Проблема одаренности человека актуальна всегда, на каждом историческом этапе она представляется в новом свете, требует новых подходов и решений. Кроме того, данная проблема имеет социальный, философский, медицинский и педагогический аспекты.
Новые социально-экономические условия, складывающиеся в России, вызывают необходимость поиска эффективных способов деятельности образовательной системы при решении новых задач. вопросе выявления одаренности у школьников главную роль играют учителя и родители. Функция родителей заключается в проявлении внимания к малышу начиная с самого раннего возраста и обнаружении его наклонностей, интересов, способностей. Когда ребенок поступает в первый класс, то уже учитель начальной школы отвечает за раскрытие его талантов, создание благодатной почвы для их развития. ...
Выявление талантливых детей – процесс длительный, постепенный. Ведь не все малыши раскрывают свои способности сразу. Многие из них требуют длительной индивидуальной работы. При этом учитель должен проявить особое терпение, внимание, профессионализм: ведь от его способности обнаружить в ребенке недюжинные способности зависит будущее маленького человека. Большое значение имеет и сотрудничество с родителями и воспитателями дошкольных учреждений, которые могут помочь составить начальную характеристику и подсказать основные направления работы с ребенком. Педагог со своей стороны должен использовать опыт, квалификацию и чутье для правильной оценки способностей и степени одаренности ребенка с целью составления плана работы с ним. При этом не следует забывать о том, что даже очень талантливые, возможно, гениальные дети – это в первую очередь дети, которые нуждаются в любви, внимании, ласке, поддержке. Создание благоприятной среды для развития таланта ребенка и стимулирование его интересов.
взято с http://veselajashkola.ru/interesno/rabota-s-odaryonnymi-shkolnikami/
После определения талантливых детей педагоги должны создать все необходимые условия для их быстрого развития и наиболее полного раскрытия их дара. При этом ребенка нельзя изолировать от сверстников и подчеркивать его одаренность. Это окажет весьма негативное влияние как на его взаимоотношения с одноклассниками, так и на самооценку, которая может стать неоправданно завышенной, что (как ни странно) затормозит темпы его развития. [5]
Тем не менее индивидуальный подход к одаренным детям необходим, но он не должен бросаться в глаза и отделять их от социума. Отдельно ведется работа с детьми, которые проявляют особые способности, но при этом направление их оптимального приложения пока трудно определить. Таким ребятам следует давать задания из самых разных областей, требующие аналитического или творческого подхода, способности к абстрагированному мышлению или концентрации внимания на мелочах. Методом проб и ошибок, посредством сравнения полученных результатов можно определить, в какой сфере.
взято с http://veselajashkola.ru/interesno/rabota-s-odaryonnymi-shkolnikami/1
Организации дополнительных занятий; участии в викторинах, олимпиадах; проведении психологических тренингов, консультаций, тестов; организации конкурсов, интеллектуальных игр, спортивных состязаний, фестивалей; участии в творческих и предметных кружках, спортивных секциях; использовании новейших средств информации; создании портфолио. Методы работы с одаренными детьми могут быть разными. Обладая достаточной квалификацией, педагог сам может определить направления деятельности. Главное, чтобы его действия создали у ребенка сильную мотивацию для развития.
Первичная диагностика строится на наблюдениях, практическом опыте, интуиции учителей, родителей. Она даёт важную информацию, которая вместе с результатами тестирования должна служить основой принимаемых решений по включению детей в специализированные обучающие программы.[3]
При работе с одарёнными детьми необходимо:
- Ведение предметного кружка с использованием медиа-ресурсов. Изучения научно-методической и учебной литературы.
- Проводить открытые уроки для коллег по работе, учителей.
- Разрабатывать разные формы уроков, внеклассных мероприятий, учебных материалов.
- Внедрять в учебный процесс новые формы оценивания физического состояния учащихся:
- Спортивные и музыкальные способности у детей можно выявить достаточно рано. Одноклассникам и учителям остается восхищаться их достижениями издалека.
- Создавать комплект дидактики по предмету (индивидуальные планы тренировок, оптимально-минимальный уровень (стандарт) физической подготовленности учащихся, контрольные тесты-упражнения).[6]
- Создавать пакет материалов по педагогическим технологиям. Проектировать личную методическую веб-страницу.
- Создавать пакет сценариев уроков с применением информационных технологий.
- Разработка пакета тестового материала в электронном виде.
- Разработка пакета стандартного поурочного планирования по теме или группе тем.
- Разработка комплекта раздаточного материала по предмету (карточки, задания и вопросы по предмету)
- Разработка пакета олимпиадного материала для подготовки учащегося.
- Пакет административной документации методического предметного объединения.
- Пакет сценариев уроков с применением информационных технологий. [7]
Возможность разместить свой материал в Интернете, позволяет учителю аккумулировать свои работы в некой виртуальной учительской библиотеке, где его коллеги могут посмотреть работу педагога, воспользоваться ее результатами, дополнить, оставить отзыв и обсудить. В этом случае бесценный педагогический опыт становится независимым от времени и пространства. Спортивной одаренностью является определение возможностей человека и его психических способностей ,которые могут быть как врожденными, так и приобретенными в процессе деятельности. Задача учителя состоит в том, что бы максимально нагружать каждого ребенка – в данном случае его спортивную активность или создавать образовательную среду для развития уже проявившихся способностей, условий для раскрытия его потенциала, на удовлетворение потребностей данного учащегося.[ 2] Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии. Вести здоровый образ жизни, заниматься спортом, физическими упражнениями. Применение разнообразных форм работы во внеурочной познавательной и воспитательной деятельности с обучающимися. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта. Пропаганда здорового образа жизни.
Список использованной литературы:
1. Аттестация педагогических кадров.
Справочник. 3-е изд. – М.: ИФ «Образование в
документах», 2001.
2. Аттестация учителей: Концепция, методика,
результаты эксперимента / Под ред. Т.Г. Браже. –
СПб., 1994.
3. Аттестация педагогических и руководящих
работников образовательных учреждений
Московской области. – Вып. 1;2; 17 / Отв. ред. Л.Я.
Олиференко. – М.: ИПК и ПРНО МО, 2001.
4. Диагностика успешности учителя: Сб. метод,
материалов для руководителей школ / Сост. Т.В.
Морозова – М., 1997.
5. Зверева В.И. Диагностика и экспертиза
педагогической Деятельности. – М., 1998.
6. Концепция модернизации Российского
образования на период до 2010 года. – М.: АПК и ПРО,
2002.
7. Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества
образования в школе. – М.: Российское
педагогическое агентство, 1998.
8. Фоменко И.А. Аттестация педагогических
работников общеобразовательных учреждений. – М.,
Аркти, 2005