “… Сеговия – строгий и серьезный музыкант. Слушать его – своеобразное наслаждение; благородство звука, ритм, интенсивнейшая сдержанность исполнения, четкость и чистота интонаций… сказочное богатство динамических и колористических оттенков – вот что особенно привлекает в феерической игре Сеговии..” (академик Б.В. Асафьев)

Современные исполнители на гитаре продолжают традиции своих великих предшественников.

Великий исполнитель фламенко Пако де Лусия не только “перекинул мостик” между традиционной и современной музыкой, но и смог создать свой собственный стиль

Гитаристом мирового уровня является Франсис Гойя. Он стал первым артистом “легкого жанра”, выступившим в 1981 году вместе с оркестром Большого театра, под аккомпанемент русских народных инструментов и в сопровождении мужского хора.

Считается, что ему подвластны все стили, но особенно ему удаются русские мотивы. Концертные программы Ф.Гойи отличаются умелыми аранжировками и продуманностью исполнения. В 2002 году Ф.Гойя представил в Санкт-Петербурге свой альбом с музыкой Александры Пахмутовой.

Использованная литература.

1. “Коллекционные музыкальные инструменты”, вып. № 3, 2014 – ООО “Ашет Коллекция”.

2. http://re-minor.ru/.

3. http://www.7not.ru/.

4. http://guitar-nsk.ru/.