Фронтальное занятие по формированию лексико-грамматических средств языка для детей старшей группы на тему "Продукты питания"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель занятия: активизация и расширение словаря по данной лексической теме.

Задачи:

  • Коррекционно-образовательные:
    • уточнить и активизировать словарь детей по лексической теме: «Продукты питания»;
    • закреплять умение  классифицировать продукты питания по признакам;
    • закреплять употребление в речи относительных и качественных прилагательных; категории Т.п. ед.ч. с предлогомc;
    • формировать навык составления предложений из 2-3 слов.
  • Коррекционно-развивающие:
    • развивать фонематический слух, речевое дыхание,  голос, мелкую моторику.
    • развивать навыки ориентировки в пространстве, координацию движений.
    • развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание и память;
    • развивать способности правильно выражать свое эмоциональное состояние;
    • развивать общеречевые навыки.
  • Коррекционно-воспитательные:
    • воспитывать отзывчивость;
    • воспитывать умение работать в коллективе.

Материалы и оборудование: Осенний листочек с загадкой, игрушка-светильник «Колобок», схемы-символы мимических упражнений, муляжи продуктов питания, картинный материал по теме: «Продукты питания», кастрюля, ложки,  картинки молока, соли, сахара, крупы, мяч.

Предварительная работа: разучивание   физминутку «варим кашу».

ХОД ЗАНЯТИЯ

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

Оргмомент – Здравствуйте, ребята! Сейчас сядет тот, кто назовет предмет посуды. Дети называют посуду и садятся.
Сообщение темы. – Посмотрите, ребята, к нам залетел последний осенний листочек, а на нём загадка, отгадав её мы узнаем, кто спешит к нам в гости:

На сметане я мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок,
Прикатился

 

 

 

... колобок

Мимическая гимнастика. – Ух, ты к нам в гости спешит Колобок.
– Давайте покажем, как мы этому удивлены… (показ карточки-символа)
– Но нам очень интересно, что он нам расскажет…
– А вот и Колобок... Покажите, как мы рады встречи с ним…
 

Дети выполняют упражнения: удивление, любопытство, радость

  Колобок: «Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки. Я очень рад встрече с вами! Я пришёл к вам в гости, мне было скучно одному. Я хочу с вами дружить и играть. А вы знаете, из какой я сказки?

– Ребята, как называется сказка, где главный герой – Колобок?
– А из чего приготовлен Колобок?
– А тесто из чего готовят?

– Ребята, назовите одним словом всё, что перечислили. Это всё…
– Что такое продукты?
– Кто догадался, о чём мы сегодня будем говорить?
– Правильно, сегодня мы вместе с Колобком узнаем какие бывают продукты питания и где их берут.

 

Из сказки «Колобок»

Из теста.
Тесто готовят из муки, молока, сахара, соли.
Продукты питания.
Это то, что человек употребляет в пищу.
О продуктах питания.

Игра «Подарки для Колобка» (с мячом) – Ребята, мы будем дружить и играть с Колобком?
– Значит теперь у нас есть новый друг, давайте, чтобы Колобок не грустил,  подарим ему красивые слова.
– Скажите какой он?

Колобок: «Спасибо вам, ребята, мне очень приятно»

Да.
Дети встают в круг  и передают мяч, называя слова: румяный, аппетитный, весёлый, красивый, дружелюбный…
Упражнение  «пирожки с начинкой» – Ребята, а бабушка Колобка не только колобки умеет печь, но и пироги с разной начинкой.

Это ... (показ картинки)
То какой пирог испекла бабушка?

Это ... (показ картинки)
То какой пирог испекла бабушка?

Это ... (показ картинки)
То какой пирог испекла бабушка?

Это ... (показ картинки)
То какой пирог испекла бабушка?

Это ... (показ картинки)
То какой пирог испекла бабушка?

 

Капуста.
Бабушка испекла капустный пирог.
Грибы.
Бабушка испекла грибной пирог.
Рыба.
Бабушка испекла рыбный пирог.
Картофель.
Бабушка испекла картофельный пирог.
Яблоко.
Бабушка испекла яблочный пирог.

Пальчиковая гимнастика. – Ребята, давайте узнаем, что ещё умеет печь бабушка Колобка.

Муку в тесто замесили
сжимают и разжимают пальцы
А из теста мы слепили
прихлопывают ладонями, лепят
Пирожки и плюшки,
поочередно разгибают пальцы, начиная с мизинца
Сдобные ватрушки,
Булочки и калачи –
Все мы испечем в печи.
обе ладони разворачивают вверх
Очень вкусно!
гладят животы

– Вот сколько всего умеет печь бабушка у Колобка.

Дети встают полукругом, выполняют движения, и проговаривают слова.
Игра «хлопни в ладоши» Колобок: «Ребята, а знаете ли вы продукты питания?»
– Сейчас мы это проверим. Я называю слова, а вы, услышав слово, обозначающее продукт, должны хлопнуть в ладоши.

Хлеб, стул, дерево, колбаса, ананас, кукла, сыр, печенье, дом, котлеты, яблоко, стол, сметана.

Колобок: «Молодцы, ребят, знаете продукты питания.»

Да.
Дети хлопают в ладоши, если слышат слово, обозначающее продукт.
Упражнение «разложи продукты по полочкам» – Ребята,  Колобок не знает, где можно взять продуты. А вы знаете?
– Как называется этот магазин? Он какой?
– Ребята, давайте вместе с Колобком заглянем в наш магазин. Все продукты в продуктовом магазине разложены в разные отделы.
– Ребята, в первом отделе мы видим …(показ картинок)
– Как называется отдел, где продаются эти продукты?
– А теперь мы видим …(показ картинок)
– Как называется отдел, где продаются эти продукты?
– Идём в другой отдел. Это…(показ картинок).
– Как называется отдел, где продаются  рыба?
– В следующем отделе мы видим …(показ картинок)
– Это одним словом что?
– Как называется отдел, где продаются овощи и фрукты?
– Хорошо. Давайте заглянем в следующий отдел. Это…(показ картинок).
– Ребята, это какие изделия?
– Как называется отдел, где продаются  хлебобулочные изделия?
– Ребята, а это что… (показ картинок).
– Как вы думаете, как называется отдел, где продаются эти продукты?
– Мы все отделы посетили?
– Что мы забыли?  … (показ картинок)
– Как называется отдел, где продаются  эти сладкие продукты?
– Молодцы, ребята. Вы помогли Колобку не заблудиться в продуктовом магазине. Теперь он знает в какой отдел ему идти за тем или иным продуктом.
– Ой, как мы устали покупать продукты. Давайте отдохнём и поедим кашу.

 

 


– Но сначала её надо ..что сделать?
– А что нам для этого понадобится?
– А какие продукты мы возьмём для приготовления каши?

Продукты покупают в магазине.
В продуктовом магазине.

Это сыр. Это молоко. Это масло. Это творог.
Они продаются в молочном отделе.
Это колбаса. Это сосиски. Это ветчина.
Они продаются в мясном отделе.
Это рыба.
Рыба продаётся в рыбном отделе.
Это апельсин. Это банан. Это яблоко. Это помидор. Это перец.
Это овощи и фрукты.
Овощи и фрукты продаются в овощном отделе.
Это хлеб. Это батон. Это булочка
Это хлебобулочные изделия.
Хлебобулочные изделия продаются в хлебном отделе.
Это рис. Это гречка. Это сахар.

Это можно купить в бакалейном отделе.
Нет
Мы забыли конфеты.
Шоколад. Торт.
Это всё можно купить в отделе кондитерских изделий.
Кашу надо сварить.
Нам нужна кастрюля.
Мы возьмём молоко, соль, сахар, крупу.

Физминутка. – Давайте сварим кашу. Встанем вокруг нашей кастрюли. Даша– молоко, Вадим – крупа, Артём – соль, Алёна – сахар.

1, 2, 3 Кашу нам горшок вари.
Мы внимательными будем –
Ничего не позабудем.
Держась за руки идут по кругу
Наливаем молоко.
Выходит молоко в центр круга
Мы внимательными будем –
Ничего не позабудем.
Держась за руки идут по кругу
Сыпем соль.
Выходит соль
Мы внимательными будем –
Ничего не позабудем.
Держась за руки идут по кругу
Сыпем сахар.
Выходит сахар
Мы внимательными будем –
Ничего не позабудем.
Держась за руки идут по кругу
Насыпаем мы крупу.
Выходит крупа
Мы внимательными будем –
Ничего не позабудем.
Держась за руки идут по кругу
Каша варится пых-пых, пых-пых
Для друзей и для родных.
Руки к верху, приседаем.

Дети встают в круг, выполняют движения, и проговаривают слова.
Дыхательное упражнение. – Каша готова. Давайте её попробуем. Что нам нужно?
–   Ложку в руку я беру,
И ко рту я подношу.
Каша горячая, давайте подуем: вдох носом – выдох ртом.
А теперь на выдохе проговорим: Ах, какая вкусная каша!
– Наелись?
– И Колобок наелся.
Колобок: «Спасибо, ребята, за кашу. Очень вкусно.»
Нам нужны ложки.

Дети повторяют упражнения за логопедом.

Да.

Игра «Подумай и ответь» – Ребята, но Колобок что-то загрустил. Оказывается, Колобок совсем не умеет готовить. Он просит вас помочь ему и ответить на его вопросы:
Котлеты варят или жарят?
Хлеб режут или ломают?
Сок пьют или едят?
Колобок: «Спасибо,  ребята, за помощь. Ух, ты как это интересно…….»
 

Котлеты жарят.
Хлеб режут.
Сок пьют.

Игра «Чем угостим друга» (с мячом) – Ребята, а вам понравилось играть с Колобком?
– Давайте угостим Колобка. Встанем, я кидаю мяч, а вы возвращаете его мне со словами:
Я угощу Колобка …..
И называете чем…

Колобок: «Спасибо, ребята! За угощение, за добрые слова, за помощь. Я теперь так много знаю о продуктах питания. Знаю, где их можно купить и как готовить. До свидание! До новых встреч!»

Да.
Дети встают напротив логопеда. Получив мяч,  возвращают логопеду, проговаривая предложение.
Итог – Ребята, о чём мы говорили?
– Для чего нужны человеку продукты?
– Правильно. Ведь с пищей человек получает все необходимые витамины, нужные для организма.
– А в каких отделах можно купить продукты?
– Что мы ещё узнали?
Мы говорили о продуктах питания.
Без них он не сможет расти и быть здоровым.
Продукты можно купить в молочном, мясном, хлебном, бакалейном, кондитерском, рыбном и овощном отделах.
Узнали, какие пироги печет бабашка Колобка.
Оценка – Я желаю вам быть всегда здоровыми, красивыми и сильными.
– Молодцы! Вы хорошо отвечали, активно работали, а колобок оставил вам маленькие колобочки  красного – кто всё правильно выполнял, жёлтого – если что –то не получилось и зелёного цвета – если совсем не активно работали. Возьмите себе такого цвета колобочек, насколько вы правильно отвечали и хорошо работали.


Дети берут колобки и объясняют почему