Урок-путешествие по окружающему миру на тему "Где живут слоны?". 1-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 1


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (83 МБ)


Цели урока:

  • обучающий аспект: сформировать представление о животных тропических лесов и саванны Африки и Индии, познакомить с видами слонов и их отличительных чертах.
  • воспитывающий аспект: прививать любовь, заботу и бережное отношение к окружающему нас миру.
  • развивающий аспект: развивать наблюдательность, внимательность, логическое мышление.

Оборудование: презентация для интерактивной доски; учебник, рабочая тетрадь, тесты, глобус, конверты с изображениями саванны, тропического леса и их обитателями, карты с территориями Африки и Индии /индивидуальные/, ножницы, клей-карандаш.

Единица содержания: знакомство детей с жаркими районами планеты и их обитателями, с новыми понятиями “Саванна”, Тропики”.

Границы знания – незнания:

- учащиеся имеют представление о фауне холодных районов Земли, знакомы с таким животным, как слон;

- учащиеся не знают, какие виды слонов проживают на Земле, чем они различаются, где обитают.

Ход урока

1. Организационный момент.

(Слайд 1)

Эмоциональный настрой:

- Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Какой сегодня чудесный день, сколько улыбок он нам несет! Улыбнитесь друг другу, чтобы улыбка и хорошее настроение сопровождали нас в течение всего урока!

(Проверяем, всё ли необходимое для работы лежит у них на парте (учебник, рабочая тетрадь, тестовая тетрадь, клей-карандаш, ножницы, карты, конверты с заданием)).

2. Активизация знаний.

-Давайте вспомним, где мы побывали и о чём узнали на прошлом уроке?

Я Вам предлагаю отгадать загадку-подсказку:

Здесь круглый год метёт пурга,
Куда ни глянь, одни снега.
Не всякий выживает тут,
Без тёплой шубы холод лют.
И даже летом и весной
Покров не тает ледяной.

Учащиеся дают ответ: Северный и южный полюса Земли.

Слайд 2 - карта полюсов.

- Возьмите тестовые тетради, откройте их на стр.35.Выполним с Вами тест и посмотрим, как Вы усвоили материал прошлого урока.

(Учащиеся открывают тест по теме прошлого урока и выполняют его.)

Взаимопроверка.

-Поменяйтесь, пожалуйста тетрадями и проверим Ваши ответы.

Оценивание работы.

  • работа выполнена правильно
  • есть небольшие недочёты
  •   выполнено плохо

3. Постановка учебной задачи.

- Ребята, сегодня нас ждёт ещё одно увлекательное путешествие. Какова его цель Вам подскажет загадка. Отгадайте её:

Он, огромней всех на суше.
У него большие уши.
Он чудесным шлангом-носом
Может с пальм срывать кокосы.
Издаёт он трубный глас.
С ним встречались Вы не раз в цирке или в зоопарке,
А живёт он в странах жарких и на острове Цейлон.
Угадали? Это ...

Слайд 3 - Изображение слона

Физминутка под песню “Розовый слон”.

Слайд 4 - изображения слонов.

- Откройте рабочие тетради на стр.12. Внимательно прослушайте справку о каждом виде слонов и определите, где, какой слон изображён, соединив название с соответствующим изображением. (Учащиеся открывают рабочие тетради, рассматривают изображения слонов, слушают доклады учащихся об Африканском и Индийском слонах и выполняют задание.)

Африканский слон достигает в высоту 4 м. Африканский слон-самец весит столько же, сколько восемьдесят человек или шесть легковых автомобилей. У африканских слонов большие уши, вогнутая спина и большие бивни - это видоизмененные передние зубы.

Индийский слон достигает до 3 м. У индийских слонов ноги короче, а тело массивнее. У них выпуклая спина и маленькие уши. У индийского слона бивни короткие и легкие, или вообще отсутствуют. Индийские слоны покрыты шерстью сильнее, чем африканские.

Проверка. Где же какой слон?

(Учащиеся обосновывают свой выбор. Закрывают тетради.)

- Итак, на Земле живёт два вида слонов - Африканский и Индийский.

-Сегодня нам предстоит узнать, где на Земле живут слоны и побывать там./на доске вывешивается тема урока/

4. Работа по теме.

-Можете ли Вы сейчас ответить на вопрос нашего урока?

-Первые Ваши предположения, что слоны живут в Африке и в Индии.

/учитель вывешивает эти два названия на доске под темой/

Слайд 5- карта с изображением Африки и Индии.

-Рассмотрите внимательно карту, найдите Африку и Индию.

(Учащиеся рассматривают карты /работа в парах/)

Слайд 6-карта, где отмечены ЭКВАТОР, саванны и тропический лес.

- Найдите на карте воображаемую линию. Это Экватор. По обе стороны ЭКВАТОРА находятся самые жаркие территории на Земле.

В саваннах Африки /учитель показывает границы Африканских саванн на карте слайда/ и в тропических лесах Африки и Индии /учитель показывает территории тропических лесов на карте слайда/ и обитают слоны.

Учитель вывешивает на доске названия- САВАННЫ и Тропические леса.

-Сегодня мы отправляемся в саванны Африки и тропические леса - самые жаркие места на Земле. Готовы Вы к путешествию?

(учащиеся отвечают и одевают головные уборы от солнца.)

-Поможет нам попасть туда наш волшебный глобус.

Учитель раскручивает глобус:

- Глобус волшебный быстро крутись в Африку нас перенеси!

(Учащиеся крутятся вокруг своей оси, придерживая головные уборы.

Останавливаются у своих парт.)

- Стоп. Вот мы и на месте.

Слайд 7-изображение саванн Африки.

- Мы с Вами переместились в Африканскую саванну. Здесь нас ждут машины, на которых мы отправимся на экскурсию по саванне и тропическому лесу. Экипажам занять свои места!

Учитель расставляет на парты таблички с изображением машины и № экипажа.

- Во время экскурсии нам предстоит много увидеть, всё хорошо рассмотреть. Сделаем зарядку для глаз.

Физминутка для глаз - Слайд 8.

- Прослушаем справку - что такое саванны. (Подготовленный ученик рассказывает о саваннах.)

Саванна — это африканская степь, покрытая редкими кустарниками и деревьями. Саванна — это открытое пространство. Здесь мало мест, где можно спрятаться, и почти ничто не препятствует движению бегущего стада. Обитающие в саванне животные живут группами, очень осторожны и быстро бегают. До полугода тянется в этих местах тропическая зима — жаркая, но главное, жестоко засушливая. В эти полгода почти совсем не выпадает дождей. Поэтому саванна — это прежде всего царство травянистых растений.

-В дорогу! Будьте внимательны, всё подмечайте, запоминайте. Обратите особое внимание на слонов, чтобы определить, какой слон живёт в саваннах?

Слайд 9-видео-сюжет-Африканские саванны. (“Едут” по саванне.)

5. Первичное закрепление.

Слайд 10-саванна.

- Кого мы встретили в Африканской саванне? Кто это? /учитель поочерёдно заселяет саванну животными/.

- Какой же вид слона проживает в Африканской саванне?

- Теперь отправляемся в тропический лес.

Слайд 11 - изображение тропического леса. (Подготовленный ученик рассказывает о тропическом лесе.)

Тропический лес. Здесь всегда жарко. Но дожди здесь идут круглый год, поэтому здесь растёт много разнообразных растений. Многие деревья достигают огромной высоты — 50-60 метров. Это высота 15-20-этажного дома. Под деревьями-гигантами растут деревья пониже, под ними — еще и еще меньше. А в самом низу на земле — кусты, папоротники, травы... Много разных птиц и зверей бегает, летает, лазает в лесной чаще.

- Побываем с Вами в Тропическом лесу.

/Видеосюжет из электронного пособия к учебнику./

Слайд 12-изображение тропического леса

- Кого мы встретили в тропическом лесу? Кто это? /учитель поочерёдно заселяет тропический лес животными/.

- Какой же вид слона проживает в тропическом лесу?

- Наша экскурсия подошла к концу, мы с вами много увидели, много узнали. /собираются таблички с машинами/.

- Нам пора возвращаться назад.

- Глобус волшебный быстро крутись 1 Е в класс вернись.

(Ученики встают. Учитель раскручивает глобус:

Крутятся вокруг своей оси, придерживая головные уборы. Останавливаются у своих парт, садятся на места.)

Слайды закрываются /доска выключается/

6. Итог.

- Вот мы и дома.

Где же мы сегодня с Вами побывали?

- Что интересного для себя вы сегодня открыли во время нашего путешествия?

- Нашли мы ответ на вопрос урока?

- Каждому экипажу необходимо сделать отчёт о своём путешествии.

(Работа в группах - учащиеся вырезают животных и расселяют их в места обитания. Подготовленные отчёты экипажи вывешивают на доске.)

Проверка.

- Откройте учебники стр.14. Проверим правильность выполнения отчётов каждым экипажем.

(Проверяются выполненные работы экипажами -отчёты вывешиваются на доске и им даётся оценка)

- Все, кто захочет больше узнать о слонах, может обратиться в библиотеку и почитать о них.

- В память о нашем путешествии- всем календарики-раскраски с изображением слона.