Пояснительная записка.
Начиная познавать окружающий мир, ребёнок может столкнуться с массой ситуаций, которые напрямую или косвенно несут в себе угрозу его здоровью и даже жизни. Поэтому основная задача взрослых – привить детям культуру безопасного поведения. Одна из сторон общей культуры безопасности – безопасное поведение с огнём или пожарная безопасность.
Необходима планомерная профилактическая работа с дошкольниками, проводимая в игровой форме, которая тесно переплетается с познавательным процессом.
Цель проекта: совершенствование знаний детей по правилам пожарной безопасности.
Предполагаемый результат проекта: у дошкольников сформированы навыки правильного обращения с огнём и огнеопасными предметами.
Реализация проекта.
№ |
Мероприятие |
Ожидаемый результат |
11 |
Памятка для родителей и детей: “Спички – это не игрушка” | Дети знают о предназначении спичек, об их опасности |
22 |
Беседа: “Профессия пожарный” | У детей воспитано чувство уважения к труду пожарных |
33 |
Чтение художественной литературы: С. Маршак “Рассказ о неизвестном герое” | Дети знакомы с литературными произведениями о пожарных |
44 |
Игры - упражнения: “Если в доме что-то загорелось”, “Чем тушить огонь” | Дети знают правила поведения во время пожара |
55 |
Изготовление атрибутов по ППБ “Пожарный щит” | Дети познакомились со средствами пожаротушения |
66 |
Сюжетно-ролевая игра: “Мы пожарные” | Дети используют правила пожарной безопасности в доме в игровой форме |
77 |
Демонстрация опытов с огнём: “Горит – не горит” | Дети способны определить горючие и негорючие предметы |
88 |
Выставка плакатов: “Советы огнетушителя” | Дети умеют создавать сюжетный рисунок по заданной теме |
99 |
Развлечение: “Пожарная дружина” | У детей сформированы знания по правилам противопожарной безопасности |
Сценарий ППБ
Цель: формировать интерес к профессии пожарного, закрепить представления детей о правилах пожарной безопасности.
Материал: картинки-предметы для пожаротушения, предметы для игры: “Горит - не горит”, знаки по ППБ, плакаты по ППБ, значки “Юные пожарные” по количеству детей, 2 гимнастические скамейки, канат, 2 ленты (пожарные рукава), 2 обруча, детские огнетушители, маска, “колобок”, “спичка”, мяч.
Ход игры
I ч. “Вступительное слово”.
Загадка:
Смел огонь, они смелее,
Он силён, они сильнее,
Их огнём не испугать.
Им к огню не привыкать! (пожарные).
Вед.: - Потушить костёр или даже загоревшееся полотенце на кухне может любой из нас. Но когда случается беда – настоящий пожар, кто поможет? Конечно же, пожарные.
Победит огонь коварный
Тот, кого зовут… (пожарный).
Вед.: - А вы помните, по какому телефону нужно звонить при пожаре?
Правильно, 01! (показать плакат).
Вед.: - Сегодня нам предстоит необычайная экскурсия. Мы отправимся в гости к пожарным.
Рабочий день пожарного – смена, начинается с 8.00 часов утра и заканчивается только на следующее утро, опять же в 8.00 часов.
Вед.: - Ну, что ж, готовы? Отправляемся!
II ч. “Развод” - совещание пожарных.
Группа детей выстраиваются в шеренгу.
Вед.: - Утро пожарной части начинается с “развода”, “развод” - это небольшое утреннее совещание пожарных.
Ребёнок 1 (начальник пожарной части): “Смена, сдать дежурство!”.
Ребёнок 2 (командир смены):
- “Отряд, смирно!” (идёт строевым шагом сдавать рапорт).
- Отряд “Пожарная дружина” построен. За время дежурства ничего не произошло. Всё оборудование в полном порядке.
Ребёнок 1: - “Дежурство принял. Отряду вольно!” (командир смены, ребёнок 2, возвращается).
Ребёнок 2: - “Отряду, вольно!”
III ч. “Учебный класс”.
Вед.: А теперь отправимся вместе с пожарными в учебный класс. В 9.00 весь боевой состав собирается в учебный класс. Чем больше знает пожарный – тем быстрее он сможет справиться с огнем.
(Дети – пожарные сидят на стульях).
1 Игра: “Помоги пожарному”.
Вед.: - Проведём наши занятия.
Задание: Соедините стрелочками пожарного с предметами, необходимыми для пожаротушения (картинки – предметы на доске).
2 Игра: “Горит – не горит”.
Следующее задание: На столе горючие и негорючие предметы. Выберите и назовите все предметы, которые уцелеют, если случиться пожар. Какие предметы сгорят?
3 Игра: “Пожарные знаки”.
Вед.:
- Есть дорожные знаки, но существуют и пожарные знаки.
- Что они обозначают? Где они встречаются? (взрослый показывает пожарные знаки, дети отвечают).
IV ч. “Спортивный зал”.
Вед.: Какими качествами должен обладать пожарный?
Ответы детей (взрослый дополняет):
- храбрый;
- выносливый;
- сильный;
- ловкий;
- дисциплинированный;
- внимательный;
- быстро принимать решения;
- уметь оказать медицинскую помощь;
- поддерживать своих товарищей.
Вед.: Всё правильно! А как вы думаете, что делают пожарные после того, как закончились занятия? Идут отдыхать и ждать, когда понадобиться их помощь.
Ребёнок.: Пожарные идут на тренировку.
Вед.: И мы вместе с пожарными пойдём на тренировку.
- Проведём “пожарные учения” в виде эстафет и конкурсов, в которых участвует вся команда или её представители.
Группа детей делится на 2 команды.
Вед.: Посоветуйтесь и назовите свою команду.
Команда: “Огонёк”.
Команда: “Искорка”.
1 этап: “Кто быстрее проползёт?”.
(скольжение по гимнастической скамейке на животе, подтягиваясь руками).
2 этап: “Перетягивание каната”.
(побеждает команда, перетянувшая на свою сторону соперника).
3 этап: “Скатай пожарный рукав”.
(По 1 ребёнку от команды. Аккуратно свернуть “пожарный рукав”).
4 этап: “Спасение пострадавших”.
(Бег парами в обруче. Добежать до пострадавшего и вернутся с ним в “безопасное место”).
5 этап: “Тушение пожара”.
(Бег с огнетушителем (ёмкость с водой) до “очага пожара”).
Итог соревнований – награждение значками “Юный пожарный”.
V ч. “Досуг”.
Вед.: Когда закончилась смена, можно и отдохнуть, пойти, например, в театр.
- Усаживайтесь поудобнее. Пока наши артисты готовятся, проведём игру: “Лови – бросай, сразу отвечай”.
(Дети сидят на стульях, им бросая мяч, задают вопросы).
Вопросы:
- Для чего пожарной машине нужна сирена? (чтобы все слышали и уступали дорогу).
- Почему пожарная машина красного цвета? (чтобы её можно было заметить на дорогах, цвет огня).
- Куда можно прятаться при пожаре? (никуда).
- Почему при пожаре нужно продвигаться к выходу ползком? (внизу дыма меньше).
Вед.:
- Молодцы! Вашему вниманию представляем инсценировку: “Колобок и спичка”.
Действующие лица:
- Колобок.
- Спичка.
Вед.:
Знают взрослые и дети
Жил да был на белом свете
В доброй сказке колобок,
Колобок – румяный бок.
Колобок:
Я – колобок, колобок,
Я румяный бок,
Я от бабушки ушёл,
Я от дедушки ушёл,
Я качусь куда хочу,
По дороженьке лечу!
Вед.:
По тропинке он катился
Очень, очень торопился.
Торопился мир узнать!
(на встречу выходит спичка, сталкивается с колобком).
Спичка:
Ты куда летишь стрелой?
На пожар? Пойдём со мной!
Колобок: Кто ты?
Спичка:
все зовут меня,
А без спичек нет огня.
Я зажечь умею газ,
Разожгу костёр для вас.
Без меня в поход пойдёшь
Чай душистый не найдешь.
Колобок:
Тороплюсь я мир узнать
(обходит спичку кругом, рассматривает её).
Буду я с тобой играть.
Буду спичку зажигать.
Спичка: (грозит пальцем).
Вспыхну – пальчик обожгу,
Вспыхну – что-то подожгу.
Загорится всё вокруг –
Помни это, юный друг!
VI ч. “Заключительное слово”.
Дети встают полукругом.
Слова: Для забавы и игры
Спички в руки не бери!
Песня: “Машина пожарная”.
Вед.:
- Вот закончилась наша интересная экскурсия в пожарную часть.
- Давайте пожелаем пожарным спокойной рабочей смены!
Гимн пожарных (отрывок).
Такая вот работа – вечный бой,
И наше место – на переднем крае.
Притом не открываем мы огонь,
Его, наоборот, мы закрываем.
Методическая литература.
- Арамина Н. “Ознакомление дошкольников с ППБ”. г. Москва; Издательство: “Скрипторий”, 2008 г.
- Белая К. “как обеспечить безопасность дошкольников” (пособие). М., “Просвещение”. 2001 г.
- Радзиевская Л. “Ты и огонь”. Издательство: “ОНИКС”, 2009 г.
- Раскраска детям по ППБ, администрация городского округа Рефтинский, 2013 г.
- Федорова Т. “Чтоб не ссориться с огнём”. г. К.-Ур., Свердл. обл., Издательство: “Калан”, 1997 г.