Построение пространства пейзажа

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (16 МБ)


Форма проведения – урок-исследование с элементами творческой деятельности. Работа в группах.

Цели и задачи:

  • Создание условий для исследования правил построения пейзажа по картинам художников.
  • Формирование у учащихся знаний и навыков практической деятельности в изображении пейзажа с использованием правил линейной и воздушной перспективы.
  • Развитие внимательности, аналитического мышления, сотрудничества.
  • Развитие воображения, образного мышления, пространственного представления, способности к художественному творчеству.
  • Воспитание чувства красоты к окружающей природе и бережного отношения к ней.

Личностные результаты:

  • формирование коммутативной компетенции со сверстниками в группе, с учителем.
  • развитие ассоциативно-образного мышления

Метапредметные результаты:

  • формирование и развитие мотивации и интереса к познавательной деятельности
  • умение соотносить свою деятельность с планируемым результатом
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи
  • умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Работать индивидуально и в группе

Предметные результаты:

  • развитие индивидуальных творческих способностей
  • формирование устойчивого интереса к творческой деятельности
  • знать понятие пейзаж, историю его развития
  • знать правила линейной и воздушной перспективы
  • приобрести практические навыки в выполнении пейзажа

Используемые компетенции:

  • компетенция устной коммуникации
  • деятельная компетенция
  • информационная компетенция (работа с визуальной информацией)

Используемые технологии:

  • проникающая информационная технология
  • технология сотрудничества
  • исследовательский метод

Оборудование:

  • Для учителя: мультимедийный проектор,
  • Для учеников: лист А4, угольный карандаш, макбуки с репродукциями картин, лист с вопросами, репродукции картин с пейзажами ( И.Шишкина, И.Левитана, Е.Волкова В. Поленова, К. Крыжицкого и.др.)

I. План урока:

  1. Мотивация. Актуализация субъективного опыта учащихся: знания о пейзаже.
  2. Постановка целей и задач урока
  3. Беседа учителя об истории развития жанра пейзажа, с показом презентации
  4. Работа с картиной.
  5. Постановка исследовательской задачи. Работа в группах по 6-5 человек.
  6. Выводы каждой группы. Подведение итогов исследования.
  7. Постановка творческой задачи.
  8. Самостоятельная деятельность учащихся.
  9. Подведение итогов. Выставка работ
  10. Рефлексия своей работы на уроке.

“Одно художник в сердце носит:
на глаз проверенным мазком
Пейзаж плашмя на землю бросить
и так оставить. А потом
Все взвесить, высчитать, измерить,
почти узнав, почти поверив,
в конце опять в безверье впасть.
И так все дни. И с риском равным
быть узнанным, взглянуть в окно.
Весь мир принять вдруг за подрамник,
в котором люди – полотно.
И дать такую волю кисти,
так передать следы земли,
чтоб в полотне живые листья
Шумели, падали, цвели.”
Николай Майоров

II. Актуализация опорных знаний.

Учитель: Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок? А что такое пейзаж?

Ответы детей: Пейзаж-это жанр изобразительного искусства.

ПЕЙЗАЖ (произошло от франц. paysage - страна, местность) – жанр изобразительного искусства а, в котором основным предметом изображения является природа.

III. История развития пейзажа в мировом искусстве.

Элементы пейзажа встречались в наскальной живописи первобытного человека,

В росписях гробниц египетских фараонов, в в росписях Кносского дворца.

Долгое время пейзаж оставался в роли подчиненного по отношению к другим жанрам.

Как самостоятельный жанр пейзаж возник в 6 веке в средневековом Китае.

В эпоху Возрождения пейзаж был зачастую фоном к портрету или тематической картине.

В Европе, главным героем пейзаж становится – у голландских художников в 17 веке

Учитель: Название жанра распространяется на изображение естественной или преобразованной человеком природы, окружающей среды, характерных ландшафтов, видов гор, рек, лесов, полей, городов, исторических памятников, всего богатства и разнообразия растительности.

Какие пейзажи бывают?

В зависимости от характера пейзажного мотива, можно выделить сельский, городской, индустриальный пейзаж, морской.

Пейзаж может носить исторический, героический, фантастический, лирический и эпический характер.

А в каких видах изобразительного искусства существует пейзаж?

Ответы детей: Пейзаж может быть в графике и живописи.

Учитель: назовите основные элементы пейзажа.

Дети:

В пейзаж входят некоторые основные элементы:

  • земная поверхность
  • растительность
  • постройки

Учитель

Картина пейзаж также может включать:

  • водоёмы (озера, моря, реки)
  • фауну
  • людей
  • свет
  • облака, дождь.

IV. Работа с картиной

Давайте рассмотрим картину с пейзажем.(рассматриваем картину Левитана “Тихая обитель”)

Ответьте на вопросы:

- Какое время года изображено?

- Что особенно понравилось в этом изображении?

- Какие эмоции вы испытываете, глядя на нее?

- Как вы назвали бы эту картину?

Какая главная задача художника?.Передать свое эмоциональное переживание.

Как вы думаете, удалось ли художнику передать свои чувства в картине?

Помимо этого необходимо знать законы построения пейзажа.

V. Постановка исследовательской задачи. Понятие перспективы.

Законы линейной и воздушной перспективы.

Правила построения пейзажа сегодня сформулируете вы сами.

Для чего у каждой группы на макбуках даны картины с пейзажами и лист с вопросами.

Вам следует внимательно изучить эти картины и ответить на вопросы.

Вопросы:

1. Как изменяются предметы по высоте при удалении от наблюдателя?

2 Что происходит с горизонтальными параллельными линиями, уходящими вдаль?

3. Как изменяются очертания ближних и дальних предметов

4. Как изменяются темные и светлые предметы при удалении?

5. Как меняется тень на предметах ближнего и дальнего плана?

6 Что такое линейная перспектива?

7 Что такое воздушная перспектива?

VI. Подведение итогов исследования.

Ответы на поставленные вопросы.

VII. Постановка художественной задачи.

Нарисовать графический рисунок сельского пейзажа

VIII. Творческая работа.

IX. Подведение итогов.

X. Рефлексия.

Оцените свою работу на уроке, подняв карточку со смайликом.

Просматривая работы школьников, еще раз убеждаемся в правильности слов:

“...природа не нема. Наоборот, она многоречива и многому научит своего созерцателя, если человек попадается вдумчивый и толковый” (Эразм Роттердамский).

Внимательный зритель, рассматривая произведения живописи, увидит в них работу сердца и ума художника, выражение его творческой позиции.