Модель урока по географии в 7-м классе «Сколько людей живет на Земле»

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (454 кБ)


Дидактическая цель: способствовать формированию системы знаний по теме как средства развития универсальных учебных действий в условиях реализации системно-деятельностного подхода в обучении.

Тип урока: “открытие” новых знаний.

Планируемые результаты:

Предметные –

  • знать переписи населения; численность населения Землии определяющие ее причины; рождаемость, смертность, естественный прирост;
  • уметь работать с картой: анализировать карты и графики, диаграммы изменения численности во времени с целью выявления тенденций темпов роста населения мира; решать практический задачи на вычисление естественного прироста; работать с контурной кртой.

Метапредметные:

  • Познавательные – уметь работать с текстом учебника стр.40-41, анализировать и структурировать полученную информацию, работать с диаграммами учебника и на экране, сравнивать страны по приросту населения, работать с контурной;
  • Коммуникативные – умение обмениваться устной и письменной информацией, умение ставить вопросы, работать индивидуально и в парах, умение организовать совместную деятельность с учителем и сверстниками;
  • Регулятивные – умение быстро включиться в работу, определять цель и задачи урока, оценивать свои действия и правильность выполнения поставленной учебной задачи;
  • Личностные – уметь ответственно выполнять поставленные задачи на уроке, ставить вопросы и аргументировать свою точку зрения, контролировать результат своей деятельности.

Методы обучения: исследовательский, частично-поисковый, проблемный.

Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная и групповая.

Средства обучения: УМК “Сферы” - учебник, атлас, контурная карта, мультимедиа.

Ход урока

Структурные компоненты урока Деятельность учителя Деятельность ученика Планируемые результаты № слайда
1.Оргмомент Концентрирует внимание школьников, настраивает на урок Настраиваются на урок, проверяют готовность рабочего места Умение быстро включиться в работу на уроке 1
2.Целеполагание и мотивация Знакомит с темой урока, предлагает проанализировать интересные факты и самостоятельно определить цель и задачи урока Анализируют интересные факты и рубрику “Вы узнаете” урока- предлагают свои варианты цели и задач урока Умение определять цели и задачи урока 2
3.Актуализация знаний и умений Задает вопрос: Как вы думаете, к чему может привести перенаселение мира? Выдвигают свои мнения по этому поводу Умение аргументировать свою точку зрения 3
4.Изучение нового материала 1.Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо сначала выяснить, как считают людей. Прочитайте текст на стр.40 учебника и ответьте на вопросы: Самый распространенный способ расчета численности населения? Когда и где впервые начались первые попытки сосчитать людей? С какого века начались регулярные переписи населения? В каких странах это происходило? С какого года начались переписи в России? Кто знает, а в каком году была последняя перепись в России?

2.Выяснив, каким образом считают людей, вспомнив интересные факты, можно сделать вывод, что численность населения с каждым годом растет. Проанализировать диаграмму роста численности населения за 2000 лет на стр.40 учебника и на слайде, выполнить задание “Мои географические исследования”.

Проанализируйте данные диаграмм атласа стр.16-17. Сколько сейчас численность населения? Какие страны лидируют по численности? Россия на каком месте по численности населения?

1.Читают текст учебника “Как считают людей”, анализируют его, отвечают на вопросы учителя, выдвигают свои предположения, как еще можно считать людей в течении каждого года.

 

 

 

 

2.Анализируют диаграмму учебника и диаграмму на слайде и отвечают на вопросы и задания рубрики “Мои географические исследования” - выявляют, что первый млрд. человек появился в 1804г. Затем скорость увеличения населения увеличивалась (123года, 30лет, 14лет, 13 лет, 12 лет). Последний 7млрд появился в г.Калининграде (РФ) 31 октября 2011г.. анализируют диаграммы атласа, отвечают на вопросы.

Умение быстро включиться в работу, работать с текстом учебника, работа с диаграммами, с тематическими картами атласа; умение работать индивидуально и в парах, организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками; аргументировать свою точку зрения; контролировать результат своей деятельности 4
3.Проанализируйте слайды, текст учебника и рисунок “геофокуса” на стр.41 Как вы думаете, что может повлиять на изменение численности людей? Учитель дает понятие “естественный прирост”, способы расчета естественного прироста. Предлагает посчитать естественный прирост (убыток) для города Вятские Поляны.

Какие факторы могут повлиять на рождаемость и смертность?

3.Анализируют текст учебника, слайдов; фиксируют новые понятия в тетради; отвечают на вопросы учителя, предлагают свои варианты ответов; решают задачу по теме; работают с текстом учебника “геофокус” и картой атласа - определяют страны на карте стр.16-17, 20-21.   5

6

7

8

9

5.Закрепление и первичное применение материала Предлагает ответить на вопросы по изученному материалу.

Предлагает выдвинуть свои идеи на поставленный в начале урока вопрос: К чему может привести перенаселение мира?

Выполняют задание в паре, отвечая на вопросы учебника.

Выдвигают свои варианты ответов на поставленный вопрос.

Умение работать в паре и совместно с учителем; давать аргументированные ответы на вопросы; оценивать свои действия и правильность выполнения поставленной задачи  
6.Проверка уровня достижений учащихся Организует проверку усвоения материала - результаты самостоятельной работы Производят взаимопроверку и корректировку по теме Умение правильно владеть терминологией; оценивать свои действия и правильность выполнения поставленной учебной задачи 10
7.Подведение итогов, рефлексия Предлагает ответить на вопрос: Как вы думаете, а в России естественная убыль или естественный прирост? Как можно изменить ситуацию в России? Что для этого делается? Какие меры предпринимает правительство, чтобы численность населения в стране увеличивалась? Выдвигают свои предположения, аргументируют свои ответы. Умение аргументировать свою точку зрения; умение сотрудничать с учителем и со сверстниками.  
8.Домашнее задание Предлагает домашнее задание: параграф 11, на контурной карте выполнить практическую работу Записывают домашнее задание Умение настроиться на следующий урок