Цель: развитие знаний учащихся об углеводородах как о наиболее простых по составу и строению органических соединениях, а также об алкинах как о самостоятельном классе веществ, гомологическом ряде, особенностях их электронного и пространственного строения, способах получения и физических свойствах.
Задачи урока:
Образовательные:
- Сформировать понятие об алкинах, основных способах получения алкинов из природного сырья (крекинг метана, карбидный способ, дегидрогалогенирование).
- Развививать навык составления формул изомеров и гомологов на примере алкинов, называть алкины по международной номенклатуре.
- Развивать понятие об электронной формуле молекулы, электронной формуле строения атома углерода в обычном, возбужденном и гибридном состоянии, образовании сигма и пи-связей; какие химические реакции будут характерны для алкинов (горения, присоединения, замещения).
- Сформировать представление о пространственном тетраэдрическом и плоском строении и соответствующем валентном угле молекулы, форме s-, p-облаков и sp3-, sp2 , sp - гибридных облаков.
- Развить умение счета количества ковалентных полярных и неполярных химических связей, сигма- и пи- связей.
Воспитательная:
- Развивать интерес к предмету
- Развивать взаимосвязь между предметами
- Развивать знания о применении химии в быту
Развивающая:
- Учить анализировать полученную информацию
- Развивать логическое мышление путем сравнения, обобщения, систематизации
- Учить выделять причинно-следственные связи
Продолжительность: 45 минут.
Класс: 10 класс
Авторский медиапродукт: Презентация PowerPoint Алферова М. В. “Алкины”.
Тип урока: Урок изучения нового материала
Метод обучения: Наглядно-действенный
Средства обучения: ТСО (компьютер)
Авторские комментарии:
- Презентация предназначена для использования в качестве наглядного материала при изучении темы “Алкины” на уроках химии в 10 классе.
- Презентация содержит опорные схемы, способствующие быстрому запоминанию учащимися учебного материала;
- Презентация содержит анимацию “Образование молекулы ацетилена”, что позволяет наглядно представить строение молекулы ацетилена;
- В презентации использован видеофрагмент с опытом “Карбидный(лабораторный) способ получения ацетилена”;
- Презентация интерактивна, дает возможность фронтальной работы с классом.
Методическое обеспечение:
- Воловик В.Б., Крутецкая Е.Д. Органическая химия: упражнения и задачи. СПб, 2005. – 128 с.
- Габриелян О.С. Настольная книга учителя. Химия. 10 класс. М.: Дрофа, 2003
- Габриелян О.С. Химия. Базовый уровень. 10 класс. М.: Дрофа, 2014. – 223 с.
- Маркина И.В. Современный урок химии. Ярославль. Академия развития, 2008.
Планируемые результаты урока | ||||
Предметные Знать определение алкинов, способы их получения, физические свойства. Понимать особенность пространственного строения алкинов. Выводить гомологи, изомеры алкинов. |
Метапредметные Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить и оценивать степень понимания учебного материала Уметь вести конспект урока. |
Личностные Овладение навыками сотрудничества со взрослыми людьми |
||
Основные понятия: алкины, линейное, плоское и тетраэдрическое строение, пи и сигма связь, sp, sp2 – sp3 гибридизация, ковалентная полярная и неполярная связи, дегидрогалогенирование, карбидный способ получения ацетилена. | ||||
Ресурсы урока: презентация, учебник (О.С.Габриелян. Химия. Базовый уровень. 10 класс. М.: Дрофа, 2014. – 223 с.), задачник (В.Б.Воловик, Е.Д. Крутецкая. Органическая химия: упражнения и задачи. СПб, 2005. – 128 с.); шаростержневые модели, раздаточный материал | ||||
Основные этапы урока I. Организационный этап II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся III. Актуализация знаний IV. Первичное усвоение новых знаний, первичная проверка понимания, первичное закрепление V. Задание на самоподготовку VI. Подведение итогов занятия |
Время 1 мин 3 мин 15 мин 20 мин 3 мин 3 мин |
|||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся | |||
I. Организационный этап – 1 мин | ||||
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся – 2 мин | ||||
Сегодня на уроке мы продолжаем
изучать тему “Углеводороды”, начнём
характеризовать класс – алкины. По каким
параметрам будем характеризовать данный класс? Слайд 1 Определение. Изомеры. Гомологи. Строение. Получение. Свойства. Применение. Сегодня мы разберем: “Определение. Изомеры. Гомологи. Строение. Получение”. Что вы должны должны понять, чему научиться на уроке? |
Слушают. Вспоминают. Отвечают
Формулируют задачи урока |
|||
III. Актуализация знаний – 15 мин | ||||
Что вам уже известно? Что можете
предположить? Алкины – непредельные углеводороды, молекулы которых содержат одну двойную связь и соответствуют общей формуле CnH2n-2 (слайд 2) |
Пытаются дать определение. Записывают в тетрадь определение | |||
IV. Первичное усвоение новых знаний, первичная проверка понимания, первичное закрепление - 20 мин | ||||
Выведите формулы первых членов
гомологического ряда алкинов. Попробуйте
назвать их. (слайд 2) Слайд 3 С изомерией алкинов познакомимся на примере вещества с формулой C5H8, составьте все возможные изомеры, удовлетворяющие этой формуле. |
Вспоминают понятие “гомологи”,
составляют формулы и пытаются дать названия. Составляют в тетради формулы изомеров C5H8. Проверяют правильность выполнения задания. |
|||
Какие виды изомерии характерны
для алкинов? Слайд 4 |
Отвечают на вопрос: структурная изомерия углеродного скелета, положения тройной связи и межклассовая. | |||
Учитель объясняет по слайду,
закрепляет понятия . Слайд 5 |
Воспринимают информацию, участвуют в обсуждении. | |||
Учитель объясняет по слайду,
закрепляет понятие гибридизация Гибридизация – это смешивание и выравнивание электронных облаков по форме и энергии. Типы гибридизаций. Sp-гибридизация. Линейное строение. Слайд 6 |
Воспринимают информацию, участвуют в обсуждении. | |||
Учитель предлагает посмотреть
видеофрагмент о строении алкинов Слайд 7 Учитель предлагает выписать основные сведения о строении алкинов. По мере обсуждения строения учитель обращает внимание на то, что связь стала короче между атомами углерода, в отличие от алкенов и алканов. Слайд 8 |
Смотрят видеофрагмент
Записывают в тетрадь, сверяют с тем, что написано на доске. |
|||
Учитель предлагает
познакомиться с физическими свойствами алкинов
самостоятельно, используя материал учебника §6 и
пособие для 10-11 классов. Слайд 9 |
Читают параграф 6 учебника и пособие (тема “Алкины”, стр.38), выписывают в тетрадь необходимые сведения о физических свойствах алкинов. | |||
Учитель предлагает
познакомиться с физическими свойствами алкинов
самостоятельно, используя материал задачника
№5-10. После учитель комментирует каждое уравнение реакции, обращает внимание на те способы, которые используют в промышленности и лаборатории. Карбидный способ демонстрирует с помощью видео. |
Разбирают упражнение №5-10,
выписывают в тетрадь уравнения реакций. Смотрят видеофрагмент. |
|||
V. Сампо – 3 мин | ||||
Параграф 6, учить теорию. Задачник: 5-2, 5-4, 5-11 |
Слушают, записывают | |||
VI. Подведение итогов – 3 мин | ||||
“Закончи фразу”:
|
Отвечают |