Цели урока: ознакомить детей со свойствами полезных ископаемых, профессиями людей, добывающих полезные ископаемые; развивать логическое мышление, речь; воспитывать бережное отношение к природе; учить экономно использовать богатства нашей планеты.
Задачи:
- Дать представление учащимся о полезных ископаемых, расширить представления об использовании их, формировать умения определять полезные ископаемые по их основным признакам.
- Формировать готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- Развивать способности активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач, развитие операций мышления для решения проблемных ситуаций.
- Воспитывать бережное отношение к природе, уважение к труду людей, занятых в добыче полезных ископаемых.
Формы организации учебно-познавательной деятельности:
- фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.
Оборудование:
- учебник Плешкова "Окружающий мир” 3 класс 1 часть;
- коллекция полезных ископаемых:(5 контейнеров с полезными ископаемыми :гранита, известняка, каменного угля, торфа, железной руды, нефть) ; план описания полезного ископаемого;
- атлас- определительпо окружающему миру Плешакова А.А.
- рабочая тетрадь по окружающему миру для 3 класса Плешакова А.А.
- презентация в программе PowerPoint. Приложение 1.
Планируемые результаты: учащиеся систематизируют и углубляют знания о полезных ископаемых, учатся бережному отношению к богатствам природы.
Ход урока
1. Организационный момент: (дети сидят в группах: 5 групп по 6 человек)
- Посмотрите друг на друга, пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже всем вам желаю интересного урока.
Правила работы в группе.
Вспомним правила работы в группах:
В группе работая вежливы будьте. Другу помочь вы не позабудьте.
Не перебивайте друг друга.
Будьте открытыми для взаимодействия.
Уважайте мнение всех участников группы.
Заранее подготовленный ученик читает наизусть стихотворение:
3 клада у природы есть-
Вода, земля и воздух-
3 её основы.
Какая бы ни грянула беда-
ЦелЫ они-
Всё возродится снова.
2. Проверка домашнего задания.
- О каких же 3 кладах говорится в этом стихотворении?( воде, земле и воздухе)
- Расскажите, как человек использует воздух в экономике?
- Если вдруг исчезнет вода, что произойдёт?
- А что было бы невозможно без земли?
- Что является основой экономики? (природные богатства и труд людей)
Есть ещё такое выражение, как подземные богатства. Как вы это понимаете? Как можно по-другому назвать подземные богатства? (Полезные ископаемые). Я поставила между ними знак =. Почему?
3. Новая тема.
Сегодня мы поближе познакомимся с некоторыми полезными ископаемыми. У вас на столах в лоточке лежат полезные ископаемые. Вы должны будете по атласу определителю узнать название этих пород. Положить возле каждого карточку с его названием. (известняк, торф, железная руда, глина, гранит, каменный уголь)
Давайте проверим, как вы с этим справились.(Учитель показывает полезное ископаемое, а представители от каждой группы называют его).
Определите по плану, данному на листочке, свойства той породы, которая записана в вашей карточке.
План разбора полезного ископаемого по группам:
1 (группа) Гранит. 2.Цвет. 3.Свойства: •твёрдый-жидкий •прочный-хрупкий •прозрачный-непрозрачный •плотный-рыхлый •из чего состоит (по атласу-определителю с.11) •где применяется (используется): в строительстве, служит топливом; из него получают металл |
2 (группа) Известняк. 2.Цвет. 3.Свойства: •твёрдый-жидкий •прочный-хрупкий; •прозрачный-непрозрачный •плотный-рыхлый •из чего состоит (по атласу-определителю с.15) •где применяется (используется): в строительстве, служит топливом; из него получают металл (атлас-определитель с.15) |
3 (группа) Каменный уголь. 2.Цвет. 3.Свойства: •твёрдый-жидкий •прочный-хрупкий •прозрачный-непрозрачный •плотный-рыхлый •из чего состоит (по атласу-определителю с.13- с 3 абзаца) •где применяется (используется): в строительстве? служит топливом? Или из него получают металл? |
4 (группа) Торф. 2.Цвет. 3.Свойства: •твёрдый-жидкий •прочный-хрупкий; •прозрачный-непрозрачный •плотный-рыхлый •из чего состоит (по атласу-определителю с.13-первый абзац) •где применяется (используется): в строительстве?, служит топливом?; из него получают металл? |
5 (группа) Железная руда. 2.Цвет. 3.Свойства: •твёрдая-жидкая •прочная-хрупкая •притягивает магнит? •как ведёт себя магнитная стрелка рядом с этим ископаемым? •где применяется (используется): в строительстве?, служит топливом?; Или из неё получают металл? |
Записать в тетрадь на с.28 в таблицу 2 по плану. После этого один представитель от команды расскажет об этом ископаемом.
4. Физкультминутка:
Чтобы колокол нам сделать,
Вместе с нами джин трудился.
Мы сначала глину мнем,
Любую форму ей даем.
Круг гончарный покрутили -
Колокольчик получили.
Мы немного потанцуем,
Колокольчик разрисуем.
Раз, два, три, четыре, пять –
Мы садимся рисовать.
Показ презентации. Обратите внимание, где используют эти полезные ископаемые.На с. 29 в тетради запишите, где используют.
Сейчас мы посмотрим презентацию, как добывают эти полезные ископаемые и где их используют. А вы потом ответите, какие породы залегают у нас в Московской области.
_ Назовите , какие полезные ископаемые встречаются у нас в Подмосковье? Как нужно обращаться с дарами природы?
5. Закрепление.
Самостоятельная работа. (Взаимопроверка парами). Работа по тетради с.30. №4,№5
Работа у доски: Заполните таблицу - (один у закрытой доски). Затем проверка.
Название ископаемого | Применяют в строительстве | Делают металл | Используют как топливо |
гранит | |||
известняк | |||
нефть | |||
природный газ | |||
глина | |||
песок | |||
торф | |||
железная руда | |||
каменный уголь |
6. Рефлексия.
О каком богатстве нашего государства мы сегодня говорили на нашем уроке? (о полезных ископаемых) Как нужно относится к подземным богатствам? (бережно, они могут исчерпать себя) Какое из подземных богатств мы не можем увидеть? (Газ). Почему? (Он бесцветный и газообразный.) Какие полезные ископаемые обладают горючестью? Торф, газ, нефть, каменный уголь)
Используют в строительстве? (известняк, гранит, глина, песок).
Поднимите руки, кто для себя открыл что-то новое? Кому урок показался интересным? Что особенно понравилось? Спасибо за активную работу. На память о нём я дарю вам закладки с полезными ископаемыми.
7. Дом.задание.
Дома вы прочитаете ещё раз этот материал и по тетради выполните №6, 7.