Цели:
- Закрепление правильного произношения звуков “С” и “СЬ”.
- Определение позиции звуков в словах.
- Закрепление умения вспоминать слова на заданный звук.
- Воспитание фонематического слуха.
- Закрепление навыка ориентирования на листе бумаги понятий: право - лево, верх – низ.
- Упражнение в согласовании с числительных с существительными.
Оборудование: игрушка сова, индивидуальные карточки, предметные картинки со словами на “С”, “СЬ”, кружки синего и зелёного цвета.
Ход занятия
I. Орг. момент
Здравствуйте, ребята!
На занятие попадёт тот, кто слово на заданный слог назовёт! Игра “Слоговой аукцион”.
Са-, со -, су -...сы....
II. Сообщение темы занятия
Мы с вами часто путешествовали вместе с Мудрой Совой, Ёжиком и Лисёнком.
А вот сегодня мы с вами отправимся мы в гости к Мудрой Сове, чтобы поздравить её с Днём рождения! И, конечно, в День рождения следует дарить подарки. Я вам хочу предложить сегодня выбрать для Совы подарки в нашем игровом магазине. Но всё дело в том, что сова предпочитает подарки на первый звук своего названия, а какой первый звук в слове “сова”? - “С”. Что ж подумайте, какой подарок вы бы смогли ей подарить, и как она сможет его потом использовать.
III. Введение в тему занятия
А) Здравствуй, Сова! Мы пришли тебя поздравить с Днём рождения!!! Ребята давайте подарим Сове свои подарки!
Дети вспоминают слова на “С” и объясняют, почему они выбрали этот подарок. (Например, Сова я решил подарить тебе санки, чтобы зимой ты на них каталась)
Б) Ребята, я вам по секрету хочу сказать, что Сова потому такая Мудрая, что долго живёт, но как многие старые люди она уже плохо слышит и невнятно говорит. Помните, как она поздравляла Вини Пуха и говорила: “Праздравляю!..”
Мне хотелось бы узнать, а у вас внимательные ушки? Тогда давайте посчитает, сколько раз она произнесёт своё имя.
Когда вы услышите слово “СОВА”, вы должны написать палочку, не выходя за контур ограничительных полосок, если будет звучать другое слово – ничего не пишите!
Сова, сова, софа, фасоль, шова, сова, зова, сова.
Сова – женщина. Её любимая причёска – КОСЫ. Она очень любит заплетать косы, но чтобы не забыть это слово, часто его повторяет. Давайте посчитаем, сколько раз она скажет это слово.
Косы, кошы, козы, косы, весы, косы, сенокосы, волосы.
В) Ребята, вы уже догадались, что любимый звук Совы “С”. Она даже имя себе решила придумать на этот звук. Догадайтесь, какое у неё имя: С, О, Н’, А. Назовите - свои имена по звукам.
Г) Соня решила вам предложить выполнить задание: определить, место звука “С” в словах. (Карточка с изображением предмета, в котором звучит. Надо определить в начале, середине или конце звучит заданный звук в слове.)
Д) Ребята, многие из вас ездили в отпуск с родителями в тёплые страны. Наша сова тоже недавно отдыхала в сказочном тёплом местечке. И даже сфотографировалась со своими новыми друзьями. А потом решила им отправить свои рисунки в подарок. Детям раздают карточки, на которых в центре изображена сова, над которой нарисована - собака, справа – слон, снизу – сорока, слева – соловей. Другу справа пририсуйте - книгу сказок, другу, который изображён над ней – сумочку, другу слева – пакет с соком, другу под ней – сливу.
IV. Физминутка
На панно прикреплены синие и зелёные кружки. Дети по очереди последовательно вместо цвета кружка произносят звуки “С” - если видят синий кружок и одновременно поднимают вверх правую руку, “СЬ” - если видят зелёный кружок и одновременно поднимают вверх левую руку.
V. Закрепление материала
Г) Ребята, сегодня Сова приготовила для вас игру “Соедини картинку на карточке со звуком”. Ваша задача такова. Если в слове звучит твёрдый звук “С, соедините картинку - с синим кружком, если звучит мягкий, с – зелёным!
Д) Ребята, я хочу вам рассказать, что наша сова очень аккуратная, любит во всём порядок. Вот и сегодня она решила пересчитать предметы в своём дупле. Давайте её поможем. Игра “Сосчитай-ка”. Вам следует сосчитать предметы на картинках и сообщить о результате сове. (На карточках изображено: шесть слив, пять стульев, три стола...)
VI. Подведение итогов
Ну, что ж нам пора прощаться с совой и возвращаться в сад. Давайте вспомним, к кому мы сегодня ходили в гости. Зачем мы ходили? Какие подарки дарили? Чем мы помогли сове?
VII. Организация окончания занятия