Цели: сформировать представление учащихся об единицах измерения информации.
Задачи:
Образовательные:
- обобщить знания учащихся о представлении информации в памяти компьютера;
- дать представление о единицах измерения информации;
- научить находить информационный объем.
Развивающие:
- развить познавательный интерес, речь и внимание учащихся.
- формировать информационную компетентность.
Воспитательные:
- воспитать у учащихся интерес к предмету, доброжелательность, умение работать в коллективе.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы и приёмы работы: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый
Оборудование: доска, маркеры, компьютерный класс, мультимедийный проектор, раздаточный материал, калькуляторы, учебник для 6 класса Л.Л. Босовой “Информатика и ИКТ”, рабочая тетрадь для 6 класса.
1. Организационный момент сл.1
Прозвенел звонок, а это значит, мы можем начать нашу с вами работу (проверка состояния рабочего места, исправность компьютера, рабочих тетрадей).
2. Изучение нового материала сл.2
- Что такое информация? (Информация – это сведения об окружающем нас мире. Окружающий нас мир – это мир информации).
- Откуда вы получаете информацию? (от учителей, родителей, сверстников, телевидения, интернета, радио и т.д.).
Человек получает информацию и с помощью органов чувств: органов зрения, слуха, вкуса, осязания и обоняния.
По форме представления различают числовую, текстовую, графическую, звуковую и видеоинформацию.
Изучением всевозможных способов передачи, хранения и обработки информации занимается наука информатика. Хранить, обрабатывать и передавать информацию человеку помогает компьютер.
- Вам известны единицы измерения длины. Это миллиметры, сантиметры, метры, километры. Масса измеряется в граммах, килограммах, центнерах и тоннах. Углы измеряются в градусах. Время – в секундах, минутах и часах. Сегодня наша задача – выяснить, а каковы же единицы измерения информации.сл.3
Сл.4 –сл.5 Представленная в цифровом виде информация тоже может быть измерена. Единицами измерения информации являются биты (0 и 1) и байты (1 байт = 8 битов). Бит – (от английского слова bit – двоичная единица ) - это наименьшая единица измерения емкости памяти компьютера. Бит – это одна двоичная ячейка памяти, в которую можно записать 0 и 1. Байт – это восемь подряд записанных (расположенных) битов (например, 11000001). Более крупными единицами измерения информации являются килобайты, мегабайты и гигабайты:
Сл.6
- 1 байт = 8 битов;
- 1 Кбайт (один килобайт) = 1024 байт;
- 1 Мбайт (один мегабайт) = 1024 Кбайт;
- 1 Гбайт (один гигабайт) = 1024 Мбайт.
Например: сообщение “ИНФОРМАТИКА” состоит из 11 символов, каждый из которых кодируется цепочкой из 8 нулей и единиц. Следовательно, это сообщение имеет информационный объем 88 битов, или 11 байтов.
На каждой странице нашего учебника помещается чуть меньше 40 строк, в каждой строке – примерно 60 символов. Следовательно, страница учебника имеет информационный объем около 2400 байтов, а весь учебник, состоящий из 176 страниц, - 422400 байтов информации. Чтобы перейти от байтов к килобайтам, разделим это число на 1024. получим: 422400 байт 413 Кбайт. Для перехода к мегабайтам выполним деление числа 413 на 1024. Получим: 413 Кбайт 0,4 Мбайт.
Значительно больший информационный объем имеют графические файлы. Так изображение, состоящие из 600?800 пикселей, каждый из которых кодируется цепочкой из 24 нулей и единиц (3 байта), имеет информационный объем 600 х 800 х 3 = 1440000 байт 1402 Кбайт 1,37 Мбайт.
Сл.7 Объем компьютерных информационных носителей также измеряется в мегабайтах и гигабайтах.
Так, трехдюймовая дискета имеет объем (емкость) 1,44 Мбайт.
Объем оперативной памяти современных ПК достигает тысяч мегабайт и больше. Оперативную память иногда называют ОЗУ (оперативное запоминающее устройство). Делают ОЗУ в виде маленьких пластинок – плат с микросхемами и размещают внутри системного блока. Чем больше оперативная память, тем быстрее работает компьютер и тем более сложные программы он может выполнять.
В качестве устройств внешней памяти используются накопители на оптических (лазерных) дисках, которые называют CD-дисками, и электронную флеш-память. Компакт диск (CD) – 650 Мбайт, цифровой диск (DVD) – от 4,7 до 17 Гбайт. Флеш-память – 500Мб, 1Гб, 2Гб, 4Гб, ... .
Стандартный жесткий диск или винчестер находится внутри системного блока. От ёмкости жесткого диска зависит количество информации, которое можно длительное время хранить в компьютере. Ёмкость современных винчестеров очень велика.
Сл.8 Это интересно:
Лазерный диск может хранить:
- 95 копий словаря русского языка Сергея Ивановича Ожегова,
- 72 минуты мультипликационного или видеофильма,
- 2 часа музыки, 19 часов записи речи или 600 высококачественных фотографий.
Сл.9 Давайте обсудим:
- Что такое байт, килобайт, мегабайт и гигабайт?
- Сколько битов составляет ? килобайта? (4096 бит)
- Сколько школьных учебников ёмкостью 350 кб можно разместить на трехдюймовой дискете? (4)
Сл.10 Физкультминутка
Сидя. Взяться правой рукой за левое ухо, а левой рукой взяться за кончик носа. Хлопнуть в ладоши и быстро поменять руки: левой рукой – правое ухо, правой – кончик носа.
Встать и одновременно отдать честь правой рукой, а левую вытянуть вдоль туловища. Затем, подняв большой палец ладони левой руки, сказать “Во!”. Затем хлопнуть в ладоши и сделать то же, но другими руками.
3.Закрепление. Сл.11
Задание: Подсчитайте объем информации в нашем учебнике информатики.
Сл.12 Решение: На каждой странице нашего учебника помещается чуть меньше 40 строк, в каждой строке – примерно 60 символов. Следовательно, страница учебника имеет информационный объем около 2400 байтов, а весь учебник, состоящий из 176 страниц, - 422400 байтов информации. Чтобы перейти от байтов к килобайтам, разделим это число на 1024. получим: 422400 байт 413 Кбайт. Для перехода к мегабайтам выполним деление числа 413 на 1024. Получим: 413 Кбайт 0,4 Мбайт.
Сл.13 Решите примеры и прочитайте закодированное слово.
- 0,5 Кб = ____ б
- 1,2 Мб = ____Кб
- 0,3 Гб =_____ Мб
- 1024 Мб = ____ Гб
- 2700 Кб = ____ Мб
- 3600 Б = _____Кб
К=1228,8 Кб; А=307,2 Мб; С=512 б; Р=3,51 Кб;
Е=2,63 Мб; Н=1 Гб. Ответ - сканер
4. Домашнее задание Сл.14
Параграф 1.4 РТ № 42,43.
1. Возьмите любой текстовый документ, определите сколько в нём информации и определите сколько таких документов может поместится на флешке, CD-диске, DVD-диске.
2. Любой графический файл (рисунок, фотография)
3. Любой звуковой файл (музыка)
4. Любой видео файл ( фильм)
Записать результаты в таблицу
Тип файла Тип носителя |
Текстовый файл | Графический файл | Звуковой файл | Видео файл | |
Количество информации в данном документе | |||||
флешка | Количество документов
помещающихся на носителе (ответ округлить до целых) |
||||
CD – диск | |||||
DVD – диск |
5. Итоги урока Сл.15
Посмотрите еще раз на тему урока и попробуйте сначала про себя, затем вслух закончить следующие предложения:
- Я узнал...
- Я научился...
- Я оцениваю свою работу...
Сл.16