Профессиональный взгляд на происходящее в окружающем мире обуславливает развитие важнейшей составляющей взрослого человека – личностный рост. Практически невозможно для всех нас мыслить профессиональными категориями «только на работе», ежедневная оценка реалий, имеющих место в жизни, «включает» профессиональные навыки, что дает новые идеи.
Ситуация. Солнечный летний день, счастье отпуска. Семьей находимся на отдыхе на пляже на большой реке, где спуск на воду представлен в виде небольшого песочного пляжа. Безопасность купающихся, как обычно, обеспечена лишь буйками (примерно в 30м от берега) и парой щитов, призывающих к осторожности: течение, даже в небольшом отдалении от берега, довольно ощутимое. Неподалеку от буйков, но еще в «зоне безопасности», на крупном надувном матраце шумно играют дети лет 7-10 – две девочки и мальчик. Привычная забава: девочки взбираются на матрац, с криками и смехом прыгают в воду, а мальчик, находясь в воде, держит матрац, сопротивляясь течению. По поведению понятно, – все трое уверенно чувствуют себя на воде, поэтому, наверное, взрослых рядом не видно. И в общем-то, никто на берегу не обратил внимания, что крики оттуда внезапно стали резкими и испуганными. Вижу, что матрац переворачивается и накрывает в воде мальчика и одну из девочек, а вторая, только что спрыгнувшая, отплывает и кричит. Мальчик, выплыв и довольно активно действуя, пытается запрыгнуть на пустой матрац, который опять и опять переворачивается и накрывает его с девочкой, которая уже больше барахтается, чем плывет. Кричу им, чтобы бросали матрац и плыли к берегу, поскольку с берега видно, как их относит течением, и какими неловкими становятся их движения – мышечная усталость, затрудненность дыхания.
Итак, рассуждаем: дети не представляли себе, какие возможны события при сочетании свойств течения воды, крупногабаритного предмета наполненного воздухом и отсутствия опоры, от которой можно было бы сильно оттолкнуться. А неуверенность, которая возникает всегда в неконтролируемых событиях на воде, добавила паники. Нужно было третьей девочке подплыть и придержать матрац с другой стороны, согласовав одновременность действия с мальчиком, удерживающим матрац против течения.
Идея: хорошая ориентация детей на воде в ситуациях с предметами, различающимися по свойствам, а также способность быстро и правильно реагировать на события с учетом свойств воды и согласовывать их с другими людьми. Да этому всему можно научить детей во время ИГР и ЭСТАФЕТ с разными предметами!
Реализация идеи
Известная игра используется в разных видах физкультуры как командообразующая, воспитывающая дух соревнования, когда ребенок должен быстро и умело применить все спортивные навыки, придерживаясь при этом правил, т.е. осознавая происходящее и помня о взаимодействии с другими детьми. Эстафета хороша тем, что в ней могут участвовать как хорошо подготовленные дети, так и те, кто слабоват в подготовке, – здесь сильные, создавая дух соревнования, компенсируют и «ведут» за собой остальных. Это создает «особую атмосферу», поскольку вызывает интерес и желание быть быстрее и сильнее, что в свою очередь экранирует психологически сдерживающий фактор – боязнь воды. Увлеченный ребенок не боится ничего, «решения» приходят сами собой!
Эстафета с мячом
Две команды стоят в двух-трех шагах одна от другой. Дистанция между игроками в колоннах — один шаг, положение ног — шире плеч. У стоящих впереди (капитанов) в руках мяч. По сигналу капитан наклоняется и передает мяч над головой (2 вариант - игры мяч между ног) стоящему сзади, тот передает дальше. Последний, получив мяч, бежит с ним в начало колонны, и игра возобновляется. Побеждает команда, капитан которой первым встанет во главе команды.
Эстафета с кругом
Первый участник ложиться сверху на круг и выполняя движения руками брассом или кролем, ноги кролем плывет к противоположному бортику и обратно. Передает круг следующему участнику.
Игра с доской «Пройди под мостом»
Дети стоят на дне бассейна друг за другом, на
поверхности воды плавает пенопластовая доска
(или несколько).
Играющие должны пройти по длине бассейна,
подныривая под досками. Задевший доску получает
штрафное очко. Выигрывают те, кто набрал
наименьшее количество штрафных очков.
Правила: если участник во время выполнения
упражнения сдвинет доску в сторону – он должен
её поправить
«Конкурс капитанов»
Метание мячей в обруч на расстоянии 2-3 метров. Засчитывается только точное попадание.
В заключение отмечу, что в той истории на реке, матрац, уплывший по течению, и расстроенные лица детей, вышедших на берег, – это не сильно большая потеря. Очень надеюсь, что мои тренерские игровые задумки помогут развить у детей навык быстро ориентироваться в изменяющихся ситуациях на воде, помня, что в команде нужно не только правильно действовать самому, но и учитывать качества лиц и предметов.