Открытый урок по теме "Штрих "Non legato""

Разделы: Музыка, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (21 МБ)


Цель урока: Закрепление навыков игры нот раздельно (Non legato).

Задачи урока:

Обучающие:

  • добиваться законченности мотивов с помощью штриха Non legato;
  • закрепить навыки механических движений пальцев левой и правой рук во время исполнения звуков non legato (отдельно).

Развивающие:

  • развивать ощущения “удобства” при исполнении нот Non legato (отдельно);
  • развивать музыкальный слух;
  • развивать координацию рук и беглость пальцев;
  • развивать ассоциативность музыкального мышления (музыкальное воображение);
  • развивать способность выражать “эмоциональность”.

Воспитывающие:

  • расширять кругозор в музыкальном плане;
  • познавать разнообразие музыкального языка и его выразительность;
  • воспитывать трудолюбие и собранность.

Форма учебного занятия: комбинированная

Форма организации работы: индивидуальная

Тип урока: Закрепление практических навыков игры штрихом Non legato.

Методы, используемые на уроке: объяснительно-иллюстративные; репродуктивные; творческий; наблюдение; сопоставление; побуждение к сопереживанию; игра; беседа.

Оборудование: гитара; иллюстрации; сценический реквизит; компьютер.

Структура урока

Вводная, организационная часть (5 минут): Приветствие, создание в ходе общения необходимой атмосферы, мотивирующей обучающегося на учебный процесс и творчество. Сообщение обучающемуся цели урока. Настройка инструмента, подготовка соответствующего нотного материала для работы.

Основная часть занятия (35 минут). Работа над музыкальными произведениями.

Гамма G-dur (соль-мажор) (5 минут).

Преподаватель: Игра гаммы поможет тебе размять пальчики, как говорится “разогреться”, сосредоточить внимание на работе с музыкальным материалом. Каждую ноту гаммы будем исполнять Non legato (отдельно).

Первое действие: “подготовка” - палец левой руки и палец правой руки одновременно без усилия ставим на струну.

Второе действие: “прижатие” - пальцем левой руки прижимаем струну на соответствующем ладу.

Третье действие: “звукоизвлечение” - пальцем правой руки соскальзываем со струны, заставляя ее колебаться, т.е. звучать.

Четвертое действие: “контролирование продолжительности звучания” - пальцем левой руки удерживаем прижатую струну, позволяя ноте звучать согласно ее длительности.

Пятое действие: “прекращение звучания” - пальцем левой руки освобождаем прижатую струну, тем самым прерывая звучание ноты. Отдых. Далее - та же процедура только с другими пальцами правой и левой рук.

Замечания и рекомендации преподавателя в процессе рабаты над гаммой:

  • Играй ноты гаммы способом звукоизвлечения “с опорой”. Исключение составляют ноты, воспроизводимые на шестой струне, это соль и ля малой октавы, которые вынужденно исполняются способом звукоизвлечения “щипок”.
  • Соблюдай вторую позицию. Указательный палец левой руки всегда находится на втором ладу.
  • Сыграв ноту и прослушав ее звучание, обязательно дай отдохнуть кисти левой руки.
  • Не закрепощай кисть левой руки.
  • Прижимай струны на ладах подушечками пальцев левой руки ближе к ногтю и ближе к порожку, чтобы избежать “треска”.
  • Заранее подготавливай пальцы левой руки для прижатия нот.
  • Не спеши.

Р.де Визе – Менуэт (7 минут).

Преподаватель: Менуэт – это старинный придворный танец. Само название пьесы “старинный придворный танец” уже вызывает ассоциации со старинным замком и танцующими в нем “герцогами и герцогинями”. Играя на инструменте, учись подражать танцующим “герцогам и герцогиням”, если сказать образно, то учись соучаствовать в их “мероприятии”. В данной пьесе почти все ноты исполняются Non legato (отдельно). Исключение составляют ноты мелкой длительности, и некоторые ноты сильной доли. Исполнение нот Non legato придает произведению утонченный характер и некую остроту, что поможет тебе познавать разнообразие музыкального языка и его выразительность. Использование штриха Non legato неизбежно приведет тебя к ощущениям удобства и комфортности во время исполнения. Мелодия может исполняться способом звукоизвлечения как “с опорой”, так и “щипком”. К нотам, исполняющимся Non legato, применяются действия воспроизведения, как и к нотам в гамме.

Замечания и рекомендации преподавателя в процессе рабаты над пьесой:

  • Ноты, исполняемые Non legato играй острее, характерней.
  • Пальчик левой руки снимай активнее, чтобы успевать подготовиться к прижатию следующей ноты.
  • Старайся слушать, как красиво начинает звучать произведение, когда ты воспроизводишь ноты штрихом Non legato.
  • Играя это произведение, представляй себе, что под эту музыку где-нибудь в старинном замке при свечах танцуют “герцоги и герцогини” неспешно и очень важно.

А.Кано-Куриела – Дивертисмент (7 минут).

Преподаватель: В данной пьесе четыре ноты каждого такта группируются в мотивы. Каждый мотив оканчивается нотой, исполняемой Non legato. Когда мы хотим выразить словами что-то очень эмоциональное, мы усиливаем слова удвоением – “самый-самый”, “тихо-тихо”, “громко-громко” и т.д. В этой пьесе тебе предоставляется возможность реализовывать свою способность эмоционально исполнять музыкальные звуки, следуя схеме усиления слов.

Замечания и рекомендации преподавателя в процессе рабаты над пьесой:

  • Не забывай прекращать звучание последней ноты каждого такта снятием пальцев левой руки со струны.
  • Старайся мягко снимать палец левой руки со струны, что бы мотивы приобретали завершенный вид и хорошо ложились на слух. Это действие придает выразительность мотивам, что способствует развитию музыкального слуха.
  • Успевай воспроизводить “бас” большим пальцем (p) правой руки, укладываясь в ритм;
  • Произноси вслух удвоенные слова и одновременно играй мотив. Каждый слог произносимых слов приходится на одну из нот мотива. Третий слог ударный, поэтому третья нота мотива выделяется.

М.Каркасси – Moderato (8 минут).

Костюмирование: для создания сценического образа обучающийся одевает водительские шлем, очки, кожаную куртку и держит клаксон; преподаватель одевает фуражку работника ГБДД, берет “жезл” регулировщика и свисток, устанавливает дорожные знаки: “Остановка запрещена” и “Стоянка запрещена”.

Преподаватель: Для подчеркивания характера данного произведения применение Non legato обязательно. Применение Non legato поможет тебе избежать зажатия кисти левой руки. Это произведение по своему звучанию очень напоминает движущийся по разухабистой дороге ретро-авто (демонстрация иллюстраций авто), покачивающийся и издающий веселые звуки клаксона. Ретро-авто весело движется по проезжей части. Все хорошо. Но на проезжей части водителя всегда поджидают опасности. Для избежания ДТП необходимо знать правила дорожного движения. И тут на помощь приходит работник ГБДД. Он объясняет что обозначают дорожные знаки “Остановка запрещена”, и “Стоянка запрещена”, и в чем их различие (демонстрация иллюстраций “дорожных знаков”). Это поможет разобраться с паузами в произведении. В конце произведения стоянка разрешена, а между первой и второй частями произведения разрешена только остановка, а стоянка запрещена.

Замечания и рекомендации преподавателя в процессе рабаты над пьесой:

  • Аккорды играй острее. Подражай клаксону.
  • После аккордов рука уже над струнами и отдыхает. В этот момент отдыха нужно пальчик направлять к следующей ноте, что бы успеть ее подготовить и прижать.
  • Бас играй “с опорой”.
  • Прислушивайся к характеру произведения.
  • Стаайся почувствовать настроение музыкального произведения и играть в задорном характере.
  • Подражай образу шофера ретро-авто.
  • Строго соблюдай паузы.

Польский народный танец – Мазурка (8 минут).

Педагог сообщает воспитаннику: В первой части пьесы каждая последняя нота мотива исполняется Non legato. Применение Non legato поможет тебе избежать зажатия кисти левой руки, и позволит своевременно производить смену позиций. Во второй части произведения применение Non legato поможет тебе подчеркнуть характер произведения и придать ему легкость.

Замечания и рекомендации преподавателя в процессе рабаты над пьесой:

  • Большим (P) и безымянным (a) пальцами правой руки старайся играть “с опорой”. Указательным (i) и средним (m) пальцами правой руки играй “щипком”.
  • Последнюю ноту каждого такта не забывай играть Non legato.
  • Во второй части произведения аккорды не забывай играть Non legato (отдельно).
  • Добивайся легкости движений кисти левой руки при смене аккордов.
  • Мазурка – танец. Старайся играть в характере и ритмике танца.

Подведение итогов (5 минут). Анализ проделанной работы в форме беседы.

Преподаватель задает вопросы по изученному материалу:

- Какая была тема сегодняшнего занятия? (Штрих Non legato).

- Что ты почувствовал и что ты открыл для себя, играя произведения штрихом Non legato? (Музыка преображается и звучит красивее. Мне нравится играть штрихом Non legato. Рука не зажимается, и я успеваю произвести смену позиций.)

- Что ты узнал нового из сегодняшнего занятия? (Я узнал, что нужно не только уметь соблюдать паузы, играя музыкальные произведения, но и узнал где можно сделать остановку, когда едешь на машине, а где нельзя.)

- Что у тебя получилось и над чем еще нужно потрудиться? (Получилось играть ноты Non legato. Нужно потрудиться над соблюдением пауз и над ритмом).

- Что значит играть ноты Non legato? (Non legato – это значит играть ноты раздельно).

- Что нужно делать, чтобы ноты звучали раздельно? (Нужно отпускать прижатие струн на ладах пальцами левой руки и отдыхать).

Литература

  1. А.Иванов-Крамской — Школа игры на шестиструнной гитаре;
  2. М.Каркасси – Школа игры на шестиструнной гитаре;
  3. Сборник легких пьес для начинающих;
  4. Ю.Кузин — Азбука начинающего гитариста.