Программное содержание:
- Уточнить и расширять представление детей о лесе, закреплять знания о деревьях, животных, ягодах, грибах.
- Дать понятие о лекарственных растениях (мать-и-мачеха, подорожник).
- Прививать детям элементарные навыки бережного отношения к природе;
- Развивать познавательный интерес к природе,
- Развивать речь, мышление, память, внимание,
- Воспитывать любовь, проявлять заботу и внимание ко всему живому.
Предшествующая работа:
- Беседы о лесе, его обитателях: дикие животные, деревья, ягоды, грибы.
- Беседа о правилах поведения в лесу;
- Дидактические игры, чтение художественной литературы по теме лес.
- Рисование и лепка грибов, цветов, насекомых, деревьев.
Материалы и оборудование:
- Спортивный инвентарь для полосы препятствия: скакалки, обручи, дощечки, костюм Старичка-Лесовичка, шапки медведя и зайца для подвижных игр, полевые травы.
Ведущий:
Подарило лето
Лес зеленый детям
В чаще землянику
На буграх – клубнику.
Небо голубое
Утром луг с росою,
Подарило трели
Птичьи карусели
Добрую подружку
Речку – хохотушку
С пляжем золотистым
С солнышком лучистым.
- Ребята, я предлагаю сегодня отправиться в путешествие в лес. Вы согласны?
Под музыку “Вместе весело шагать” дети друг за другом идут за ведущей.
- Вот мы и подходим к лесу....
(разминка)
Вот высокая сосна руки вверх
К солнцу тянется она
Над поляной дуб старинный руки в стороны
Ветви в стороны раскинул
Он на ветках среди леса
Щедро желуди развесил.
А внизу грибы растут, наклоны вперед
Их так много нынче тут.
Не ленись и не стесняйся,
За грибами накланяйся!
Вот лягушка поскакала Прыжки на месте
Здесь воды ей видно мало.
И квакушка бодро скачет
Прямо к пруду, не иначе.
Ну а мы пройдем немножко Ходьба на месте
Поднимаем выше ноги
Походили, порезвились
И на травку опустились.
Полоса препятствий.
- Пройти по мостику через речку
- Перепрыгнуть лесные ручейки.
- Переправа через болото по “болотным кочкам”
- Перешагивание бревен
- Ходьба по канату через ров.
Ведущая:
- Ребята, смотрите, какая красивая полянка. Давайте отдохнем после долгой и трудной дороги.
(дети садятся на лавочки)
Ведущий:
Что за зверь, какая птица
Все открой, не утаи
Ведь ты знаешь - мы свои.
- Послушайте, кто это поет? Чей это голос?
Слушание пения кукушки.
Слушание голосов птиц. (аудиозапись)
Ведущая:
- Как же хорошо в лесу! Но у леса есть свои правила поведения, давайте вспомним их:
- Не ломать ветви;
- Не рвать цветы;
- Не разводить костер;
- Не оставлять мусор после себя;
- Не обижать птиц и насекомых;
- Нельзя шуметь, чтобы не напугать животных;
Ведущая:
Вот мы только что послушали с вами голоса птиц, но я хочу открыть вам небольшой секрет: птицы по утрам как и люди делают птичью зарядку. Давайте вместе с птицами все вместе сделаем птичью зарядку!
Птичья зарядка (на ауди диске)
На полянке появляется Старичок-есовичок.
Ведущая:
- Ой, кто вы?
Старичок-Лесовичок :
- Кто я? Лесной старик
Называюсь Лесовик
Этот лес я сторожу,
За порядком здесь слежу.
Ведущая: - Здравствуй, Старичок-Лесовичок !
Старичок-Лесовичок:- Здравствуйте, детишки!
Зачем в лес пожаловали?
Ведущая и дети: - Мы, дедушка, в лес пришли погулять, грибов, ягод пособирать!
Старичок-Лесовичок: - Знаю я, как вы гуляете, отдыхаете. Муравейники разоряете, цветы топчите, птиц и зверей пугаете! Не пущу я вас в лес!
Ведущая: - С-Л! Наши дети лес любят и будут вести себя хорошо!
Старичок-Лесовичок: - А я сейчас проверю, как они знают лес, и что в лесу растет !
- Говорите за грибами, за ягодами пришли, отгадаете мои загадки про ягоды, грибы, тогда, может быть, пущу вас в лес!
Загадки:
Я в красной шапочке расту,
Среди корней осиновых
Меня узнаешь за версту,
Зовусь я .... (подосиновик)Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожка,
Шляпка есть – нет головы. (Гриб)Возле леса на опушке.
Украшая темный бор,
Вырос пестрый, как петрушка
Ядовитый.......(мухомор)Стоял на крепкой ножке
Теперь лежит в лукошке( Бел .гриб)На припеке у пеньков,
Много этих стебельков,
Каждый тонкий стебелек
Держит алый огонек
Разгибаем стебельки
Собираем огоньки (Земляника)Сколько бус рассыпано,
По лесной опушке,
Девочки – подружки соберут
Их в кружки.
Трудятся, стараются,
Девочки проворные,
Потому что вкусные,
Эти бусы черные (Черника)
Старичок-Лесовичок:
- Молодцы, ребята, все загадки мои отгадали!
Ведущая: - Дедушка, а мы еще и песню знаем про ягоду – малинку! Хочешь послушать?
Старичок-Лесовичок: - Песни я люблю! С удовольствием послушаю!
Песня “По малину в сад пойдем...”
Старичок-Лесовичок : - Хорошая песенка! Ну коли вы мои загадки отгадали, покажу вам, где растет много ягод и грибов. Только вот медведь там рядом живет, вы сильно не шумите, а если его увидите, на лавочку скорее бегите !
Подвижная игра “У медведя во бору”.
Старичок-Лесовичок:
Ловкие вы ,ребятишки, от медведя убежали. А хотите я вам зайчика покажу?
Проводится музыкальная хороводная игра “Мы на луг ходили”.
Затем проводится подвижная игра
“По лесной лужайке разбежались зайки......”
(Появляется плачущая бабочка)
Старичок-Лесовичок: - Ой, слышите, кто-то плачет?
Бабочка – красавица, что в лесу случилось? Скажи, какое горе с тобой приключилось?
Бабочка:
- Мальчик злой меня поймал,
Крылышко мое помял.
Не могу теперь летать
Как же мне не горевать?
Старичок-Лесовичок: - Где же этот хулиган ?
Бабочка:
- Он лежит на поляне, под деревом, музыку слушает .
Старичок-Лесовичок подходит к мальчику (всюду на полянке разбросан мусор, бумага, валяется сорванная трава разных видов: подорожник, мать-и-мачеха, мышиный горошек и другие.... (хорошо, если вы на кануне развлечения сходите в поле и нарвете немного этой травы), гроздья рябины, мелкие веточки....
- Подойди сюда, Егор,
Серьёзный будет разговор!
Много бед ты натворил,
Муравейник разгромил!
Поломал в лесу кусты,
На поляне рвал цветы
Бабочке крыло помял,
А ведь ты уже не мал.
Мы не пустим тебя в лес,
Уходи из этих мест!
Старичок-Лесовичок обращает внимание детей на беспорядок на лесной полянке, на сорванные травы и ягоды:
Это не просто трава, это лекарственные растения: вот это подорожник (поднимает и показывает детям, дает потрогать). Он растет на обочине тропинок и дорог, поэтому и название такое получил подорожник. А сила его в том, что помогает людям и животным раны обеззараживать и кровь останавливать.
А этот листочек - мать-и-мачеха. Тоже лекарственное растение. Когда вы простудились и стали кашлять, сухие листики нужно заварить кипятком, настоять и потом этот настой пить в течение дня. Вы, наверно, хотели бы знать, почему это растение получило такое название? А вот почему: нижняя часть листа покрыта густыми белыми волосками. Если погладишь её рукой, ощущаешь мягкость и тепло. Словно приласкала тебя ласковая матушка. А верхняя часть листа гладкая, холодная. Словно прикосновение суровой мачехи (дети рассматривают листок, трогают его и прислоняют к щечке, чтобы ощутить тепло и холод).
Ягодами рябины питаются многие птицы и животные. Если мы все будем рвать, что же будут есть наши лесные друзья, чем они будут лечиться?
Таких хулиганов надо гнать из леса! Уходи, Егор!
Все дети: УХОДИ !
Мальчик: - Ой, простите меня, я не буду больше природу губить!
Ведущая: - Старичок-Лесовичок, нужно Егора научить правилам поведения в лесу, правда, ребята?
Дети читают стихи
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все, и я, и ты,
Если мы сорвем цветы –
Опустеют все поляны,
И не будет красоты.Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни !Не обижай ни птахи, ни сверчка,
Не покупай для бабочки сочка!
Люби цветы, леса, простор полей,
Все, что зовется Родиной твоей!
Мальчик: - Я обещаю, что буду природу любить и беречь!
Ведущая: - Тогда, Егор, помоги нашим ребятам навести здесь порядок.
Ребята, давайте весь мусор соберем в мусорный мешок!
(Дети убирают мусор под звучание песни “Мы хотим, чтоб птицы пели”..
Старичок-Лесовичок: - Ну, молодцы, ребятишки, порадовали старика ! А за такие добрые дела примите от меня угощение! (раздает угощение - конфеты из лесных ягод).
Ну а ты, Бабочка красавица, приложи к крылышку листочек подорожника, и крылышко твое заживет!
Ведущая: - Спасибо Старичок-Лесовичок, хорошо у тебя в лесу, но нам пора возвращаться в сад!
До свидания!
Старичок-Лесовичок: До свидания, детишки! До новых встреч!