Цель: Приобщение детей к традициям русского народа.
Задачи:
- Продолжать знакомить с русскими народными праздниками (Масленица).
- Формировать умение исполнять русские народные песни и пляски.
- Актуализировать представления детей о названиях и назначении предметов быта в русской избе.
- Формировать у детей навыки творческого взаимодействия.
Подготовительный этап:
- Показ презентации “Широкая Масленица”.
- Разучивание русской народной песни “Мы давно блинов не ели”.
- Разучивание частушек, стихов, закличек, коротких диалогов о Масленице.
- Оформление презентации загадок о Масленице и кроссворда к ней.
- Разучивание музыкальных игр: “Ручеек”, “Вышел Ваня погулять”, эстафет с блинами, хороводов.
- Подбор музыкального оформления.
- Знакомство с русскими народными инструментами.
- Организация мини-музея платков, полотенец к празднику.
Организационный этап:
- Оформление зала.
- Выставка кукол-самоделок “Веселая Масленица”.
- Выставка изделий народных промыслов: дымковская игрушка, хохлома, гжель.
Ход мероприятия
Входят дети в русских народных костюмах под музыку “Виноград” (группа “Иван Купала”), встают полукругом.
Ведущий:
От души вас поздравляем
И сердечно приглашаем:
Все заботы бросьте,
Приходите в гости!
Прямо к нашему крыльцу,
К нам на Масленицу!
Дети исполняют песню-приветствие “Ты мне улыбнись!”.
Дети читают стихи:
1)
Со времён старинных, давних
Праздник Солнца к нам спешит.
Он один из самых ранних
В окна вешним днём глядит.
2)
Это Масленица мчится
Вдоль по улицам родным.
И гуляет вся станица,
Ест блины куском большим.
3)
Как на Масленицу Данечке
Напекут печатных пряничков.
Заведут блиночки-солнышки,
Испекут на сковородушке.
4)
Ох, люблю же я блины!
До чего они вкусны!
Мне их мамочка печёт.
Вот опять их есть зовёт.
Ведущий:
А давайте-ка, ребятки,
Отгадаем мы загадки!
(Слайдовая презентация “Загадки Масленицы”. Ответы дети поочередно записывают, разгадывая тематический кроссворд, в результате в выделенных клетках получается слово “МАСЛЕНИЦА”)
ЗАГАДКИ:
Слайд №2
Кто играет на дуде
Целый день,
Кто и пляшет и поёт,
Веселит вовсю народ?
Ох, мальчишечка не плох,
А зовётся - ... (Скоморох)
Слайд №3
Что за место, вы скажите,
Как назвать его, друзья?
Будто в модном магазине,
Можно все купить всегда,
Есть прилавки и витрины,
Продавцы у них стоят,
Раз в году они выходят,
Сувениры продавать (Ярмарка).
Слайд №4
Сей продукт дает корова,
Он на солнышке блестит.
Он хорош к блинам и к каше,
В холодильнике лежит (Масло).
Слайд №5
С маслом и сметаной –
Разные они вкусны!
Сладкие румяные –
Словно солнышки...(Блины).
Слайд №6
В избе – изба,
На избе – труба.
Зашумело в избе, загудело в трубе!
Видит пламя народ,
А тушить не идёт (Печка).
Слайд №7
Метель затихла, ветры смолкли,
У елей чуть блестят иголки.
А Дед Мороз садится в сани,
Ему пора прощаться с нами.
Ему на смену, величаво
Идёт красавица одна.
О ней вы знаете немало,
Зовут красавицу ...(Весна).
Слайд №8
За обедом суп едят,
к вечеру “заговорят”
деревянные девчонки,
музыкальные сестрёнки.
Поиграй и ты немножко
На красивых ярких...(Ложках)
Слайд №9
В синем небе жёлтый блин.
Ну давай его съедим!
Нет, уж больно блин горяч,
Ты свои ладошки прячь (Солнце).
Слайд №10
Он бывает носовой,
шейный или головной.
Просто ткани лоскуток...
как зовут его? (Платок)
Слайд №11
В этот праздник, все стремятся,
Долго дома не сидеть,
А на ярмарку все мчатся,
Представления смотреть,
Выступают скоморохи,
Пекут вкусные блины,
Раз в году бывает праздник,
В завершение зимы (Масленица).
Ведущий:
Масленица — праздник старинный, на Руси его отмечают с весельем и забавами. Каждый день Масленицы имеет свое название и значение. Давайте поиграем в игру “Я начну, а ты продолжи...”:
Понедельник — (встреча);
Вторник — (заигрыш);
Среда — (лакомка);
Четверг — (разгул);
Пятница — (тёщины вечера);
Суббота — (золовкины посиделки);
Воскресенье — (прощеное воскресенье).
А какой у нас сегодня день недели? Правильно, четверг - разгуляй, веселье давай! А кто на народных гуляньях всех веселит и забавляет? Ох, мальчишечка неплох, а зовётся... скоморох! (весело, под музыку “Широкая ты, Масленица” вбегает Скоморох)
Скоморох:
Все! Все! Все! Все на праздник!
Масленицу встречаем,
Зиму провожаем,
Весну закликаем!
Спешите! Спешите!
Подходите все, без стеснения!
Билетов не надо –
Предъявите хорошее настроение!
Будем праздник продолжать,
Вместе весело играть!
Вы ведь любите играть? А соревноваться? У меня есть игры и эстафеты на любой вкус! Сначала я хочу убедиться в том, что вы ловкие и быстрые (проводится игра “Моталочка” с двумя парами детей).
А вы знаете, из каких продуктов ваши мамы и бабушки пекут блины? Если этот продукт можно использовать для приготовления блинов — вы похлопайте, а если нет — потопайте (называет разные продукты). Молодцы!
А из нашей из печи
Блины очень горячи!
Кто их быстро принесет,
Руки тот не обожжет!
(проводится игра-эстафета “Перенеси блины” под русскую народную мелодию “Ой, вы, сени, мои сени”.
Ведущий:
Наши дети умеют не только быстро бегать с блинами, но и петь песню о них (исполняется русская народная песня “Ой, блины, блины, блины”, дети играют на ложках.
Ребенок читает стихотворение:
Масленица, Масленица,
Дай блинком полакомиться!
Прогони от нас метели,
Прокати на карусели,
Растопи холодный лёд,
Пусть весна скорей придёт!
Скоморох: Ой, да я ведь как раз хотел предложить вам покататься на карусели!
Подходи, честной народ, карусель вас всех зовёт!
Дети, в круг скорей вставайте,
И гостей к нам приглашайте!
(под музыку проводится подвижная игра “Карусель” с лентами с участием родителей).
Скоморох: Масленичные гулянья не обходились без веселой музыки. А вы знаете, как звучат русские народные музыкальные инструменты? Давайте проверим (проводится музыкально-дидактическая игра “Угадай, что звучит”).
Скоморох: А в запасе у меня есть ещё одна игра! (проводится музыкальная игра с платочками: дети танцуют, выходя поочередно под музыку, затем все вместе приглашают на танец родителей).
Ведущий:
Ну, спасибо, Скоморох,
Веселил ты нас, как мог!
А теперь пора прощаться,
И домой всем собираться!
(уход детей и гостей под музыку “Масленица пришла”)