Обучающие задачи:
- упражнять в счёте в пределах 20 в прямом и обратном порядке;
- закрепить знания о последовательности дней недели, времён года;
- закрепить умение сравнивать 2 рядом стоящих числа, используя знаки больше, меньше, равно;
- закрепить умение давать характеристику двузначным числам;
- закрепить представления детей о геометрических фигурах? Умения различать геометрические фигуры, умения сравнивать их по свойствам (по цвету, форме и величине).
Развивающие задачи:
- создать условия для логического мышления, сообразительности, внимания;
- способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи:
- воспитывать самостоятельность. Умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;
- воспитывать интерес к математическим занятиям.
Методические приёмы:
- Успокаивающие упражнения перед занятием.
- Игровой (использование сюрпризных моментов).
- Наглядный (использование иллюстраций).
- Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей, поощрение, анализ занятия).
Оборудование: магнитная доска, цифры, знаки.
Демонстрационный материал: «письмо», картонная машина, рисунок замка с геометрическими фигурами, иллюстрация двери.
Раздаточный материал: набор цифр на каждого ребёнка, карточки с заданиями на сравнение чисел, листки в клетку на каждого ребёнка, картонные дома по номерам, лист А4, сундучок с конфетами.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент (собрать детей на ковре)
Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать? (Ответ) У нас сегодня не обычный день – мы отправляемся в путешествие в одну замечательную страну. Хотите узнать, куда мы отправляемся? Отгадайте загадку.
Она – царица всех наук,
Без неё мы – как без рук,
Научит думать и решать,
И много действий совершать. (Математика)
В.: И так, ребята, вы правы! Мы с вами отправляемся путешествовать по волшебной стране под названием «Математика». Путь наш не прост, но интересен. Для начала мы сделаем разминку и поиграем. Встаньте, пожалуйста, в круг. Игра называется «Не зевай, быстро на вопросы отвечай!» – Я буду бросать мяч, и задавать вопрос, а вы возвращаете и говорите ответ. Все поняли?
– Сколько дней в неделе?
– Какой сегодня день недели?
– Какой день недели был вчера?
– Какой день недели будет завтра?
– Какой день недели перед средой?
– Какой день недели после четверга?
– Назови все дни недели по порядку.
– Сколько месяцев в году?
– Какое время года идёт за весной?
– Сколько месяцев в году?
– Какое сейчас время года?
– Назови весенние месяцы.
– Сколько всего времён года?
– Какие части суток ты знаешь? Назови.
– Какая часть сейчас? И т. д
В.: Молодцы. Собрались все дети в круг, я твой друг и ты мой друг. Крепко за руки возьмёмся, и друг другу улыбнёмся. Подарите друг другу улыбку. Ведь в путешествие нужно отправляться в хорошем настроении. А теперь посмотрите на наших гостей , подарите улыбку им. Отлично!
2. Основная часть
В: Ребята, а на чём же можно
отправиться в путешествие? (поезд, самолёт и т.д).
А вот сейчас узнаем, на чём мы отправимся в наше
путешествие. Давайте сядем на свои места и
вспомним наше правило: «За столом сиди спокойно и
веди себя…(достойно). Стол не кровать и на нём
нельзя… (лежать). Возьмите карандаш и соедините
все цифры, написанные на листе по порядку, и мы
узнаем, на чём будем путешествовать.
(Дети выполняют задание, я проверяю, хвалю)
В.: Так на чём мы будем путешествовать?
(Ответ детей)
Сейчас возьмите карточки, на которых нарисованы
кружочки. Это будут ваши билеты и чтобы занять
место в маршрутном такси, найдите карточку с
цифрой, соответствующей количеству точек.
Присядьте на свои места, и мы отправимся в путь, а
чтоб не было скучно в дороге, поиграем. Игра
называется «Четвёртый лишний»
– Понедельник, среда, пятница, осень. (Осень) –
Почему? (ответ детей)
– Четверг, весна, зима, лето. (Лето) Почему?
– Август, вечер, ночь, утро. (Август) Почему?
– Декабрь, январь, февраль, март. (Март) Почему?
– Ну, вот мы и приехали. (Воспитатель берёт
письмо) Что это? (Ответы детей)
«Дорогие ребята, в нашем математическом
королевстве случилась беда. Злой волшебник
заколдовал всех жителей королевства – все числа
перепутались в числовом ряду, а геометрические
фигуры забыли свои имена. Я целый год наблюдала
за тем, как вы интересно играли на занятиях по
математике, только вы можете снять колдовские
чары, выполнив все задания.
Королева Математики».
В: Ребята, поможем жителям
математического королевства? (Ответ детей)
– И вот наше первое испытание. Мы не сможем
попасть на территорию, злой волшебник повесил
огромный замок на воротах королевства. Чтобы его
открыть, нам нужно разгадать один секрет –
догадаться какая из фигур лишняя.
В: Ребята, какие геометрические фигуры вы видите на замке?
Есть ли здесь одинаковые фигуры? Сравните их, и
скажите, чем они похожи, что есть общее?
(Сравнение по форме, цвету, величине)
– Чем фигуры отличаются? Как вы считаете, какая
фигура лишняя? (Круг – не имеет углов)
В: Молодцы, замок открыт, мы можем зайти в математическое королевство, и нас ждёт новое испытание. Злой волшебник заколдовал все числа, и они забыли свои места и перепутались. В королевстве были два волшебных мостика через речку, посмотрите, что с ними произошло. Нам нужно собрать мостики, но быть очень внимательными. На каждой дощечке написана цифра и вам необходимо положить дощечки по порядку, от меньшего числа к большему (по возрастающей). Разделимся на две команды. Первая команда (называю детей) будет выкладывать дощечки от 1 до 10, вторая (называю детей) от 11 до 20
(Дети работают командами. Проверяю работу, хвалю детей, прошу нескольких детей посчитать дощечки; прямой и обратный счёт, ответить на ряд вопросов).
– На что похожи мостики в королевстве
Математики? (Ответ детей)
– Какое число вы поставили между числами 6 и 8, 4 и
6, 7 и 9, 10 и 12, 13 и 15.
– Назовите соседей числа 6, 11, 5, 17, 8 и т.д.
– Назови число, которое на 1 больше, чем число 8.
10,5.15…(Ответ детей)
В: Молодцы, вы отлично справились с
заданием. Теперь каждое число заняло своё нужное
место в числовом ряду – мостике. Но на этом наши
испытания не заканчиваются.
– Садимся на свои места и выполняем следующее
задание. Математические знаки просят помощи.
Знаки забыли, зачем они нужны? Поможем им? (Ответ
детей)
Как они называются? (нужны, чтобы сравнивать
числа, а называются знаки – больше, меньше,
равно). У вас на столах карточки, вам нужно
сравнить числа и поставить в клеточках нужный
знак.
В: Отлично. Математические знаки вспомнили своё предназначение – сравнивать и показывать, какое число больше, какое меньше и сообщать о равенстве. Они заняли свои места и тоже благодарят вас за помощь. А чтоб продолжать работу дальше, мы должны отдохнуть. Вставайте из за столов и подходите ко мне. Нас ждёт физкультминутка!
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернитесь,
Пола ручками коснитесь.
Сели – встали, сели – встали
И на месте поскакали.
В: Отправляемся дальше. Нас встречает
ещё одно препятствие. Что это за знак нас
встречает? (Показываю знак вопроса) Что он
обозначает? (Он означает, что пора решать задачи)
Мы с вами оказались на улице математических
задач, но и здесь злой волшебник постарался и
заколдовал все задачи. Вот посмотрите на эту
картинку –схему: что на ней изображено? (Яблоки)
– Сколько их? (4), Можно составить задачу по этой
схеме?
– Саша, составь нам задачу. (Девочка составляет
задачу)
– Дети, получилась задача или нет? (Ответ детей)
– Запишем решение задачи (4 – 1 = 3)
– Аня, что означает число 4?
– Даниил, что означает число 1?
– Наташа, а число 3? – Дима, почему выбрали знак минус?
В: А сейчас сядем за столы, возьмём карточки составим и решим задачи.
В.: Молодцы. Королева математики во всём любит порядок. Вот и дома на улицах математического королевства располагались по порядку. На одной стороне были дома с чётными номерами, на другой нечётные. Но злой волшебник и здесь навёл путаницу. Вам нужно навести порядок на улице математического королевства. (Дети работают в команде)
В.: Молодцы. И с этим заданием вы
справились. Давайте дадим характеристику
названным числам: 5-7-10-11-15-4-18-20. (Дети отвечают)
В: Отлично. Вы не подвели Королеву
математики, и в благодарность за помощь она
передала вот такой сундучок. Заглянем в него?
(Ответ детей)
Посмотрите, – это сладкие гостинцы. (Раздаю
угощение)