Занятие в подготовительной группе "Путешествие в королевство Математики"

Разделы: Работа с дошкольниками


Обучающие задачи:

  • упражнять в счёте в пределах 20 в прямом и обратном порядке;
  • закрепить знания о последовательности дней недели, времён года;
  • закрепить умение сравнивать 2 рядом стоящих числа, используя знаки больше, меньше, равно;
  • закрепить умение давать характеристику двузначным числам;
  • закрепить представления детей о геометрических фигурах? Умения различать геометрические фигуры, умения сравнивать их по свойствам (по цвету, форме и величине).

Развивающие задачи:

  • создать условия для логического мышления, сообразительности, внимания;
  • способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать самостоятельность. Умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;
  • воспитывать интерес к математическим занятиям.

Методические приёмы:

  • Успокаивающие упражнения перед занятием.
  • Игровой (использование сюрпризных моментов).
  • Наглядный (использование иллюстраций).
  • Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей, поощрение, анализ занятия).

Оборудование: магнитная доска, цифры, знаки.

Демонстрационный материал: «письмо», картонная машина, рисунок замка с геометрическими фигурами, иллюстрация двери.

Раздаточный материал: набор цифр на каждого ребёнка, карточки с заданиями на сравнение чисел, листки в клетку на каждого ребёнка, картонные дома по номерам, лист А4, сундучок с конфетами.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент (собрать детей на ковре)

Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать? (Ответ) У нас сегодня не обычный день – мы отправляемся в путешествие в одну замечательную страну. Хотите узнать, куда мы отправляемся? Отгадайте загадку.

Она – царица всех наук,
Без неё мы – как без рук,
Научит думать и решать,
И много действий совершать. (Математика)

В.: И так, ребята, вы правы! Мы с вами отправляемся путешествовать по волшебной стране под названием «Математика». Путь наш не прост, но интересен. Для начала мы сделаем разминку и поиграем. Встаньте, пожалуйста, в круг. Игра называется «Не зевай, быстро на вопросы отвечай!» – Я буду бросать мяч, и задавать вопрос, а вы возвращаете и говорите ответ. Все поняли?

– Сколько дней в неделе?
– Какой сегодня день недели?
– Какой день недели был вчера?
– Какой день недели будет завтра?
– Какой день недели перед средой?
– Какой день недели после четверга?
– Назови все дни недели по порядку.
– Сколько месяцев в году?
– Какое время года идёт за весной?
– Сколько месяцев в году?
– Какое сейчас время года?
– Назови весенние месяцы.
– Сколько всего времён года?
– Какие части суток ты знаешь? Назови.
– Какая часть сейчас? И т. д

В.: Молодцы. Собрались все дети в круг, я твой друг и ты мой друг. Крепко за руки возьмёмся, и друг другу улыбнёмся. Подарите друг другу улыбку. Ведь в путешествие нужно отправляться в хорошем настроении. А теперь посмотрите на наших гостей , подарите улыбку им. Отлично!

2. Основная часть

В: Ребята, а на чём же можно отправиться в путешествие? (поезд, самолёт и т.д). А вот сейчас узнаем, на чём мы отправимся в наше путешествие. Давайте сядем на свои места и вспомним наше правило: «За столом сиди спокойно и веди себя…(достойно). Стол не кровать и на нём нельзя… (лежать). Возьмите карандаш и соедините все цифры, написанные на листе по порядку, и мы узнаем, на чём будем путешествовать.
(Дети выполняют задание, я проверяю, хвалю)

В.: Так на чём мы будем путешествовать? (Ответ детей)
Сейчас возьмите карточки, на которых нарисованы кружочки. Это будут ваши билеты и чтобы занять место в маршрутном такси, найдите карточку с цифрой, соответствующей количеству точек. Присядьте на свои места, и мы отправимся в путь, а чтоб не было скучно в дороге, поиграем. Игра называется «Четвёртый лишний»

– Понедельник, среда, пятница, осень. (Осень) – Почему? (ответ детей)
– Четверг, весна, зима, лето. (Лето) Почему?
– Август, вечер, ночь, утро. (Август) Почему?
– Декабрь, январь, февраль, март. (Март) Почему?
– Ну, вот мы и приехали. (Воспитатель берёт письмо) Что это? (Ответы детей)
«Дорогие ребята, в нашем математическом королевстве случилась беда. Злой волшебник заколдовал всех жителей королевства – все числа перепутались в числовом ряду, а геометрические фигуры забыли свои имена. Я целый год наблюдала за тем, как вы интересно играли на занятиях по математике, только вы можете снять колдовские чары, выполнив все задания.

Королева Математики».

В: Ребята, поможем жителям математического королевства? (Ответ детей)
– И вот наше первое испытание. Мы не сможем попасть на территорию, злой волшебник повесил огромный замок на воротах королевства. Чтобы его открыть, нам нужно разгадать один секрет – догадаться какая из фигур лишняя.

В: Ребята, какие геометрические фигуры вы видите на замке?

Есть ли здесь одинаковые фигуры? Сравните их, и скажите, чем они похожи, что есть общее? (Сравнение по форме, цвету, величине)
– Чем фигуры отличаются? Как вы считаете, какая фигура лишняя? (Круг – не имеет углов)

В: Молодцы, замок открыт, мы можем зайти в математическое королевство, и нас ждёт новое испытание. Злой волшебник заколдовал все числа, и они забыли свои места и перепутались. В королевстве были два волшебных мостика через речку, посмотрите, что с ними произошло. Нам нужно собрать мостики, но быть очень внимательными. На каждой дощечке написана цифра и вам необходимо положить дощечки по порядку, от меньшего числа к большему (по возрастающей). Разделимся на две команды. Первая команда (называю детей) будет выкладывать дощечки от 1 до 10, вторая (называю детей) от 11 до 20

(Дети работают командами. Проверяю работу, хвалю детей, прошу нескольких детей посчитать дощечки; прямой и обратный счёт, ответить на ряд вопросов).

– На что похожи мостики в королевстве Математики? (Ответ детей)
– Какое число вы поставили между числами 6 и 8, 4 и 6, 7 и 9, 10 и 12, 13 и 15.
– Назовите соседей числа 6, 11, 5, 17, 8 и т.д.
– Назови число, которое на 1 больше, чем число 8. 10,5.15…(Ответ детей)

В: Молодцы, вы отлично справились с заданием. Теперь каждое число заняло своё нужное место в числовом ряду – мостике. Но на этом наши испытания не заканчиваются.
– Садимся на свои места и выполняем следующее задание. Математические знаки просят помощи. Знаки забыли, зачем они нужны? Поможем им? (Ответ детей)
Как они называются? (нужны, чтобы сравнивать числа, а называются знаки – больше, меньше, равно). У вас на столах карточки, вам нужно сравнить числа и поставить в клеточках нужный знак.

В: Отлично. Математические знаки вспомнили своё предназначение – сравнивать и показывать, какое число больше, какое меньше и сообщать о равенстве. Они заняли свои места и тоже благодарят вас за помощь. А чтоб продолжать работу дальше, мы должны отдохнуть. Вставайте из за столов и подходите ко мне. Нас ждёт физкультминутка!

Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернитесь,
Пола ручками коснитесь.
Сели – встали, сели – встали
И на месте поскакали.

В: Отправляемся дальше. Нас встречает ещё одно препятствие. Что это за знак нас встречает? (Показываю знак вопроса) Что он обозначает? (Он означает, что пора решать задачи) Мы с вами оказались на улице математических задач, но и здесь злой волшебник постарался и заколдовал все задачи. Вот посмотрите на эту картинку –схему: что на ней изображено? (Яблоки)
– Сколько их? (4), Можно составить задачу по этой схеме?
– Саша, составь нам задачу. (Девочка составляет задачу)
– Дети, получилась задача или нет? (Ответ детей)
– Запишем решение задачи (4 – 1 = 3)
– Аня, что означает число 4?
– Даниил, что означает число 1?

– Наташа, а число 3? – Дима, почему выбрали знак минус?

В: А сейчас сядем за столы, возьмём карточки составим и решим задачи.

В.: Молодцы. Королева математики во всём любит порядок. Вот и дома на улицах математического королевства располагались по порядку. На одной стороне были дома с чётными номерами, на другой нечётные. Но злой волшебник и здесь навёл путаницу. Вам нужно навести порядок на улице математического королевства. (Дети работают в команде)

В.: Молодцы. И с этим заданием вы справились. Давайте дадим характеристику названным числам: 5-7-10-11-15-4-18-20. (Дети отвечают)
В: Отлично. Вы не подвели Королеву математики, и в благодарность за помощь она передала вот такой сундучок. Заглянем в него? (Ответ детей)
Посмотрите, – это сладкие гостинцы. (Раздаю угощение)