Цели:
- знать типы склонений, условия выбора правильного написания падежных окончаний имён существительных, синтаксическую роль в предложении;
- уметь распознавать существительные на основе общего значения, морфологических признаков, синтаксической роли.
Оборудование: плакат “Имя существительное”, карточки с буквами, кроссворды на листах, презентация “Имя существительное”, презентация “Летние виды спорта”, карточки для цифрового диктанта.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. Орг.момент.
II. Сообщение темы и целей урока.
III. Актуализация опорных знаний.
Беседа по вопросам.
- Назовите общее грамматическое значение имени существительного.
- На какие группы по значению делятся имена существительные?
- На какие вопросы отвечают имена существительные?
- Какие имена существительные отвечают на вопрос что?(кто?)
- Перечислите морфологические признаки существительного.
- Что вы знаете о роде имени существительного?
- Какова синтаксическая роль существительных в предложении?
IV. Работа над изученным материалом.
1. Цифровой диктант.
1- им.сущ. 2- другая часть речи
(хоккеист, бассейн, спортивный, силач, бегать, волейбольный, плавать, кататься, мяч, бегун, здоровый)
- Какая тема объединяет эти слова?
- А зачем люди занимаются спортом?
2. Словарно-орфографическая работа. (2 чел. работают по инд. карт)
Учёные вы…снили, что самый п…лезный вид спорта – это сп...ртивная г…мнастика. Даже (пол) часа физической активности в день пом…гает и…бежать различных болезней. Энергичная х…дьба, те…ис, ба…кетбол, фу…бол и плавание улучшают здоровье человека.
- Какие ещё виды спорта вы знаете?
3. Просмотр презентации “Летние виды спорта”.
4.Определение рода и склонения имён существительных в предложении . (Энергичная ходьба, теннис, баскетбол, футбол и плавание улучшают здоровье человека.)
5. Игра “Ассоциации (Физ.минутка)
(Учитель бросает мяч и называет слово, а ученик придумывает ассоциацию и передаёт мяч однокласснику)
Например: футболист – мяч, нападающий, ворота.
(хоккеист, пловец, теннисист, баскетболист)
6. Рассказ учителя.
Ещё великие мыслители древности Платон, Аристотель и Сократ отмечали влияние движений на организм человека.
Они до глубокой старости занимались гимнастикой.
Передовые люди России XVIII века говорили о необходимости движения для сохранения здоровья и призывали к оздоровлению населения. Первым поднял голос в защиту здоровья русского народа М.В. Ломоносов.
7. Составление предложения из слов.
(Максим, греблей, и, Горький, на, увлекался, любил, коньках, кататься, плаванием)
- Определите число и падеж им.сущ., выполните морфологический разбор слова плаванием.
8. Сообщение уч-ся на тему “Здоровый образ жизни Л.Н. Толстого”.
Свой день Толстой делил на четыре части, называя их “мои четыре упряжки”. Первые три приходились на утреннее время, а день Толстого
начинался рано, не позднее 5 часов утра. Первую часть дня он посвящал физическим упражнениям и зарядке. Его зарядка больше напоминала тренировку спортсмена и продолжалась не менее часа. В музее до сих пор хранятся гантели, с которыми он совершал утренние упражнения.
Толстой освоил все основные виды спорта. Причём в каждом из них преуспел. Он был замечательным спортсменом: отлично плавал, блестяще ездил верхом. В круг его интересов входили велоспорт, гимнастика и, конечно, шахматы. Могучая сила не убывала в нём до последних дней. Толстой считал, что верховая езда поддерживала его здоровье и снимала напряжение умственных занятий. Чуть позже можно было видеть Льва Николаевича, едущего на велосипеде.
Велосипед был подарен Толстому, когда ему уже было 67 лет.
9. Разгадывание кроссвордов по теме “Имя существительное”.
(Ребята разгадывают в парах кроссворды, которые составили дома)
10. Просмотр презентации “Имя существительное”.
V. Подведение итога урока. Выставление оценок.
VI. Д/з. (Составить текст-рассуждение из 5-7 предложений на тему “Каким видом спорта я занимаюсь и почему”.)