Музыкальная образовательная деятельность для детей подготовительной группы "На чудесном карнавале"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели и задачи:

  • приобщение детей к музыке К.Сен-Санса
  • формировать музыкальный вкус детей, обогащать музыкальные впечатления, развивать интерес к классической музыки учить различать изобразительность музыки
  • развивать творческую активность, закреплять навыки создания выразительных образов с помощью движений, жестов, мимики
  • учить детей высказываться об эмоционально-образном содержании музыкального произведения, расширять словарный запас
  • воспитывать стремление высказывать свои суждения, обогащать эмоциональный словарь
  • развивать умение делиться впечатлениями со сверстниками и взрослыми
  • развивать умение взаимодействовать друг с другом.

Материал и оборудование:

  • слайд-проект "Карнавал животных"
  • Песня "Мамочка моя" М.Еремеева
  • "Песня осенних листочков" Л.Олифировой
  • Танец "Золотых рыбок" К.Сен-Санс

Предварительная работа:

  • разучивание валеологической песни-распевки "Доброе утро" О.Арсеневской
  • разучивание самомассажа "Черепаха"
  • дыхательное упражнение "Лев" (по М. Лазареву)

Действующие лица:

  • музыкальный руководитель
  • дети подготовительной группы

Ход мероприятия.

Дети входят в музыкальный зал, встают полукругом.

Муз.рук.: Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! За окном льет дождь, небо затянуто серыми тучами, дует холодный ветер. А в нашем музыкальном зале тепло и уютно.
У меня такое прекрасное настроение! Очень хочется им поделиться им с вами.

Валеологическая песня-распевка «Доброе утро!» (О.Арсеневской)

Доброе утро! поворачиваются друг к другу, разводят руки в стороны,
Улыбнись скорее!
И сегодня весь день хлопают в ладоши,
Будет веселее.
Мы погладим лобик, выполняют движения по тексту
Носик
И щечки.
Будем мы красивыми, постепенно поднимают руки вверх, выполняя
Как в саду цветочки! «фонарики»,
Разотрем ладошки движения по тексту
Сильнее, сильнее!
А теперь похлопаем
Смелее, смелее!
Ушки мы теперь потрем
И здоровье сбережем.
Улыбнемся снова,
Будьте все здоровы! разводят руки в стороны

Муз.рук.: Вот теперь и у всех нас хорошее настроение.
Ребята, хотите отправиться на карнавал? (ответы детей)
А кто знает, что означает слово "карнавал"? (ответы детей)
Правильно, карнавал – это праздник, на котором все обязательно должны надеть маску или карнавальный костюм или просто разукрасить себя так, чтобы никто не узнал. (слайд1 – карнавал)
Но наш карнавал необычный – он музыкальный и гостями на нем будут различные животные: рыбы, птицы, звери. А поможет нам в этом музыка известного французского композитора Шарля Камиля Сен-Санса. (слайд 2– портрет композитора)
Итак, начинается карнавал животных.

Звучат фанфары.

Муз.рук: Ребята, как вы думаете, кто имеет право открыть наш карнавал животных? (ответы детей)
Муз.рук: Конечно, Лев – царь зверей.
Сейчас прозвучит "Королевский марш льва». Послушайте, как грозное рычание разносится по всей округе. Лев величественно идет и созывает зверей на карнавал.

Слушание "Королевский марш льва" К. Сен-Санс (слайд 3 – лев)

Муз.рук: Ребята, в каком жанре написана музыка?
Дети: Это марш!
Муз.рук: Музыка отчетливая, торжественная. Чувствуется царственная, горделивая поступь. Но иногда слышатся резкие звуки. Как вы думаете, что изображает музыка?
Дети: Это лев рычит.

Дыхательное упражнение "Лев" (по М. Лазареву)

(Дети раздвигают пальцы ("когти"), напрягают все мышцы и изображают рычание льва, готового к нападению).

Муз.рук: Не мяукать, не мычать.
Дети: Р-р!
Муз.рук: Львам положено рычать.
Дети: Р-р!
Муз.рук: Раз рычу.
Дети: Р-р!
Муз.рук: Два рычу.
Дети: Р-р!
Муз.рук: Всех зверей перерычу!
Дети: Р-р-р-р!
Муз.рук: Да, царь зверей приветствует всех грозным рычанием и продолжает важно вышагивать, красуясь и нагоняя страх на всех собравшихся.
Еще раз послушайте музыку и выполните задание: вы будете важно и величественно двигаться под музыку марша, но когда услышите, звуки рычания, то будете рычать.

Повторное слушание с выполнением задания.

Муз.рук: Молодцы, ребята! И вот на нашем карнавале появляются гости. Кто же пожаловал?

Слушание «Черепаха» К. Сен-Санса

Муз.рук: Ребята, вы узнали нового гостя?
Дети: Это черепаха.
Муз.рук: А как вы догадались? (ответы детей) Черепаха известна своей медлительностью, неторопливостью, такой и будет музыка черепахи. (слайд 4 – черепаха)
Давайте попытаемся превратиться в черепах и под музыку попробуем медлен но, очень медленно погладить себя по голове. Это очень непросто.

Дети выполняют задание под музыку.

Самомассаж тела «Черепаха»

Шла купаться черепаха
И кусала всех от страха:
Кусь! Кусь! Кусь! Кусь!
Никого я не боюсь!
(дети делают легкое пощипывание пальцами рук, груди, ног под стихотворение, затем поглаживают себя ладонями, выполняя круговые движения и приговаривая)
Черепашка Рура
В море нырнула,
С вечера нырнула
И пропала… Эй! Эй! Эй!
Черепашка Рура,
Выгляни скорей!

Муз.рук: На празднике все веселятся, шутят, разыгрывают друг друга. Вот и следующие гости решили превратиться в цирковых артистов. Кто же это?

Слушание "Слон" К. Сен-Санс(слайд 5-6 – слон)

Муз.рук: Ребята, вы узнали гостей? (ответы детей) Слон со своей слонихой решили стать артистами и тяжеловесно закружились в вальсе. Давайте вспомним, что такое вальс? (Ответы детей) Вальс – это танец, который танцуют парами, кружась. Эту музыку вы слушали с улыбкой – представили как тяжелый, неповоротливый слон со своей слонихой танцуют вальс.
Это вальс исполняет самый большой струнный музыкальный инструмент – контрабас. (слайд 7 – контрабас).
Его низкий и густой звук с юмором изображает легкий и изящный вальс. Кто хочет показать, как танцует слон? (импровизация по желанию)
А мы исполним наш любимый вальс.

«Песня осенних листочков» Л.Олифировой

Муз.рук: На чудесный карнавал пожаловал смешной и забавный гость.

Живет в Австралии, не тужит.
И хвост ему опорой служит
На животе в кармане
Носит деток мама. Кто это? (Ответ детей).

Слушание "Кенгуру" К. Сен-Санс (слайд 8 – кенгуру)

Муз.рук: Как композитор изобразил кенгуру? (ответы детей)
Кенгуру передвигается изящными, грациозными прыжками, то ускоряя, то замедляя бег, останавливается, осторожно озираясь по сторонам...
Какой инструмент изображает кенгуру? (фортепиано)
Ребята, как вы думаете, почему кенгуру скачет осторожно? (ответы детей)
Потому, что в кармане у нее маленький детеныш…(слайд 9 – кенгуру с кенгуренком)
Муз. рук: Кенгуру очень заботливые мамы, как и ваши любимые, дорогие мамочки, давайте споем песню «Мамочка моя».

Песня «Мамочка моя» М.Еремеева

Слышен плеск волн.(слайд 10 – море)

Муз.рук: Аквариумных рыбок тоже пригласили на карнавал.

Слушание "Аквариум" К. Сен-Санс

Муз.рук: Ребята, как звучит музыка? (ответы детей)
Музыка искрится и переливается, как будто в аквариуме плавают волшебные рыбки. Нежно поют скрипки, блестят и переливаются фортепианные пассажи, звенит челеста: все это рисует чудесную картину подводного волшебного мира. Рыбки плавают бесшумно, собираются парами, кружатся, то поднимаются вверх, то опускаются ко дну и все вокруг наслаждаются их красотой. Музыка словно скользит, искрится. Это же настоящее чудо!
Сейчас наш музыкальный зал превратится в аквариум.

Танец золотых рыбок. К.Сен-Санса

Муз.рук: Сколько разных животных прибыло на чудесный карнавал, и обо всех нам сегодня рассказала музыка.
Назовите композитора, который написал эту замечательную музыку? (ответ детей).
Сен-Санс – какая необычная красивая фамилия. И музыка у него тоже необыкновенная. В этом мы с вами убедились, побывав сегодня на карнавале животных. На следующем занятии мы узнаем, какие гости еще пришли на карнавал.
А теперь пора возвращаться в группу. Я вас попрошу в свободное время нарисовать животных, которые были на карнавале, а потом устроим настоящую выставку рисунков!

Музыкальный руководитель прощается с детьми песенкой «До свиданья…»