Цель урока: познакомить обучающихся с особенностями внешней организации дождевого червя, как представителя типа кольчатые черви, класса малощетинковые, и их ролью в природе и жизни человека.
Задачи урока:
Образовательные:
- рассмотреть особенности организации кольчатых червей как наиболее эволюционно продвинутой группой животных;
- расширить знания учащихся о прикладном значении животных в природе, значении и роли в природе и жизни человека;
Развивающие:
- продолжить формирование умений выполнять лабораторную работу по инструкции, делать выводы, решать проблемные вопросы, сравнивать, анализировать, публично выступать, работать на компьютере;
- формирование критического мышления;
Воспитательная:
- воспитывать бережное отношение к природе;
- ответственное отношение к выполнению порученных заданий.
Тип урока – комбинированный.
Методы:
- Методы формирования интереса к учению (рассказ, учебные дискуссии, методы эмоционального стимулирования);
- Методы организации и осуществления учебных действий и операций (рассказ, демонстрации, видеопоказ, выполнение заданий и упражнений, анализ и сопоставление учебного материала);
- Методы самоуправления учебными действиями (самостоятельная работа с учебником, выполнение лабораторной работы с живым экземпляром);
- Методы контроля и самоконтроля .
Оборудование: чашка Петри, влажная фильтровальная бумага, пинцет.
Ход урока
I. Актуализация знаний. Введение в тему.
Учитель. Ребята, мы с вами изучаем мир червей . Мир который порой скрыт от наблюдений. Каждый из вас после дождя наблюдал появление на дорогах червей. Кто они? К какому типу относятся? Какой ведут образ жизни? На эти вопросы ответим изучив новую тему.
Учитель:
- озвучивает тему урока (слайд № 1)
- главный вопрос урока сформулирован в эпиграфе, можно ли подтвердить или опровергнуть слова Ч.Дарвина ( слайд № 2) подводит к цели урока
II. Изучение нового материала
1. Классификация. Учитель. Мы должны познакомиться с систематическим положением изучаемого объекта.
К типу Кольчатые черви относятся классы Многощетинковые (Полихеты) и Малощетинковые (Олигохеты) черви и Пиявки. (демонстрация “Кольчатые черви” слайд №3)
Систематика дождевого червя(слайд №4)
Тип Кольчатые черви - Annelida
Подтип Поясковые - Clitellata
Класс Малощетинковые – Oligochaeta
Отряд Высшие олигохеты – Lumbricomorpha
Семейство Люмбрициды - Lumbricidae
Вид Дождевой червь – Lumbricus terrestris
Прав ли Ч. Дарвин? Каковы особенности строения дождевого червя всязи с его образом жизни?”
Для решения этого вопроса ученики выполняют лабораторную работу .
2. Лабораторная работа “Особенности внешнего строения дождевого червя, связанные с жизнью в почве” (слайд №5-14)
Цель: найти во внешнем строении дождевого червя черты приспособленности к жизни в почве.
Учитель знакомит учеников с ходом работы, регламентом и правилами выполнения ее.
Проверка выполнения лабораторной работы, учитель просит учеников перечислить особенности внешнего строения дождевого червя, связанные с жизнью в почве и ответить на вопрос. Прав ли Ч. Дарвин? (Ответы учеников.)
После обсуждения вопроса об особенностях внешнего строения, демонстрируется видеоролик “ Движение дождевого червя”(слайд №15)
3. Некоторые виды дождевых червей занесены в Красную книгу (демонстрация “Кольчатые черви” слайд №18).
4. Учитель знакомит учащихся с существование музея дождевого червя.
Музей Дождевого червя ( слайд 16-17) создан по общественной инициативе для просветительских целей. Задача экспозиции - дать посетителю посмотреть на дождевых червей другими глазами и понять красоту и сложность любого проявления жизни. Музей базируется в Москве, но способен путешествовать. Этот сайт является электронной версией Музея дождевого червя - передвижной экспозиции, рассказывающей о замечательных животных - дождевых червях. Об их полной риска жизни, сложном поведении, удивительных способностях, друзьях и врагах, о рождении, любви и смерти. А также о том, как они устроены и что значат эти великие созидатели и преобразователи почвы для жизни на Земле.
5. Роль дождевых червей в природе и жизни человека. ( слайд №19-№ 20)
Учитель. Люди мало знают о дождевых червях, об этих робких и беззащитных обитателях почвы, нередко плохо к ним относятся.
А какой вред может нанести человек дождевым червям? (Ответы учеников.)
- использует их для рыбной ловли,
- в почву вносит химические удобрения и ядохимикаты,
- строит города, на территории которых лишает червей пищи, уплотняет почву,
- режет при перекопке земли,
- скармливает скоту и т.д.
Домашнее задание.
- Параграф учебника № 9.
- Заполните таблицу “Сравнительная характеристика представителей разных типов червей”
Признаки | Белая планария | Дождевой червь | Аскарида |
Образ жизни. | |||
Количество слоев тела | |||
Полость тела | |||
Кожно-мускульный мешок | |||
Пищеварительная система | |||
Кровеносная система | |||
дыхательная | |||
Нервная система | |||
Органы чувств | |||
Выделительная система | |||
Половая система, оплодотворение |