Актуальность. Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.
Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята. Это детский исследовательский проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной опытно - исследовательской деятельности, осознание детьми своих интересов, формирование умений их реализовывать, приобретение и применение детьми новых знаний в жизни.
Проблема. Как можно вырастить зелёный лук на подоконнике? Чем может быть полезен лук? Что можно делать с луком?
Цель проекта. Формирование первоначальных экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста посредством создания мини-огорода на окне.
Задачи проекта:
Для работы с детьми
- учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях;
- обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
- развивать познавательные и творческие способности детей;
- формировать осознанно-правильное отношение к природным явлениям и объектам.
- воспитывать бережное отношение к своему труду, любовь к растениям.
- Обогащать словарный запас за счет новых понятий, введения разнообразных атрибутов.
- Совершенствовать диалогическую и монологическую речь, умение вести координированный диалог “ребёнок-ребёнок-воспитатель”.
Для работы с родителями
- Заинтересовать родителей в совместной деятельности: воспитатель-родитель-ребенок на подготовительном этапе.
- Выполнять совместные задания по проекту.
Для педагога
- Овладеть методом проектов как технологией и как деятельностью по самоорганизации профессионального пространства.
- Выстроить стратегию руководства проектом во взаимодействии с родителями, детьми.
- Сформировать предметно-развивающую среду для проекта, оформить зоны познания играми на тему проекта.
- Помогать детям добывать знания.
Продолжительность проекта: 1 месяц
Направленность проекта: практический, познавательно – исследовательский
Принципы реализации проекта:
- Принцип развития – ориентация на развитие личности.
- Принцип дифференциации и индивидуализации - создание условия для полного проявления способностей каждого ребенка и его семьи.
- Принцип диалогического общения – открытость, искренность, взаимопонимание всех субъектов проекта.
- Принцип доступности – организация работы с учетом возрастных особенностей, подготовленности, а также индивидуальных особенностей семейных отношений.
- Принцип системности – решением комплекса задач образовательной и воспитательной направленности.
Участники проекта:
Дети младшего дошкольного возраста, педагог, музыкальный руководитель, родители воспитанников.
Образовательные области: социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие.
Предполагаемый результат:
Для детей
- получение знаний о необходимости влаги, света, тепла для роста растений;
- приобретение элементарных навыков исследовательской деятельности;
- развитие наблюдательности;
- активизация словарного запаса.
Для родителей
- повышение компетентности по данной теме;
- избрание нужных ориентиров в воспитании;
- укрепление детско-родительских отношений.
Для педагога
- повышение профессионализма;
- внедрение новых методов в работе с детьми и родителями;
- самореализация.
Этапы проекта
Подготовительный этап:
- Вовлечение всех участников в план совместной реализации проекта.
- Обсуждение цели и задач проекта.
- Подбор познавательных статей, художественной литературы, иллюстративного и дидактического материала по данной теме.
- Разработка компьютерной презентации “Витамины растут на грядке”
- Приобретение необходимого оборудования, посадочного материала.
Основной этап:
- Совместная деятельность – посадка лука.
- Наблюдение и уход за “огородом”.
- Просмотр компьютерной презентации “Витамины растут на грядке”.
- Рассматривание иллюстраций по теме проекта.
- Использование дидактических игр “Что растет в огороде”, “Вершки и корешки”, “Четвертый лишний”, “Найди пару”, “Собери целое из частей”.
- Фотосессия “Мы сажали огород”.
- Совместное художественное творчество “Наш урожай”.
- Игра – инсценировка “Огородная – хороводная”.
- Проведение консультаций для родителей “Лук от семи недуг”, “Полезные свойства лука”, “Зеленый мир на окне”.
Заключительный этап:
- Употребление выращенного лука в пищу.
- Выставка детских работ “ Вырастили мы лучок”.
- Презентация материалов проекта на педагогическом совете.
Вывод.
Результатом проекта стало повышение уровня знаний детей об овощных культурах; о необходимых условиях для их успешного выращивания; совершенствование трудовых навыков.
Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности.
Сам процесс и результат проекта принес детям удовлетворение, радость, переживания, осознания собственных умений.
Родители узнали, что используя метод проекта дети смогут самостоятельно добывать знания, а не получать их в готовом виде.
Список используемой литературы
1. Корнилова В. М. "Экологическое окно” в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2008г.- 123 с.
2. Коробова М. В., Белоусова Р. Ю. Малыш в мире природы: Методическое пособие для воспитателей и родителей.- М.: Просвещение, 2006г.- 93 с.
3. Маневцова Л.М., Саморукова П.Г. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников. - СПб.: Акцидент, 1998г. - 319 с.
4. Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада.- М.: Мозаика - синтез, 2004г. - 91 с.
5. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – 2-е изд.- М.: Мозаика - Синтез, 2006 г. - 104 с.
6. Осипов Н.Ф. Занимательная ботаническая энциклопедия. - М: Педагогика - ПРЕСС, 1998г. - 208 с.
7. Смирнов А. “Зачем луку луковица”. – М.: Малыш, 1990г. – 24 с.