Цель: Расширить представления детей о дожде и ветре как природных явлениях.
Задачи:
- Познакомить учащихся с причинами возникновения дождя и ветра.
- Учить работать в парах и в группах.
- Воспитывать бережное отношение к природе и своему здоровью.
Ход урока
1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ. (5-7мин)
- Ребята, вспомните, о чём мы говорили на прошлом уроке? Тот, кто на прошлом уроке все хорошо понял и запомнил, сегодня может быть зачислен в отряд космических путешественников, астронавтов. Давайте проверим, кто же это?
- Возьмите свои маршрутные листы, на них от Земли до Луны 10 кружков, как и на доске. Вооружитесь зелёным и красным карандашами. Если моё высказывание будет правильным, истинным, то вы закрасите кружок зеленым цветом, а если высказывание будет ложным, то закрасите кружок красным светом. Готовы?
Проверяем каждое предложение - один ребенок ставит правильный кружок на доске, обосновывая свой ответ). Кто ни разу не ошибся, “долетел” до Луны, выходит к доске. Можете ли вы, ребята, ещё поделится своими знаниями о Луне? (Дети дают дополнительные ответы).
Игра “Запусти ракету”.
2. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. (2-3 мин)
- Ребята, а теперь, чтобы вернутся на землю, нам надо угадать всего две загадки:
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет.
И никуда я не иду,
Покуда он идёт.
(Дождь)Летит без крыльев и поёт,
Прохожих задирает.
Одним проходу не дает,
Других он подгоняет.
(Ветер)
- Кто догадался, о чем сегодня будем говорить на уроке? Такие знакомые явления – дождь и ветер, а что вы о них знаете? (ответы детей).
3. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА
- Мы говорили, что на Луне нет морей, рек, озер. Там вообще нет воды. Нет на Луне и воздуха, а значит, там не бывает ветреной погоды. На Земле же эти явления происходят постоянно, и вы наблюдаете их. Почему же на Земле идет дождь и дует ветер? Зачем они нужны? Постараемся сегодня ответить на эти вопросы.
- Какой бывает дождь? Вспомните. (Ответы детей). Откройте учебник, стр. 36. Задание 1. (2 мин.)
- Попробуйте объяснить, почему идет дождь? Давайте с вами объединимся в группы. Вспомним правила работы в группе:
1. В группе должен быть ответственный.
2. Один говорит, другие слушают.
3. Если не понял, переспроси.
4. Все работают на общий результат.
5. Своё несогласие высказывай вежливо.
(Ответы детей). (2 мин)
Давайте обратимся к книге Марты Гумилевской “Почему так бывает?”. Вывод: Так почему же идет дождь? (ответы)
- Рассмотрите рисунок на стр.37 в середине. Почему растения и животные так радуются дождю? (Ответы детей). Дождь дает необходимое количество влаги для растений, растения нужны всему живому для питания и тепла. -
Физминутка. (2 мин)
- Мы с вами узнали, почему идет дождь и зачем он нужен. Теперь надо разобраться, почему дует ветер. Поможет нам в этом фильм. Фильм “Работа ветра в природе”.(2 мин)
- Что же такое ветер? (Движение, поток воздуха). Ветер постоянно находится в движении из-за того, что он по-разному нагрет. Теплый воздух, более легкий поднимается вверх, а холодный, более тяжелый, стелется понизу, занимая освободившееся место. Это можно увидеть даже у нас в классе.
- Опыт с шариком или со свечой.(2 мин)
Вывод: Теплый воздух постоянно поднимается ввысь, а холодный занимает его место. Это движение происходит постоянно, поэтому на земле постоянно дуют ветры. Но ветры бывают разные.
- О каких ветрах говорилось в фильме?
Бывают легкие, освежающие, а бывают штормы, ураганы, тайфуны, смерчи, которые приносят много бед и разрушений. А что может защитить людей от разрушительных ветров? Только лес. Чем богаче лес, тем меньше ураганов, а чем лес моложе или реже, тем меньше он защищает нас от ураганных ветров.
Вывод: берегите лес!
- Нужен ли ветер живущим на земле? Что вы поняли из фильма. (Ответы).
Вывод: ветры переносят семена многих растений, помогают работать мельницам, плыть парусникам. А ещё ветер летом приносит прохладу, очищает воздух от пыли, гари и копоти, которую выбрасывают в воздух заводы и машины. Представляете, чем бы мы дышали, если бы вся эта грязь висела над головой?!
- Может ли человек создать искусственный ветер? Как? Какой прибор создает искусственный ветер? (Вентилятор.) А зачем?
- А что такое “сквозняк”? Когда мы слышим это слово? (Когда открыты окна и двери). Чем опасен сквозняк? (При сильном сквозняке тело человека быстро охлаждается и может начаться простуда, поэтому при проветривании помещения не следует одновременно открывать и окна и двери.
- Работа по учебнику (стр. 37, задание 3). Заслушиваем 3-4 предложения.
- Работа по тетради (стр. 24, задание 2). Что на этих рисунках художник изобразил неправильно? (ответы детей).
- Попробуйте нарисовать свои подобные рисунки и предложить своему соседу по парте найти ошибки. (3 мин)
4. РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Подведём итог нашему разговору.
- Почему идет дождь?
- Что такое ветер?
- Почему он дует?
- Прочитаем слова Черепахи на стр. 37.
Нужны ли дождь и ветер природе и человеку?
Разгадывание кроссвордов в рабочей тетради на стр.23-24.
Задание на самопроверку: соедини линией и подходящие по смыслу слова.
ВЕТЕР
- Ураган, ливень, свежий, косохлёст, тайфун, ситничек, грибной
ДОЖДЬ
- Сверка с модульным ответом.
- Сегодня наши смайлики превратились в капельки: веселый, радостный смайлик – в желтую капельку; спокойный – в зеленую, а печальный, грустный смайлик – в красную. Какой смайлик больше подходит вашему настроению после урока, такую капельку вы и прикрепите на нашу тучку.
Спасибо за урок!