Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.А.С.Пушкин
Что же рассказать маленьким почемучкам о осени?
То , что окружает их ежедневно, то чему ребёнок
привык восхищаться, удивляться, а иногда не
обращая внимания пройдёт мимо. Воспитатель
должен обратить внимание детей на осенние
изменения в природе, общественной жизни,
полотнах художниках, произведениях музыкантов,
писателей. Каждый осень видит по- разному, своим
неповторимым взглядом, чувством, пониманием
прекрасного.
Целесообразно проводить с детьми следующую
образовательную работу
Программное содержание:
- Расширение представлений детей об осени (изменения в природе, одежде людей, праздниках).
- Формирование обобщенных представлений о приспособленности растений и животных к изменениям в природе, явлениях природы.
- Формирование умений всматриваться, любоваться, радоваться красоте осенней природы.
Непосредственно образовательная деятельность по образовательным областям:
«Познавательное развитие»
В целях реализации программного содержания
темы целесообразно использовать:
Беседа «Осень наступила»
Закреплять знание осенних изменений в природе.
Формировать умения одеваться по погоде. Дать
знания о том, что от переохлаждения и перегрева
человек может заболеть.
Разговор «Краски осени»
Систематизировать знания об осенних изменениях
в живой и неживой природе. Познакомить с цветами
спектра. Разучить стихотворение «Каждый охотник
желает знать …».
Беседа «Признаки осени»
Формировать представления о том, что похолодание
изменяет жизнь растений, животных и человека.
Дать знания о том, как животные и птицы готовятся
к зиме.
Заготовка листьев для аппликации
Познакомить с правилами засушивания листьев.
Закреплять знание названий деревьев.
«Развитие речи»
В целях реализации программного содержания
темы целесообразно использовать:
Рассказывание по теме «Осень наступила»
Формировать навыки рассматривания картины
И.Левитана «Золотая осень» Учить составлять
описательный рассказ по картине, использовать
элементы поэтического описания природы.
«Художественно-эстетическое развитие»
В целях реализации программного содержания
темы целесообразно использовать:
Заучивание А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало»
Воспитывать чуткость к художественному слову.
Совершенствовать навыки выразительного чтения
стихов.
Рисование «Осенний лес»;
Закреплять приемы рисования кистью и красками,
умения строить композицию рисунка. Учить связно
и последовательно описывать свой рисунок,
оценивать работы сверстников.
Аппликация «Осенний ковер»
Совершенствовать навыки вырезания частей
круглой и овальной формы. Учить составлять
изображения из частей (цветы, ягоды, листья).
Развивать чувство ритма.
В целях реализации программного содержания темы
целесообразно использовать:
– для слушания – «Осенняя песня» из цикла
«Времена года» П.Чайковского;
– для пения – «Падают листья», муз. М.Красева, сл.
М. Ивенсен, «Осень» муз. и сл. Е. Гомоновой.
В содержание предметно развивающей среды по теме для самостоятельной образовательной деятельностидетей целесообразно внести:
– картину Е.Левитана «Золотая осень»;
– картины из серии «Что перепутал художник?»;
– настольно-печатные игры по сезонам года;
– выставку книг «Времена года», «Рассказы о
природе»;
– дидактические игры «Что где растет», «Найди
себе пару», «Что лишнее?», «Расскажи без слов»;
– модели безопасного обращения с инвентарем
(граблями, лопатой, носилками);
– выставку осенних букетов;
– атрибуты для сюжетно-ролевой игры
«Путешествие в осенний лес»;
– осенние листья;
– раскраски на осеннюю тематику;
– книги детских рассказов об осени.
Для осуществления образовательной деятельности в семье по теме целесообразно рекомендовать родителям:
– погулять с ребенком по городу, селу, парку,
акцентируя внимание ребенка на красках осени;
– повторять пословицы и поговорки об осени;
– привлекать к посильной работе дома или на
садовом участке;
– чтение книг об осени с последующим
обсуждением;
– принять участие в выставке «Дары осени»;
– принять участие в фотовыставке «Осень
золотая»;
– придумывание рассказов «Необыкновенное
осеннее приключение».
Осенью дни становятся короче, а ночи — длиннее.
После теплых августовских дней наступают
прохладные сентябрьские. Осеннее солнце
поднимается уже не так высоко, как летом, поэтому
его лучи уже не прогревают землю. Температура
воздуха становится холоднее.
Основное изменение в неживой природе —
похолодание — влечет за собой изменения в живой
природе.
С приходом осени листья растений меняют окраску.
Деревья подготавливаются к зимним холодам.
Желтеют листья клена, березы, осины. Краснеют
листья рябины, вишни, черемухи. Становятся
бронзовыми листья дуба. Старые деревья меняют
окраску листьев раньше, чем молодые. Постепенно
начинается листопад. Раньше других деревьев
сбрасывают листья липы и старые тополя. Затем
опадают листья кленов и рябин. До глубокой осени
сохраняются листья сирени и березы, а листья
некоторых дубов не опадают даже зимой.
Желтеет и вянет трава. Только кое-где цветут
ромашка, чистотел, подорожник, фиалка, клевер. Все
чаще небо заволакивают темные тучи. Все чаще идет
мелкий моросящий дождь. В дождливые дни небо
кажется серым и низким. В реках, озерах и прудах
вода становится холодней. Над водоемами часто
поднимается туман.Летом птицы не голодают. Но
осенью жучки, бабочки, мошки и комары прячутся в
щелочках, трещинах стен, под корой деревьев.
Муравьи закрывают все входы в муравейниках и
готовятся к зимнему сну.
Уже в начале осени увядают растения, уменьшается
количество плодов и семян. Спасаясь от голода и
холода, многие птицы готовятся к отлету в теплые
края.
Первыми улетают певчие птицы, которые питаются, в
основном, насекомыми. Это кукушки, соловьи,
иволги, ласточки, стрижи. Собираются в стаи и
улетают водоплавающие птицы — утки, гуси, кулики,
лебеди. Все птичьи стаи летят в те же знакомые
теплые страны, куда улетали они зимовать в
прошлые годы. Вместе с птицами улетают на зиму в
теплые края и многие насекомые. Перелеты
совершают стрекозы, божьи коровки и некоторые
виды бабочек.
Звери тоже готовятся к зиме. Мыши полевки, кроты,
хомяки, крысы вырыли зимние кладовые. Мыши и
хомяки заполняют их зерном. В одной такой
кладовой может оказаться до пяти килограммов
зерна. Кроты и крысы носят с полей картофель,
бобы, морковь, зерна и семена.
Белки развешивают на ветках деревьев грибы, а
орешки и шишки прячут в гнезде. Одна белка
запасает примерно 15 килограммов орехов, грибов и
различных семян.Еж готовит себе на зиму теплое
уютное гнездо, в котором проспит всю зиму. Змеи,
лягушки, жабы, улитки, ящерицы спрятались в
укромных местах. Барсуки запасают семена и корни
растений, высушенных лягушек, желуди. У многих
зверей к зиме отрастает пушистая, густая шерсть.
Ежи, барсуки, медведи откладывают под кожей много
жира. Осенью барсуки увеличивают свой вес до
шести килограммов. Жир для этих животных —
зимний запас пищи.
В середине осени у зайцев, белок, песцов
изменяется окраска меха. У зайца она становится
белой, у белки — серой, а у песца серо-голубой.
Такие изменения окраски и густоты меха
называются линькой.
Многие звери и птицы могут найти пищу зимой — это
лисы, волки, зайцы, лоси, сороки, вороны, воробьи.
Они активны в любое время года.
Домашние животные осенью продолжают пастись на
пастбищах, но с приходом холодов и дождей их
переводят в специальные помещения и дают
подкормку — силос, сенаж, солому.
Домашним животным нужен особый уход. Они боятся
сквозняков, поэтому все щели в коровниках и
свинарниках тщательно закрывают. Помещения
изнутри белят известью. Это делает их более
светлым и уютным, и, кроме того, известь убивает
болезнетворные бактерии.
Труд людей осенью
Осенью продолжается уборка урожая. Хлеба
убирают специальными машинами — комбайнами.
Осенью убирают картофель, капусту, морковь,
свеклу.
Земледельцы знают, как важно на убранное поле
внести удобрения. Затем поле вспахивается.
Зимой вспаханная почва хорошо промерзнет, в ней
погибнут семена сорняков и вредные насекомые,
спрятавшиеся на зиму.
Но осень не только пора сбора урожая. На
вспаханные поля высевают семена ржи и пшеницы, в
огородах сеют морковь, укроп и петрушку.
В городских парках и скверах осенью тоже много
работы. В это время высаживают молодые деревья и
кустарники. Нижнюю часть деревьев красят
известью, чтобы обезвредить насекомых.
Побеленные стволы деревьев не будут грызть
зайцы.
Осенью в садах плодовые деревья хорошо поливают.
Это помогает деревьям перенести зимние морозы и
дать на будущий год хороший урожай
Закрепление полученных знаний проходит в форме
игр, развлечений, ребёнок отражает полученные
знания рисуя, создавая композиции на основе
природных материалов
Ресурсы:
Read more:http://drujhnaia.blogspot.com/2012/09/blog-post.html#ixzz3p0c4uqX1