Конспект НОД в старшей группе "Семейная фотография"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание. Обогащать духовный мир детей. Воспитывать культуру общения. С помощью музыкального, поэтического, театрального и изобразительного искусства воспитывать у детей любовь и уважение ко всем членам семьи. Развивать общительность и коммуникабельность. Содействовать развитию у ребёнка памяти, логического мышления и творческого воображения с помощью игровой ситуации, театрализованных игр. Упражнять детей в умении рассказывать о своих впечатлениях связно, последовательно, грамотно, используя сложные предложения. Учить пользоваться прямой и косвенной речью. Совершенствовать диалогическую форму речи детей. Обогащать словарный запас детей, уточняя понятия родственных отношений.

Предварительная работа. Беседы воспитателя с детьми на темы: “Моя семья”, “Лучшие часы и минуты семейного досуга”, “Семейные будни”, “Забота о ближних”, “Семейные праздники” и т.д. Знакомство с народными традициями, семейным укладом жизни, пословицами и поговорками о семье. Разучивание стихотворений “Моя семья” Е.Гомоновой и “Моя родня” Я.Акима. Подготовка семейного альбома и рассказа о своей семье. Инсценирование стихов и шуток-малюток на тему “Моя семья”.Рассматривание Репродукции картин: Ф. Решетников “Опять двойка”, З. Серебрякова “На террасе в Харькове”, “За завтраком”, Н. Богданов-Бельский “Новые хозяева”, Б. Кустодиев “Голубой домик”.

Материал и оборудование. Песни: “Моя семья” (муз. и сл. Е.Гомоновой), “Воскресенье” (муз. и сл. Л.Олифировой); “Вальс-каприс” А. Рубинштейна. Акварель, масляная пастель, фоторамки. Музыкальный центр и аудиокассеты с записью, “Семейный фотоальбом” членов семьи нескольких детей группы.

Ход занятия

- Сегодня наше занятие мне хочется начать с игры, но игры необычной. Я вам предлагаю игру-разминку “Кто кем был?”.

- Скажите, ребята, кто кем был раньше?” (Показываю картинки).

- Как вы думаете, кем был раньше этот дедушка? (Взрослым мужчиной, папой.)

- Кем он был до этого? (Юношей, мальчиком.)

- Значит, можно сказать, что дедушка раньше был мальчиком, ребенком.

- Догадайтесь, кто кем был ?

(Курица была – цыпленком; помидор – семечком; стол – деревом; платье – хлопком, лошадь – жеребенком; хлеб – зерном; рыба – икринкой; доктор – ребенком; мама – девочкой.)

- Сегодня мы поговорим с вами о семье. Семья – это родные люди, живущие рядом с Вами, в вашей квартире. Семья – это мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка, тетя,

Дядя, племянники. У каждой семьи есть фамилия. Назовите свою фамилию. (Ответы детей.)

Предложить объяснить происхождение фамилий, как раньше их давали людям.

- Скажите, как надо обращаться к взрослому человеку? (Называть по имени и отчеству.)

- Что же такое отчество? (Это имя папы, отца.) Когда вы вырастите, вас будут тоже называть по имени и отчеству.

- Ваня, как тебя будут называть? Почему? (Рассуждение детей, 2-3 чел.)

- Есть в доме любом семейный альбом,

Как в зеркале, мы отражаемся в нем.
Пускай, не всегда мы красивы,
Зато эти фото правдивы.
Хранится альбом в нашем доме,
И снимки хранятся в альбоме.
Их много – и старых и новых,
У нас у семейства………(фамилия семьи, чей альбом будут рассматривать.)

Показываю семейный альбом с фотографиями. У меня тоже есть семейный альбом,

- Где хранятся фотографии моей семьи. Рассматривание фотоальбома семьи Кутыревой Маши.

- Кто на фотографии изображен? (Мама, папа, брат и я.) Кто для тебя Даниила? (Брат.)

- Кем приходиться Маша маме и папе? (Дочь.) Кем приходиться мама и папа для Маши и Даниила? (Родители.) Маша, как называют тебя бабушка и дедушка? (Внучка.)

- Мама с папой кем будут друг для друга? (Муж и жена.) А дедушка с бабушкой? (Тоже муж и жена.) Кем доводятся мама с папой для дедушки и бабушки? (Дети, сын, дочь.)

- Кто в семье старший? (Дедушка и бабушка.)

- Кто в семье младший? (Внуки.)

Ребенок - по желанию читает стихотворение Я.Акима “Моя родня”.

Мама с папой - моя родня.
Нет роднее родни у меня.
И сестрёнка родня, и братишка,
И щенок лопоухий Тишка.
Я родных своих очень люблю.
Скоро всем подарки куплю.
Папе будет моторная лодка,
Маме – в кухню волшебная щётка.
Молоток настоящий – братишке,
Мяч – сестрёнке, конфета – Тишке.
А ещё есть друг у меня,
Друг Сережка мне тоже родня.
Я к нему прибегаю с утра,
Без него мне игра не игра.
Все секреты ему говорю,
Всё на свете ему подарю.

- А как вас дома называют ласково?

Дидактическая игра “Назови ласково”.

- Сын - сыночек – сынуля.

- Дочь – доченька – дочурка.

- Дети - детки – детишки.

- Мама – и т. д.

Физминутка с мячом “Парные слова”. Дети стоят в кругу, педагог в середине круга . Водящий бросает мяч ребенку и называет слово , ребенок возвращает мяч водящему и называет пару к названному слову. (Например: мама – папа, муж – жена, бабушка – дедушка, дети – родители, сестра – брат, тетя – дядя .)

- В каждой семье есть не только семейные фотографии ,но и много отдельных портретов, на которых изображены отдельные члены семьи , знакомые, друзья. (Показать фото.)

- Чем отличается семейная фотография от портрета? (На семейной фотографии сфотографированы несколько человек , а на портрете - один человек.)

- Семейные фотографии всегда берегут, их хранят в альбомах или вставляют в рамки.

(Показать рамки с фотографиями.) Я предлагаю вам оформить рамки для фотографий.

После окончания работы рассказать, кто сфотографирован в вашей рамке. (Рамки приготовлены заранее.)

Пальчиковая гимнастика “Бабушкины ладошки” (Выполняется перед началом работы.)

- Ладушки, ладушки, где были ? У бабушки! (Хлопают в ладоши.)

А у бабушки ладони все в морщинки собраны. (Показывают руки ладонями вверх.)

А у бабушки ладони добрые – предобрые. (Поглаживают ладони друг о друга.)

Все работали ладони долгими годами. (Постукивают кулачками о ладони.)

Пахнут добрые ладони щами с пирогами! (Подносят ладони к лицу принюхиваются.)

По кудрям тебя погладят добрые ладони (Имитируют поглаживание.)

И с любой печалью сладят теплые ладони. (Подносят к лицу, складывают ладошки. Дуют на них.)

Ладушки, ладушки, где были ? У бабушки ! (Хлопают в ладоши.)

Дети садятся за столы.

- А чем любят заниматься ваши родители, дедушки и бабушки? (Готовить, печь пироги, вязать, ловить рыбу, петь частушки, играть в шашки и т. д.).

- Наша мастерская начинает свою работу! (Дети украшают заранее изготовленные рамки для фотографий.)

- Настя, расскажи какая у тебя рамка и чем ты ее будешь украшать? А ты Витя?

По окончании работы вместе детьми оформляем выставку. Предлагаю 2-3 детям рассказать о своих родных.

Детский сад - это тоже семья, и сегодня хочется запечатлеть нас всех вместе. Я приглашаю фотографа, пусть он сделает фотографию на память.

Исполняется композиция “Стоп-кадр”: свободно танцуя, дети замирают в позе на паузу. Ребёнок-фотограф “делает снимок”. Ребенок читает стихотворение Валентина Берестова “ Семейная фотография” :

Чтобы заснять весь детский сад
Фотограф наставляет аппарат.
Смех на устах. Волнение в груди.
Молчок. Щелчок. И праздник позади.

- В народе говорят: “Семьёй и горох молотят” . А вы знаете пословицы и поговорки о семье?

Пословицы и поговорки ( по выбору, исходя из активности детей):

  • В своей семье - всяк сам большой.
  • В семье и каша гуще.
  • Согласие да лад - в семье клад.
  • Согласную семью горе не берет.
  • В семье согласно, так идет дело прекрасно.
  • Земля без воды мертва, человек без семьи - пустоват.
  • Когда нет семьи, так и дома нет.
  • Семья сильна, когда над ней крыша одна.
  • Семья в куче – не страшна туча.
  • Семья без детей, что цветок без запаха.
  • Семейный горшок всегда кипит.
  • В семье разлад, то и дому не рад.
  • Не будет добра, коли в семье вражда.
  • Намеки да попреки – семейные пороки.
  • Семья человеку первую путевку в жизнь даёт.
  • В хорошей семье хорошие дети растут.

- Недаром говорится в народе: “Не нужен и клад, коли в семье лад”, “Согласная семья - самая счастливая!”

- О счастливой семье у нас есть песня, давайте её споём. Исполняется песня “Моя семья” слова и музыка Е.Гомоновой.

Педагог читает стихи В.Орлова:

Мы желаем... Каждому дому – радости вдоволь.
Каждому дому - быть обойдённым обидой, бедою.
...Каждой семье - над крышей аиста.
Каждой семье – вдосталь радости,
Жизни - до ста, хлеба - досыта.