Цель занятия: активизация и расширение словаря по данной лексической теме.
Задачи:
- Коррекционно-образовательные:
- уточнить и активизировать словарь детей по лексической теме: «Продукты питания»;
- закреплять умение классифицировать продукты питания по признакам;
- закреплять употребление в речи относительных и качественных прилагательных; категории Т.п. ед.ч. с предлогомc;
- формировать навык составления предложений из 2-3 слов.
- Коррекционно-развивающие:
- развивать фонематический слух, речевое дыхание, голос, мелкую моторику.
- развивать навыки ориентировки в пространстве, координацию движений.
- развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание и память;
- развивать способности правильно выражать свое эмоциональное состояние;
- развивать общеречевые навыки.
- Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать отзывчивость;
- воспитывать умение работать в коллективе.
Материалы и оборудование: Осенний листочек с загадкой, игрушка-светильник «Колобок», схемы-символы мимических упражнений, муляжи продуктов питания, картинный материал по теме: «Продукты питания», кастрюля, ложки, картинки молока, соли, сахара, крупы, мяч.
Предварительная работа: разучивание физминутку «варим кашу».
ХОД ЗАНЯТИЯ
Этапы |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Оргмомент | – Здравствуйте, ребята! Сейчас сядет тот, кто назовет предмет посуды. | Дети называют посуду и садятся. |
Сообщение темы. | – Посмотрите, ребята, к нам залетел
последний осенний листочек, а на нём загадка,
отгадав её мы узнаем, кто спешит к нам в гости:
|
... колобок |
Мимическая гимнастика. | – Ух, ты к нам в гости спешит Колобок. – Давайте покажем, как мы этому удивлены… (показ карточки-символа) – Но нам очень интересно, что он нам расскажет… – А вот и Колобок... Покажите, как мы рады встречи с ним… |
Дети выполняют упражнения: удивление, любопытство, радость |
Колобок: «Здравствуйте,
ребятишки, девчонки и мальчишки. Я очень рад
встрече с вами! Я пришёл к вам в гости, мне было
скучно одному. Я хочу с вами дружить и играть. А вы
знаете, из какой я сказки? – Ребята, как
называется сказка, где главный герой – Колобок? – Ребята, назовите одним словом всё, что
перечислили. Это всё… |
Из сказки «Колобок» Из теста. |
|
Игра «Подарки для Колобка» (с мячом) | – Ребята, мы будем дружить и играть с
Колобком? – Значит теперь у нас есть новый друг, давайте, чтобы Колобок не грустил, подарим ему красивые слова. – Скажите какой он? Колобок: «Спасибо вам, ребята, мне очень приятно» |
Да. Дети встают в круг и передают мяч, называя слова: румяный, аппетитный, весёлый, красивый, дружелюбный… |
Упражнение «пирожки с начинкой» | – Ребята, а бабушка Колобка не только
колобки умеет печь, но и пироги с разной начинкой. Это
... (показ картинки) Это ... (показ картинки) Это ... (показ картинки) Это ... (показ картинки) Это ... (показ картинки) |
Капуста. |
Пальчиковая гимнастика. | – Ребята, давайте узнаем, что ещё умеет
печь бабушка Колобка. Муку в тесто замесили – Вот сколько всего умеет печь бабушка у Колобка. |
Дети встают полукругом, выполняют движения, и проговаривают слова. |
Игра «хлопни в ладоши» | Колобок: «Ребята, а знаете ли вы
продукты питания?» – Сейчас мы это проверим. Я называю слова, а вы, услышав слово, обозначающее продукт, должны хлопнуть в ладоши. Хлеб, стул, дерево, колбаса, ананас, кукла, сыр, печенье, дом, котлеты, яблоко, стол, сметана. Колобок: «Молодцы, ребят, знаете продукты питания.» |
Да. Дети хлопают в ладоши, если слышат слово, обозначающее продукт. |
Упражнение «разложи продукты по полочкам» | – Ребята, Колобок не знает, где можно
взять продуты. А вы знаете? – Как называется этот магазин? Он какой? – Ребята, давайте вместе с Колобком заглянем в наш магазин. Все продукты в продуктовом магазине разложены в разные отделы. – Ребята, в первом отделе мы видим …(показ картинок) – Как называется отдел, где продаются эти продукты? – А теперь мы видим …(показ картинок) – Как называется отдел, где продаются эти продукты? – Идём в другой отдел. Это…(показ картинок). – Как называется отдел, где продаются рыба? – В следующем отделе мы видим …(показ картинок) – Это одним словом что? – Как называется отдел, где продаются овощи и фрукты? – Хорошо. Давайте заглянем в следующий отдел. Это…(показ картинок). – Ребята, это какие изделия? – Как называется отдел, где продаются хлебобулочные изделия? – Ребята, а это что… (показ картинок). – Как вы думаете, как называется отдел, где продаются эти продукты? – Мы все отделы посетили? – Что мы забыли? … (показ картинок) – Как называется отдел, где продаются эти сладкие продукты? – Молодцы, ребята. Вы помогли Колобку не заблудиться в продуктовом магазине. Теперь он знает в какой отдел ему идти за тем или иным продуктом. – Ой, как мы устали покупать продукты. Давайте отдохнём и поедим кашу.
|
Продукты покупают в магазине. В продуктовом магазине. Это сыр. Это молоко. Это
масло. Это творог. Это можно купить в бакалейном отделе. |
Физминутка. | – Давайте сварим кашу. Встанем вокруг
нашей кастрюли. Даша– молоко, Вадим – крупа,
Артём – соль, Алёна – сахар. 1, 2, 3 Кашу нам горшок
вари. |
Дети встают в круг, выполняют движения, и проговаривают слова. |
Дыхательное упражнение. | – Каша готова. Давайте её попробуем. Что
нам нужно? – Ложку в руку я беру, И ко рту я подношу. Каша горячая, давайте подуем: вдох носом – выдох ртом. А теперь на выдохе проговорим: Ах, какая вкусная каша! – Наелись? – И Колобок наелся. Колобок: «Спасибо, ребята, за кашу. Очень вкусно.» |
Нам нужны ложки. Дети повторяют упражнения за логопедом. Да. |
Игра «Подумай и ответь» | – Ребята, но Колобок что-то загрустил.
Оказывается, Колобок совсем не умеет готовить. Он
просит вас помочь ему и ответить на его вопросы: Котлеты варят или жарят? Хлеб режут или ломают? Сок пьют или едят? Колобок: «Спасибо, ребята, за помощь. Ух, ты как это интересно…….» |
Котлеты жарят. |
Игра «Чем угостим друга» (с мячом) | – Ребята, а вам понравилось играть с
Колобком? – Давайте угостим Колобка. Встанем, я кидаю мяч, а вы возвращаете его мне со словами: Я угощу Колобка ….. И называете чем… Колобок: «Спасибо, ребята! За угощение, за добрые слова, за помощь. Я теперь так много знаю о продуктах питания. Знаю, где их можно купить и как готовить. До свидание! До новых встреч!» |
Да. Дети встают напротив логопеда. Получив мяч, возвращают логопеду, проговаривая предложение. |
Итог | – Ребята, о чём мы говорили? – Для чего нужны человеку продукты? – Правильно. Ведь с пищей человек получает все необходимые витамины, нужные для организма. – А в каких отделах можно купить продукты? – Что мы ещё узнали? |
Мы говорили о продуктах питания. Без них он не сможет расти и быть здоровым. Продукты можно купить в молочном, мясном, хлебном, бакалейном, кондитерском, рыбном и овощном отделах. Узнали, какие пироги печет бабашка Колобка. |
Оценка | – Я желаю вам быть всегда здоровыми,
красивыми и сильными. – Молодцы! Вы хорошо отвечали, активно работали, а колобок оставил вам маленькие колобочки красного – кто всё правильно выполнял, жёлтого – если что –то не получилось и зелёного цвета – если совсем не активно работали. Возьмите себе такого цвета колобочек, насколько вы правильно отвечали и хорошо работали. |
Дети берут колобки и объясняют почему |