Как заслужить и не потерять доверие

Разделы: Внеклассная работа


Цель: продолжить формирование нравственных ценностей.

Задачи:

  • познакомить воспитанников с понятием «доверие»;
  • развивать умение оценивать поведение окружающих и собственные поступки;
  • создать условия для осознания воспитанниками необходимости доверительных отношений;
  • развивать мышление, речь, внимание, творческие способности.

Оборудование: таблички с человеческими качествами, листы бумаги, ручки, жетоны двух цветов.

Подготовительная работа: изготовление цветных ладошек.

План занятия:

1. Организационный момент. Упражнение «Цветные приветики»
2. Сообщение темы и цели занятия. Чтение и обсуждение басни Л.Н. Толстого «Лгун»
3. Основная часть

  • Словарная работа
  • Упражнение «Выбери качество»
  • Групповая работа
  • Решение проблемных ситуаций
  • Упражнение «Займи позицию»

4. Итог занятия

ХОД ЗАНЯТИЯ

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Примечание

1. Организационный момент

Цель:

  • организовать рабочее пространство;
  • создать благоприятный эмоциональный настрой.
– Добрый день, ребята. Я рада приветствовать вас на нашем занятии.

Упражнение «Цветные приветики»

Наше занятие мы начнем с того, что поздороваемся. Но поздороваемся мы не совсем обычно. На столах у вас лежат ладошки серого и оранжевого цвета. Если у вас хорошее настроение, вы поздороваетесь со мной оранжевой ладошкой. Если настроение не очень хорошее, плохое, то вы поздороваетесь со мной ладошкой серого цвета.
Но здороваться мы будем по-разному. Когда я скажу: «Здравствуйте!» – все мальчики крикнут: «Салют!» – и помашут мне рукой. Давайте попробуем. Здравствуйте!
Девочки, вам я предлагаю поздороваться по-французски, вот так: «Бонжур!» – и послать мне воздушный поцелуй. Итак, репетируем. Здравствуйте!
Уважаемые взрослые, вас прошу поздороваться по-восточному. Для этого ладони нужно сложить перед грудью, сделать маленький поклон и сказать: «Салам алейкум!» Здравствуйте!
Теперь поздороваемся все вместе, но каждый по-своему. Мальчишки – «Салют!», девочки – «Бонжур!», взрослые – «Салам алейкум!», Итак,… Здравст-вуй-те!
– Сегодня большинство из вас пришло на занятие с хорошим настроением. Даже те, у кого оно было не очень хорошим, улыбнулись, когда здоровались со мной. Значит, их настроение тоже улучшилось.

 

 

Выбирают ладошку нужного цвета

 

Приветствуют мальчики.

Приветствуют девочки.

Приветствуют взрослые.

 

Приветствуют все вместе

 

На столе у каждого ребенка лежат ладошки двух цветов: серый и оранжевый.

2. Сообщение темы и цели занятия

Цель: создать условия для формулировки  темы и цели занятия.

– Ребята, я хочу рассказать вам историю об одном пастушке.
Мальчик стерег овец и, будто увидал волка, стал звать:
– Помогите, волк! Волк!
Мужики прибежали и видят: неправда. Как сделал он так и два и три раза, случилось – и вправду набежал волк. Мальчик стал кричать:
– Сюда, сюда скорей, волк!
Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает, – не послушали его. Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал все стадо.
– Так пастушок лишился всех своих овец, потому что он потерял что?
Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить на занятии?
– Тема нашего занятия «Как заслужить и не потерять доверие».
 

Дети слушают басню и отвечают на вопросы.

 

 

Доверие
О доверии

Рассказываю басню Л.Н. Толстого «Лгун»

 

 

 

Тема вывешивается на доске

3. Основная часть

Цель:

  • познакомить воспитанников с понятием «доверие»;
  • развивать умение оценивать поведение окружающих и собственные поступки;
  • создать условия для осознания воспитанниками необходимости доверительных отношений;
  • развивать мышление, речь, внимание.
– Ребята, а как вы думаете, что такое «доверие»? Доверие – это когда …что?
/я могу дать ручку кому-то из вас, и вы мне ее вернете/
Доверие – отношение на вере. Доверять, значит верить в людей. Доверяя, мы рассчитываем на людей, верим, что не подведут и выполнят свои обещания.
– Скажите, а какому человеку вы можете доверять? Каким он должен быть?

Упражнение «Выбери качество»

У меня на столе разложены каточки с человеческими качествами. На доске две таблички: «я доверяю» и «я не доверяю». Сейчас вы по очереди будете подходить, брать карточку и помещать её в таблицу, в соответствии с вашим мнением.
– Каким же людям мы доверяем?
Доверие оказывают человеку, на которого можно положиться и быть уверенным, что он не подведет.
Ребята, я предлагаю вам разделиться на две группы.

Групповая работа

– Сейчас я буду читать вам рассказ о двух друзьях. Слушайте внимательно.
Мы с моим лучшим другом решили сходить в кино. Договорились встретиться возле кинотеатра в шесть часов, но, придя домой, я вспомнил, что тренер назначил мне на семь часов индивидуальный заплыв. «Фильм я посмотрю потом, а соревнования уже на носу!» – подумал я. Позвонил другу – у него телефон отключён. «Ничего, подождёт немного и один пойдёт!» — решил я и спокойно пошёл на тренировку.
На следующий день Серёга в школу не пришёл.
– Ребята, сейчас, работая в группах, придумайте продолжение рассказа из 4-5 предложений. Как же дальше развивались отношения между друзьями. Помните о правилах работы в группе. (3-5мин)
– Итак, как же развивались отношения между друзьями?
– Спасибо. А теперь послушайте продолжение рассказа.
Я зашёл к нему домой – он лежал с температурой. Оказалось, он прождал меня возле кинотеатра весь сеанс и промёрз до костей. Позвонить мне и предупредить, что уходит, он не мог: в телефоне разрядилась батарейка. Поэтому он и ждал до последнего.
Это было прошлой зимой. Я извинился тогда, мы даже не поссорились. Он сказал, что не сердится. Но я чувствую, что с тех пор он не доверяет мне так, как раньше, а случая вернуть его доверия пока не представилось.
За это время я познакомился с многими отличными ребятами на соревнованиях, в летнем лагере, но такого друга, как Серёга, я не нашёл и уверен, что найти не смогу. Я часто представлял, как я прибегаю к шести к кинотеатру, чтобы предупредить друга, а потом с лёгким сердцем иду на тренировку, но сделанного назад не воротишь.
И всё же я надеюсь, что моё сожаление о своём поступке поможет мне вернуть прежнюю дружбу, и уж теперь я буду её беречь!

– Ребята, оцените поступок Володи и Сереги.
– Почему дружба между мальчиками прекратилась?
– Ребята, легко ли потерять доверие?
–Я хочу рассказать вам одну притчу. Послушайте, пожалуйста. (Приложение 1)
– Ребята, как вы думаете, что почувствовал хозяин дома, вернувшись домой?
– Как чувствовал себя друг, приехавший погостить?
– Простил ли хозяин своего друга?
– Каким качеством обладал хозяин дома?
– А что является противоположностью доверчивости?
– Ребята, а легко ли заслужить доверие?
– А приходилось ли вам подводить друга? Подумайте, можете не отвечать. А если кто-то желает высказаться – пожалуйста.
– Ребята, всегда помните, что доверие оказывают человеку, на которого можно положиться и быть уверенным, что он не подведет. Это касается, прежде всего, просьб, с которыми к вам могут обратиться. Если вас о чем-то попросили, и вы пообещали помочь, обязательно выполните обещание. Если же ваше обещание останется невыполненным, о вас сложится мнение как о человеке ненадежном, не заслуживающем доверия. Обещание нужно выполнять точно и в срок. Если же вы не можете выполнить то, о чем вас попросили, лучше скажите об этом сразу и не берите на себя никаких обязательств. Не бойтесь, что в этом случае вы потеряете доверие, напротив – вы заслужите репутацию человека, не дающего невыполнимых обещаний.
– Мы рассмотрели, какими качествами должен обладать человек, которому можно довеять. Но, обладает ли такими качествами человек, мы можем сказать только о знакомых людях. А как же быть с незнакомыми людьми? Можем ли мы им доверять? Давайте рассмотрим некоторые ситуации.

Решение проблемных ситуаций

1. Ты идешь по улице, к тебе подходит человек и просит позвонить. У него на сотовом телефоне села батарея. Как ты поступишь? А если телефон попросила старенькая бабушка/незнакомый мужчина/друг как ты поступишь?
Кому доверяешь больше? Почему?
2. Вечер. Вы дома одни. Смотрите телевизор. Вдруг раздается звонок в дверь. Вы подходите к двери, спрашиваете: «Кто там?». «Электрик. У вас проводку менять надо». Ваши действия.
– Какой вывод, мы можем сделать из этих ситуаций? Всем ли можно доверять?

Упражнение «Займи позицию»

– Ребята, а вам доверяют? Займите позицию рядом с табличкой, которая соответствует вашему мнению.
– А как вы думаете, почему? Почему вы заняли именно эту позицию?

 

Дети отвечают, приводят свои примеры

 

 

 

Дети берут карточку, читают и помещают на доску

 

Дети отвечают /друзьям, близким людям/

Дети делятся на группы с помощью цветных жетончиков

 

 

Дети в группах придумывают продолжение рассказа

Озвучивают свои варианты

Володя думал в данной ситуации о себе, поэтому поступил нехорошо, не предупредил Серёгу. Этим самым обидел друга и потерял его доверие. А Серёга ждал Володю до конца, был ответственен: ведь друзья договорились встретиться у кинотеатра в определённое время. Он сдержал слово.

 

 

 

Да, очень легко


Недоверие, обиду
Он переживал и страдал
Да. Но уже не доверял.
Доверчивость
Недоверие
Очень трудно

Дети отвечают на вопрос по желанию

 

 

 

 

 

 

Дети отвечают, аргументируя свой ответ

 

«Доверяй, но проверяй»

 


Дети делают выбор и занимают свои позиции
Дети аргументируют свой выбор

 

 

 

На доске две таблички: «я доверяю» и «я не доверяю». На столе карточки с качествами.

 

 

 

Цветные жетончики

 

 

Листы бумаги, ручки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Качества помещаются на доске

 

 

 

 

 

 

Обратить внимание детей на таблицу с качествами

 

 

 

Табличка крепится на доску

Таблички: «мне доверяют» и «мне не доверяют»

4. Итог занятия

Цель: создать условия для выявления уровня освоенности рассмотренного материала

– Ребята, так что же такое доверие?
– А хорошо или плохо быть доверчивым?
– Когда не стоит доверять другим?
– Даже маленький ребенок уже учится доверять или не доверять. Например, он с удовольствием идет на руки к близкому человеку, улыбается и начинает плакать, когда видит чужих людей. Но бывает так, что дожив до старости, человек так и не умеет доверительно общаться. Чтобы с нами этого не случилось, мы и затронули эту тему на нашем сегодняшнем занятии.
– Спасибо за занятие!
Уверенность в том, что вы можете положиться на честность кого-либо
Иногда это хорошо, а иногда плохо
Когда вы не уверены в людях
 

Используемая литература:

1. Н.В.Самоукина. Игры в школе и дома/ – М. Новая школа, 1995 г.
2. Д.Карнеги. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступать публично. Как перестать беспокоиться и начать жить/– Лениздат, 1992 г.
3. Г.А.Цукерман, Б.М.Мастеров. Психология саморазвития/ – М. Интерпракс, 1995 г.
4. В.Р.Рахматшаева. Грамматика общения/ – М. Семья и школа, 1995 г.