В 2011 году наша школа стала «пилотной» площадкой в районе для реализации ФГОС на ступени 5-9 классов. В ООП школы формой промежуточной аттестации по итогам 5, 7, 9 классов был определен проект. Поэтому необходимо было организовать работу по проектной деятельности для педагогов, обучающихся и их родителей. Начали мы с разработки и принятия Положения об итоговом индивидуальном проекте, который определил следующие ведущие моменты:
- Обязательность проекта
- Индивидуальность его выполнения
- Круг педагогов, которые могут быть руководителями проекта;
- И направленность: предметную, метапредметную, межпредметную.
Кроме того в Положении были прописаны цели и задачи, этапы работы над проектом и временные рамки, а также типы проектов. Для выхода на защиту проект должен включать собственно проектный продукт, пояснительную записку, отзыв руководителя. Защита проекта может быть организована как на уроке, так и на классном часе. Для оценивания проекта была разработана таблица, представленная на слайде.
Основными участниками проектной деятельности являются ученик и учитель-предметник, но к этой работе привлекаются классные руководители и родители учащихся.
В Положении об итоговом индивидуальном проекте определена деятельность всех названных выше участников. Для руководителя проекта – это
- Определение тем проектов и круга проектантов
- Индивидуальная работа с учеником
- Оценивание и написание рецензии
- Организация защиты
У классного руководителя другой функционал:
- Контроль за выбором тем учащимися класса
- Контроль работы над проектом
- Помощь в подготовке защиты
- Заполнение информации в классном журнале
Для самого ученика работа над проектом состоит из нескольких взаимосвязанных этапов:
- Выбор предмета и темы проекта
- Планирование работы и организация работы по плану
- Защита проекта.
Для успешной организации проектной деятельности необходимо было работать со всеми ее участниками, потому что не только учащиеся, но и большая часть педагогов опыта подобной деятельности не имели.
Далее я хочу рассказать о том, как мы работали с каждой группой участников проектной деятельности. Прежде всего надо было обучить педагогов. И первым шагом стал семинар «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности», который соединял в себе теоретическую и практическую часть. В теоретической части мы знакомили учителей с Положением об ИИП, с особенностями взаимодействия учителя и ученика в проектной работе. Практическая часть заключалась в обсуждении алгоритма работы над проектом, обмена опытом в определении тем, знакомством с памяткой учителю-руководителю проекта (Приложение 1). В первый год сложностей было достаточно много, мы неоднократно собирались на совещания, работали в режиме консультирования. Анализируя опыт первого года, мы определили главные затруднения, с которыми столкнулись педагоги:
- Определить тематику проектов, т.к. не все УМК включают данный момент;
- Организовать работу в условиях большой учебной нагрузки;
- Выявилась проблема слабого владения технологией организации проектной деятельности;
- Затруднения были в оценивании, рецензировании.
Поэтому в 2013-2014 году мы организовали работу педагогов в режиме педагогической лаборатории «Основы организации проектной деятельности». Суть этой работы сводилась к следующему: были созданы три группы со своей определенной задачей. Первая группа под руководством школьного психолога знакомилась с методикой М.Р.Битяновой о ведущих потребностях в деятельности, типах личности и, исходя из этого, педагоги учились подбирать темы проектов, их виды и формы презентации. Вторая группа работала под руководством заместителя по информационным технологиям и цель этой деятельности заключалась в знакомстве с многообразием способов сбора информации для проекта: анкетирование, опрос, подбор и изучение различной литературы, собеседование, интервью и другое. В третьей группе мы учились создавать проект в самых различных вариантах: макет, буклет, плакат, презентация. Данная деятельность была организована таким образом, чтобы каждый учитель поработал поочередно во всех трех группах и мог с уверенностью руководить деятельностью школьников.
Кроме всего уже представленного, в конце учебного года мы обязательно проводим круглый стол с выступлениями учителей-руководителей проектной деятельности, что позволяет обмениваться опытом, решать в едином ключе возникающие проблемы.
Учащиеся 5-х классов в большинстве своем сталкиваются с проектной деятельностью впервые. Поэтому для них ведутся элективные спецкурсы: «Учимся решать проблему» (основы проектного мышления, ведет психолог школы), «Готовимся создавать проект» (практическая подготовка к проектной деятельности, ведет учитель информатики). В этом учебном году мы предложили пятиклассникам ярмарку проектов в формате маршрутной игры «Выбери проект». Команды учащихся переходили по станциям-учебным предметам, где знакомились с темами проектов, примерами проектных продуктов, получали памятки для будущей работы. Анализируя опыт первого года работы, мы выявили круг трудностей, которые испытывает ученик в ходе этой деятельности:
- Выбор предмета и темы проекта;
- Организация системной работы, выполнение рекомендаций педагога, соблюдение сроков проекта;
- Проблемы на защите, неготовность отвечать на вопросы.
Для решения этой проблемы мы организуем классные часы, на которые приглашаем выступить учеников на класс старше, кто уже «поварился» в проектной деятельности, с интересными выступлениями, где не просто представлен проектный продукт, но и сложности, с которыми встретился ученик, и способы их преодоления.
Следующая большая аудитория в нашей работе – это родители. С одной стороны, они меньше всего касаются этой деятельности, да никто и не собирается взваливать эту работу на их плечи. С другой стороны, всегда есть те, кто переживает за своего ребенка, готов помочь морально, материально, интеллектуально. Поэтому уже третий год у нас в школе действует следующая практика: в сентября (октябре) мы проводим родительское собрание учащихся 5-6 классов. Классные руководители или учителя-предметники в компактной и красочной форме рассказывают о работах прошлогодних 5-классников. Это наш своеобразный отчет о работе. А родителей нынешних 5-х мы информируем, ориентируем, просто стараемся показать, что ничего сложного в этой работе нет.
По итогам 2012-2013 учебного года самыми популярными предметами для проектной деятельности стали:
- История, обществознание
- Технология (технический труд)
- Иностранный язык.
Формы проектных работ, которые выбрали
учащиеся, представлены в информации на слайде.
Следующий слайд представляет оценивание.
Анализируя итоги проектной деятельности в 2013-2014
учебном году, мы увидели более разнообразную
картину:
- Количество предметов, выбранных для проектной деятельности, увеличилось, проекты были выполнены по физкультуре, ИЗО;
- Дополнились и формы проектных работ: наряду с традиционной презентацией появились буклеты, альбомы, мастер-классы, сценки с участием класса;
- Более высокими оказались и оценки за выполненные проекты.
Таким образом, системная работа с педагогами, учащимися и их родителями позволила организовать эффективную деятельность по формированию навыков проектной деятельности для школьников.