Познавательно-исследовательский проект "Зеленый мир на окне"

Разделы: Работа с дошкольниками


Актуальность. Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.

Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята. Это детский исследовательский проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной опытно - исследовательской деятельности, осознание детьми своих интересов, формирование умений их реализовывать, приобретение и применение детьми новых знаний в жизни.

Проблема. Как можно вырастить зелёный лук на подоконнике? Чем может быть полезен лук? Что можно делать с луком?

Цель проекта. Формирование первоначальных экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста посредством создания мини-огорода на окне.

Задачи проекта:

Для работы с детьми

- учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях;

- обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.

- развивать познавательные и творческие способности детей;

- формировать осознанно-правильное отношение к природным явлениям и объектам.

- воспитывать бережное отношение к своему труду, любовь к растениям.

- Обогащать словарный запас за счет новых понятий, введения разнообразных атрибутов.

- Совершенствовать диалогическую и монологическую речь, умение вести координированный диалог “ребёнок-ребёнок-воспитатель”.

Для работы с родителями

- Заинтересовать родителей в совместной деятельности: воспитатель-родитель-ребенок на подготовительном этапе.

- Выполнять совместные задания по проекту.

Для педагога

- Овладеть методом проектов как технологией и как деятельностью по самоорганизации профессионального пространства.

- Выстроить стратегию руководства проектом во взаимодействии с родителями, детьми.

- Сформировать предметно-развивающую среду для проекта, оформить зоны познания играми на тему проекта.

- Помогать детям добывать знания.

Продолжительность проекта: 1 месяц

Направленность проекта: практический, познавательно – исследовательский

Принципы реализации проекта:

  • Принцип развития – ориентация на развитие личности.
  • Принцип дифференциации и индивидуализации - создание условия для полного проявления способностей каждого ребенка и его семьи.
  • Принцип диалогического общения – открытость, искренность, взаимопонимание всех субъектов проекта.
  • Принцип доступности – организация работы с учетом возрастных особенностей, подготовленности, а также индивидуальных особенностей семейных отношений.
  • Принцип системности – решением комплекса задач образовательной и воспитательной направленности.

Участники проекта:

Дети младшего дошкольного возраста, педагог, музыкальный руководитель, родители воспитанников.

Образовательные области: социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие.

Предполагаемый результат:

Для детей

- получение знаний о необходимости влаги, света, тепла для роста растений;

- приобретение элементарных навыков исследовательской деятельности;

- развитие наблюдательности;

- активизация словарного запаса.

Для родителей

- повышение компетентности по данной теме;

- избрание нужных ориентиров в воспитании;

- укрепление детско-родительских отношений.

Для педагога

- повышение профессионализма;

- внедрение новых методов в работе с детьми и родителями;

- самореализация.

Этапы проекта

Подготовительный этап:

- Вовлечение всех участников в план совместной реализации проекта.

- Обсуждение цели и задач проекта.

- Подбор познавательных статей, художественной литературы, иллюстративного и дидактического материала по данной теме.

- Разработка компьютерной презентации “Витамины растут на грядке”

- Приобретение необходимого оборудования, посадочного материала.

Основной этап:

- Совместная деятельность – посадка лука.

- Наблюдение и уход за “огородом”.

- Просмотр компьютерной презентации “Витамины растут на грядке”.

- Рассматривание иллюстраций по теме проекта.

- Использование дидактических игр “Что растет в огороде”, “Вершки и корешки”, “Четвертый лишний”, “Найди пару”, “Собери целое из частей”.

- Фотосессия “Мы сажали огород”.

- Совместное художественное творчество “Наш урожай”.

- Игра – инсценировка “Огородная – хороводная”.

- Проведение консультаций для родителей “Лук от семи недуг”, “Полезные свойства лука”, “Зеленый мир на окне”.

Заключительный этап:

- Употребление выращенного лука в пищу.

- Выставка детских работ “ Вырастили мы лучок”.

- Презентация материалов проекта на педагогическом совете.

Вывод.

Результатом проекта стало повышение уровня знаний детей об овощных культурах; о необходимых условиях для их успешного выращивания; совершенствование трудовых навыков.

Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности.

Сам процесс и результат проекта принес детям удовлетворение, радость, переживания, осознания собственных умений.

Родители узнали, что используя метод проекта дети смогут самостоятельно добывать знания, а не получать их в готовом виде.

Список используемой литературы

1. Корнилова В. М. "Экологическое окно” в детском саду. - М.:  ТЦ Сфера, 2008г.- 123 с.

2. Коробова М. В., Белоусова Р. Ю. Малыш в мире природы: Методическое пособие для воспитателей и родителей.- М.: Просвещение, 2006г.- 93 с.

3. Маневцова Л.М., Саморукова П.Г. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников. - СПб.: Акцидент, 1998г. - 319 с.

4. Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада.- М.: Мозаика - синтез,  2004г. - 91 с.

5. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – 2-е изд.- М.: Мозаика - Синтез, 2006 г. - 104 с.

6. Осипов Н.Ф. Занимательная ботаническая энциклопедия. - М: Педагогика - ПРЕСС, 1998г. -   208 с.

7. Смирнов А. “Зачем луку луковица”. – М.: Малыш, 1990г. – 24 с.