Цель: познакомить с понятием «политическая система общества», пояснить роль государства в нашей жизни, его сущность и функции.
Задачи:
Образовательные: познакомить,
что такое политическая система общества, и
какова роль государства в ней; раскрыть признаки
и функции государства.
Коррекционно-развивающие: совершенствовать
работу с данными понятиями и прививать навыки
работы с учебной тетрадью.
Воспитательные: воспитать чувство гордости
к Отечеству.
Планируемые результаты образования:
Предметные: сформировать
начальные представления о политической системе
общества и какова роль государства в ней.
воспринимают на слух текст; читают вслух
осмысленно; пересказывают содержание статьи
выборочно; выделяют в тексте фрагменты для
ответа на вопрос; объясняют смысл понятия;
используют новые термины в собственной речи.
Личностные: раскрывают свою
внутреннюю позицию; оценивают собственную
учёбную деятельность и выражают положительное
отношение к процессу познания; мотивируют свои
действия.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: самостоятельно оценивают
правильность выполненных действий, внесения
корректив; выполняют учебные действия в устной и
письменной форме; учатся работать по
предложенному учителем плану, высказывать своё
предположение (версию) на основе работы с текстом
статьи.
Познавательные: работа с информацией,
работа с учебными моделями; отвечают на вопросы
по тексту, выполняют логические операции
сравнения, осознанно и произвольно строят
речевые высказывания в устной форме;
устанавливают причинно-следственные связи.
Коммуникативные: воспринимают текст с
учетом поставленной задачи, находят в тексте
информацию, необходимую для ее решения;
сотрудничают с одноклассниками, аргументируют
собственную позицию, выслушивают мнение
партнёра, вырабатывают общую позицию; получают
нужную информацию; сопоставляют полученные
ответы.
Основные термины: политическая система общества, государство, суверенитет, функции государства.
Тип урока: комбинированный.
Ресурсный материал: презентация «Что такое государство», тест.
ХОД УРОКА
1. Актуализация опорных знаний
Проверка домашнего задания.
– Назовите тему предыдущего урока?
– Что означает слово гражданская позиция?
– Кого можно назвать гражданином?
– Приведите примеры из истории нашего
государства, где люди выполняли свой гражданский
долг перед Родиной.
– Какие трудности вы встретили, выполняя
задания?
2. Объявление темы урока. Изучение нового материала
Работа со слайдами Презентации №1-3
– Политическая система – это механизм, с помощью которого осуществляется политическая власть, управление обществом.
Работа со схемой.
– Государство является ядром политической системы и консолидирует общество. Оно обладает реальной властью, своим закрепляет новые юридические правила. Слово «государство» может употребляться в разных значениях. Слайд № 2
(Записывают информацию в тетрадь.)
1. Государство – страна, политический
организованный народ на территории.
2. Государство – организация верховной власти.
Государство – это особая организация власти и управления, располагающая специальным аппаратом принуждения, и способная придавать своим велениям обязательную силу для населения всей страны.
– Рассмотрите схему и ответьте на вопрос письменно: «Что входит в понятие Государство»? Слайды № 3-4
Примерный ответ: Парламент(Ф.С.), органы правопорядка, президент, судебная система, органы государственной безопасности, вооружённые силы.
– У каждого государства имеются символы.
Назовите символы государственной власти? (флаг,
герб, гимн)
– Как называется государство, в котором мы живём?
(Российская Федерация или Россия) Слайды № 6-7.
Слайд № 8
- Территория с границей
- Аппарат управления
- Система права, законодательства
- Суверенитет
- Армия, полиция, суд
- Право на взимание налогов
- Гражданство
Работа над понятием суверенитет.
1. Независимость на международной арене
2. Верховенство во внутренних делах.
Признаки правового государства: Слайд № 9
- Верховенство закона
- Взаимная ответственность граждан и государства
- Разделение властей (законодательная, исполнительная, судебная)
- Наличие, гарантия, защита прав и свобод человека и гражданина.
Слайды «Символы РФ».
– Каждое государство имеет свои символы.
Письменная работа «Символы России».
1. Из каких цветов состоит флаг Российской федерации?
2. Запишите:
а) столицу нашего государства –
б) название города, в котором вы живете –
в) название языка, на котором вы говорите –
г) кто является Президентом нашей страны? –
3. Рассмотрите герб России на иллюстрации и опишите его изображение.
4. Опишите, что означают цвета на российском флаге?
А) белый цвет – это –
Б) синий цвет – это –
В) красный цвет – это –
Ответы:
Задание 3. Четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и — над ними — одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла — скипетр, в левой — держава. На груди орла, в красном щите, — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём черного опрокинутого навзничь и попранного конём змея).
Задание 4: белый цвет означает мир, чистоту, непорочность, совершенство; синий – цвет веры и верности, постоянства; красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество»
Учитель раскрывает внутренние и внешние функции государства. Запись в тетради.
Внутренние функции | Внешние функции |
Регулирование экономики | Развитие сотрудничества со странами мира |
Регулирование социальных отношений | Защита страны от внешних нападений |
Охрана общественного порядка | Защита государственных интересов на международной арене |
Правотворчество | |
Защита основ конституционного строя |
Презентация «Теории возникновения государства».
3. Закрепление изученного материала
Тест «Государство»
Прочитай задание и отметь знаком (V) правильный ответ.
1. Верно ли следующие суждения о государстве?
а) Государство – это часть политической
системы общества.
б) Государство – это организация, обладающая
Верховной властью.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
2. Какие функции имеет государство? Назовите их.
а) внутренние;
б) внешние;
в) международные.
3. Организация распространила свою власть на
некоторую территорию. Она обеспечила
безопасность и правопорядок, издаёт законы,
устанавливает налоги. Данная организация – это:
а) государство; б) политическая партия; в)
ведомство.
4. Каким государством является Россия?
а) демократическим;
б) недемократическим;
в) капиталистическим;
г) правовым.
Ключ: демократическим, правовым.
Итог урока. Рефлексия
Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: Слайд № 9-10.
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я выполнял задания…
- я понял, что…
- теперь я могу…
- я почувствовал, что…
- я приобрел…
- я научился…
- у меня получилось …
- я смог…
- я попробую…
- меня удивило…
- урок дал мне для жизни…
- мне захотелось…
Домашнее задание: решить кроссворд.Кроссворд «Политическая система»
По горизонтали:
1) давать распоряжения и его выполнять;
2) общее уважение;
3) волевое воздействие на поведение людей;
По вертикали:
4) единая политическая организация общества.
Ключ:
По горизонтали:
1. Власть
2. Авторитет
3. Сила
По вертикали:
1. Государство
Карточка.
Подчеркни функции государства:
а) внутренние;
б) внешние;
в) международные.