Проектная задача "Расчет времени движения". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель: учить решать задачи на движение, связанные с повседневной жизнью.

Задачи:

  • закрепить знание связи между величинами (скорость, время, расстояние);
  • выработать умение самостоятельно и в комплексе применять знания, умения, навыки; осуществлять их перенос в новые условия;
  • развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать;
  • воспитывать интерес к родному краю, любознательность, формировать интерес к предмету.

Оборудование урока:

Подготовка: разделить класс на группы.

Ход урока

1. Орг. момент

У нас на уроке гости. Поздоровайтесь.

Как вы догадались, работать будете в группах. Напомнит правила работы в группах ... (Слайд 2)

Выберите, кто будет командиром, секретарем, докладчиком.

2. Постановка цели, определение темы урока

Над какой темой мы работаем в последнее время? (Решение задач на движение.)

Тема нашего урока “Решение задач на движение”. (Слайд 3).

А для чего учимся решать задачи на движение?

Поставьте цель на урок. (Учиться применять знания о движении в реальной жизни.)

Какие задачи ставим на урок? (Вспомнить формулы, переводить величины, соотносить реальные величины, решать задачи)

3. Актуализация знаний

Начнем работу по этому плану

1) Вспомните основные формулы движения.

(V = S : t

t = S : V

S = V * t). Как найти скорость сближения? Скорость удаления? Скорость при движении вдогонку?

Молодцы, переходим к сл. пункту.

2) - Перед вами рисунок (Слайд 3). Составьте задание к нему. (Соотнесите объект со значением скорости его движения)

Возьмите рабочий лист №1 (Приложение 1) (фиолетовый – основной - заполняете, белый для удобства работы в группе.) Запишите в таблицу №1, кто с какой скоростью двигается.

Проверка. Внимание на экран (Слайд 3). Под таблицей оцените + - правильность выполнения задания.

3) – Формулы вспомнили, со скоростью объектов разобрались, переходим к времени. Возьмите схему движения автобуса №5 (Приложение 3). Определите, сколько времени необходимо, чтобы доехать от одной конечной остановки до другой. (55 мин).

На листе заполните таблицу №2, воспользовавшись схемой движения. Время на работу 3 мин.

Докладчики, подготовьтесь для ответа. (Слайд 4). Под таблицей оцените правильность выполнения задания.

4) - Рассмотрите диаграмму. (Слайд 5) Какой объект прошел большее расстояние за единицу времени? Меньшее? Заполните таблицу 3 на листе, используя диаграмму.

Что повторили при выполнении данного задания? (Перевод величин, S). Проверка (Слайд 6). Под таблицей оцените правильность выполнения задания.

Оцените работу группы на данном этапе

Молодцы. Мы можем идти дальше.

4. Постановка проблемы (Слайд 7)

Кто узнал данное здание? (Краеведческий музей.) О чем можно узнать, посещая данный музей? (О крае, его истории, природе.) Какие выставки посещали? Где музей находится? (ул. Ленина)

На каком транспорте мы доезжаем до него? (Слайд 8) (На троллейбусе №3.)

А вот 4 А ездит в музей на автобусе №5. Как вы думаете, кто тратит времени на дорогу меньше? Можете с точностью ответить на данный вопрос?

Сформулируйте, какую практическую задачу мы будем решать на уроке. (Узнать, на каком транспорте быстрее доехать до музея.)

Что нам надо знать, чтобы найти время? (Скорость и расстояние.)

А еще надо знать маршрут движения. Поможет напомнить его ... (Слайды 9-12): сначала мы идем пешком по ул. Халатина, затем по лестнице переходим на ул. Калинина, доходим до пр. Героев-североморцев, там садимся на троллейбус №3 и доезжаем до пр. Ленина (ост. ул. Володарского).

Опишите маршрут 4А (Слайды 13-15): дойти до ост. “Ресторан Встреч”, сесть на автобус №5, доехать до ост. “Плавательный бассейн”, перейти дорогу, пройти по ул. К.Маркса и повернуть налево.

Таким образом, чтобы попасть в музей, надо часть пути пройти пешком, часть – проехать в транспорте. Как узнать время поездки? (Воспользоваться расписанием движения.) Как узнать время, затраченное на пешее движение? (Воспользоваться формулой движения.)

5. Физминутка

6. Практическая работа в группах

1 и 3 группы рассчитывают время при движении на троллейбусе, 2 и 4 группы – на автобусе. Возьмите рабочий лист №2 (Приложение 1) и выполните расчеты.

1. Самостоятельная работа детей в группах

2. Подведение итогов

Докладчики, представьте ваши расчеты.

Сделаем выводы (Слайд 16). (Общее время в пути приблизительно одинаковое.)

Какой маршрут безопаснее? Какой маршрут привлекательнее? (На автобусе, т.к. идти пешком меньше.)

3. - Воспользовавшись графиком движения автобуса №5 (Приложение 2), рассчитайте, во сколько надо выехать на автобусе, чтобы успеть на экскурсию в 12ч. Учтите, что вежливые люди приходят минимум за 5 минут до начала мероприятия, а еще надо успеть раздеться. (В 11.19)

Предположите, во сколько надо выйти из лицея.

А если каждый идет до остановки из дома, как вчера, когда ездили в ПИНРО? Рассчитайте, сколько времени нужно, чтобы дойти от улиц проживания некоторых одноклассников до остановки “Встреч”.

7. Подведение итогов урока. Рефлексия

  • Какую цель ставили на урок? Достигли ее?
  • Какую практическую задачу ставили на урок? Решили ее?
  • Что помогло справиться с работой?

Оцените свою работу на уроке словами, которые начинаются с 1-й букв слова “урок”. (Слайд 17), Приложение 4.

  • Что было на уроке трудным?
  • С чем легко справились?

Оцените работу в группе на последнем листе в звездочке.

8. Д/з: засечь время движения от лицея до дома, рассчитать свою скорость движения.