Что такое государство

Разделы: История и обществознание


Цель: познакомить с понятием «политическая система общества», пояснить роль государства в нашей жизни, его сущность и функции.

Задачи:

Образовательные: познакомить, что такое политическая система общества, и какова роль государства в ней; раскрыть признаки и функции государства.
Коррекционно-развивающие: совершенствовать работу с данными понятиями и прививать навыки работы с учебной тетрадью.
Воспитательные: воспитать чувство гордости к Отечеству.

Планируемые результаты образования:

Предметные: сформировать начальные представления о политической системе общества и какова роль государства в ней. воспринимают на слух текст; читают вслух осмысленно; пересказывают содержание статьи выборочно; выделяют в тексте фрагменты для ответа на вопрос; объясняют смысл понятия; используют новые термины в собственной речи.
Личностные: раскрывают свою внутреннюю позицию; оценивают собственную учёбную деятельность и выражают положительное отношение к процессу познания; мотивируют свои действия.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Регулятивные: самостоятельно оценивают правильность выполненных действий, внесения корректив; выполняют учебные действия в устной и письменной форме; учатся работать по предложенному учителем плану, высказывать своё предположение (версию) на основе работы с текстом статьи.
Познавательные: работа с информацией, работа с учебными моделями; отвечают на вопросы по тексту, выполняют логические операции сравнения, осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; устанавливают причинно-следственные связи.
Коммуникативные: воспринимают текст с учетом поставленной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для ее решения; сотрудничают с одноклассниками, аргументируют собственную позицию, выслушивают мнение партнёра, вырабатывают общую позицию; получают нужную информацию; сопоставляют полученные ответы.

Основные термины: политическая система общества, государство, суверенитет, функции государства.

Тип урока: комбинированный.

Ресурсный материал: презентация «Что такое государство», тест.

ХОД УРОКА

1. Актуализация опорных знаний

Проверка домашнего задания.

– Назовите тему предыдущего урока?
– Что означает слово гражданская позиция?
– Кого можно назвать гражданином?
– Приведите примеры из истории нашего государства, где люди выполняли свой гражданский долг перед Родиной.
– Какие трудности вы встретили, выполняя задания?

2. Объявление темы урока. Изучение нового материала

Работа со слайдами Презентации №1-3

– Политическая система – это механизм, с помощью которого осуществляется политическая власть, управление обществом.

Работа со схемой.

– Государство является ядром политической системы и консолидирует общество. Оно обладает реальной властью, своим закрепляет новые юридические правила. Слово «государство» может употребляться в разных значениях. Слайд № 2

(Записывают информацию в тетрадь.)

1. Государство – страна, политический организованный народ на территории.
2. Государство – организация верховной власти.

Государство – это особая организация власти и управления, располагающая специальным аппаратом принуждения, и способная придавать своим велениям обязательную силу для населения всей страны.

– Рассмотрите схему и ответьте на вопрос письменно: «Что входит в понятие Государство»? Слайды № 3-4

Примерный ответ: Парламент(Ф.С.), органы правопорядка, президент, судебная система, органы государственной безопасности, вооружённые силы.

– У каждого государства имеются символы. Назовите символы государственной власти? (флаг, герб, гимн)
– Как называется государство, в котором мы живём? (Российская Федерация или Россия) Слайды № 6-7.

Слайд № 8

  • Территория с границей
  • Аппарат управления
  • Система права, законодательства
  • Суверенитет
  • Армия, полиция, суд
  • Право на взимание налогов
  • Гражданство

Работа над понятием суверенитет.

1. Независимость на международной арене
2. Верховенство во внутренних делах.

Признаки правового государства: Слайд № 9

  • Верховенство закона
  • Взаимная ответственность граждан и государства
  • Разделение властей (законодательная, исполнительная, судебная)
  • Наличие, гарантия, защита прав и свобод человека и гражданина.

Слайды «Символы РФ».

– Каждое государство имеет свои символы.

Письменная работа «Символы России».

1. Из каких цветов состоит флаг Российской федерации?

2. Запишите:

а) столицу нашего государства –
б) название города, в котором вы живете –
в) название языка, на котором вы говорите –
г) кто является Президентом нашей страны? –

3. Рассмотрите герб России  на иллюстрации и опишите его изображение.

4. Опишите, что означают цвета на российском флаге?

А) белый цвет – это –
Б) синий цвет – это –
В) красный цвет – это –

Ответы:

Задание 3. Четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и — над ними — одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла — скипетр,  в левой — держава. На груди орла, в красном щите, — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём черного опрокинутого навзничь и попранного конём змея).

Задание 4: белый цвет означает мир, чистоту, непорочность, совершенство; синий – цвет веры и верности, постоянства; красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество»

Учитель  раскрывает  внутренние и внешние функции государства. Запись в тетради.

Внутренние функции Внешние функции
Регулирование экономики Развитие сотрудничества со странами мира
Регулирование социальных отношений Защита страны от внешних нападений
Охрана общественного порядка Защита государственных интересов на международной арене
Правотворчество  
Защита основ конституционного строя  

Презентация «Теории возникновения государства».

3. Закрепление изученного материала

Тест «Государство»

Прочитай задание и отметь знаком (V) правильный ответ.

1. Верно ли следующие суждения о государстве?

а) Государство – это часть политической системы общества.
б) Государство – это организация, обладающая Верховной властью.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

2. Какие функции имеет государство? Назовите их.

а) внутренние;
б) внешние;
в) международные.

3. Организация распространила свою власть на некоторую территорию. Она обеспечила безопасность и правопорядок, издаёт законы, устанавливает налоги. Данная организация – это:
а) государство; б) политическая партия; в) ведомство.

4. Каким государством является Россия?

а) демократическим;
б) недемократическим;
в) капиталистическим;
г) правовым.

Ключ: демократическим, правовым.

Итог урока. Рефлексия

Обычно в конце урока подводятся его итоги,  обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.  Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: Слайд № 9-10.

  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я выполнял задания…
  • я понял, что…
  • теперь я могу…
  • я почувствовал, что…
  • я приобрел…
  • я научился…
  • у меня получилось …
  • я смог…
  • я попробую…
  • меня удивило…
  • урок дал мне для жизни…
  • мне захотелось…

Домашнее задание: решить кроссворд.Кроссворд «Политическая система»

По горизонтали:

1) давать распоряжения и его выполнять;
2) общее уважение;
3) волевое воздействие на поведение людей;

По вертикали:

4) единая политическая организация общества.

Ключ:

По горизонтали:

1. Власть
2. Авторитет
3. Сила

По вертикали:

1. Государство

Карточка.

Подчеркни функции государства:

а) внутренние;
б) внешние;
в) международные.